https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Как оказаться на одном борту с мастерами парусного спорта, узнать секреты хорошей гонки и тонкой настройки парусов, понять, что же на самом деле приводит к победе и, наконец, испытать себя в стихии? Мы приняли участие в Белорусской яхтенной неделе – любительской парусной регате, которая проходила с 21 по 28 мая у берегов Черногории. </strong></p>

 Кто знает, что такое грот? – громко и еще с энтузиазмом произносит капитан.

Экипаж молчит.

 Кто знает, что такое стаксель? – также громко задается новый вопрос.

Экипаж задумывается, а не грязно ли выругался их шкипер.

 Поставим вопрос по-другому: кто хоть раз ходил на яхте?

Скромный голос сообщает, что пару раз все-таки было…

Забегая вперед, хочется отметить, что именно команда новичков пришла первой благодаря опытному капитану и невероятно слаженной работе экипажа, который всего за день смог начать выполнять все команды быстро и с колоссальной точностью.

Международный яхтенный центр в Минске (IYC) смог собрать на берегах Черногории шестьдесят белорусов из разных уголков нашей страны. Объединяла всех собравшихся не только любовь к яхтингу, но и жажда приключений, желание испытать что-то новое, отвлечься от будничной суеты и активно провести свой отдых в компании единомышленников.

Участникам было предоставлено восемь новых яхт Sun Odyssey. Действиями экипажей управляли опытные капитаны, мастера спорта и инструкторы, а результаты гонок отслеживал судья мирового уровня Вениамин Гусев. Так что в такой обстановке сложно было не перенять опыт своих великолепных наставников и не заболеть яхтингом и гонками. Те, кто был первый раз, показывали чудеса обучения, а ученики яхтенной школы Beneteau  полученные в ходе занятий знания. В общем, каждый был при деле. Но, пожалуй, начнем с самого начала.

От Бара до Херцег-Нови

Без сомнения, все когда-нибудь видели одиноко идущую яхту где-то вдали у линии горизонта, волнорез, стеной отделяющий море от марины, несколько кораблей, выходящих из порта. Так тихо, так спокойно, так мирно.

Но вот вы первый раз за штурвалом, и эта тишина и спокойствие превращаются в трассу регионального значения: с ухабами в виде натянутых рыбацких сетей, отделенную стенами гор, живущую по собственным правилам. Конечно, пройдет совсем немного времени, и все вернется к той же идеалистической картине, но пока море необходимо хотя бы попытаться понять.

«Покажи ему левый борт,  подсказывают при приближении другой яхты. – Разверни немного больше, чтобы было видно». Вот такой достаточно простой способ дать понять, как две лодки будут расходиться в море. Работает со всеми… кроме лайнеров – им все равно, у них свой курс. Так что, когда идет лайнер, все аккуратно «разбегаются» в разные стороны и в большинстве своем сразу начинают фотографировать. Мы фотографируем их, восхищаясь величием, они фотографируют нас, восторгаясь свободой и маневренностью.

Наш маршрут будет пролегать по живописным местам Бар – Будва – Котор  Херцег-Нови – Бигово, и на каждом этом участке выставят дистанции для гонок, а по общим результатам всех дней будет объявлен победитель регаты.

Из марины Бара мы вышли днем, после ночевки на яхтах. Сами яхты – это отдельная тема. У причала стояли всевозможные их варианты: гоночные, круизные, парусные, моторные, маленькие и экономичные, огромные с расходом топлива как у самолета. Наши 13-метровые Sun Odyssey не сильно бы выделялись на фоне остальных, но они стояли в ряд, ожидая свои экипажи, поэтому не заметить было невозможно. К слову, многие отказываются от долгих переходов на яхте, считая, что здесь нет удобств и комфорта. Конечно, если посмотреть на гоночные «болиды», то там есть только минимальные удобства, но они и не для этого предназначены.

Зато круизные обладают всем необходимым. Здесь есть и два душа, удобные и просторные каюты, плита, холодильник, множество разнообразных шкафчиков и полок, где хорошо хранить вещи. Именно на таких яхтах команды проведут всю неделю, пока будет длиться гонка. И, несмотря на относительно закрытое пространство, проведут без проблем, споров и эксцессов. Ведь глупо с легкостью доверить кому-то свою жизнь, а потом до хрипоты спорить о бытовых мелочах.

Вообще для того чтобы открыть в себе что-то новое, человеку необходимо выйти в море. Здесь учишься не только у воды, ветра и природы их силе и стойкости, здесь взращиваешь внутри себя уверенность, терпение, дисциплину и доверие к остальным – то, чего так не хватает, когда под ногами есть твердая почва. Именно здесь, в нескольких милях от берега, воздух пропитан настоящей свободой, оставляя всю суету и открывая истинное лицо человека.

На своем пути мы смогли посетить великолепные портовые города, скрытые горами пляжи, небольшое поселение Бигово, где проживает немногим более ста человек с одной фамилией, насчитывающей около 600 лет, попасть в шквал, узнать, что такое штиль, окунуться в еще прохладные воды Адриатики и испытать радость побед.

Будва, где состоялось начало Белорусской яхтенной недели, встречала нас узкими улицами и первой открывала исторические места Черногории. В 1979  и 1987 годах это место потрясли землетрясения, которые нанесли большой урон Старому городу. Но уже сегодня, лишь зная об этом факте, можно заметить последствия. Старый город восстановили, и он, как и прежде, приветствует своих гостей. И только придя со стороны моря, можно наблюдать все его великолепие, ведь именно море дало жизнь таким городам.

А дальше  все больше и больше. Легенды, исторические места, прекрасная культура, великие горы и бескрайнее Адриатическое море. С каждой стоянкой Черногория открывалась с новой стороны.

На подходе к Котору мы прошли Пераст, удивляющий своим рукотворным островом и монастырем. По легенде, именно здесь нашли чудотворную икону, после чего риф было решено сделать островом и воздвигнуть на нем храм. Две сотни лет в это место свозили разбитые вражеские и собственные корабли, кидали камни моряки, проходящие мимо. Две сотни лет рождался новый, единственный рукотворный остров Черногории, который сегодня красивым храмом встречает проходящие мимо яхты. Здесь больше нет цепей, натянутых с одной стороны пролива к другой, чтобы останавливать врагов, не гремят залпы орудий, нет необходимости в таком количестве часовен, чтобы передавать сообщения. Но в этих городах сохранился свой собственный колорит, возможно, оставшийся от смешения различных культур и архитектурных стилей, но тем не менее чарующий и невероятный.

Таким же кажется Котор – город, неразрывно связанный с морем. И войти в него другим путем – все равно, что упустить всю суть этого места. Множество развилок и закоулков, маленькие улочки, которые, кажется, обязаны закончиться тупиком. Венеция оставила свой стиль в жизни этого города, подарив ему прекрасную архитектуру и невероятные строения. И все равно, забираясь на самый пик Котора, смотришь не на Старый город, а на море и горы, которые его окружают.

Уже другим кажется Херцег-Нови — «город тысячи ступенек». Он открытым листом устроился у моря, приглашая посмотреть свои достопримечательности и окунуться в его жизнь. В отличие от Котора, где, сойдя на берег, вы сразу оказываетесь на тротуаре, а за узкой дорогой виднеется рынок, здесь город открывает себя путешественникам постепенно и ненавязчиво.


Любители и профессионалы

Но даже красота гор Черногории не вызвала такой бури эмоций, как регата. Именно своими впечатлениями от гонок делились все экипажи, когда выходили на сушу в любом новом месте. Говорить о настрое команд можно много, но все будет сводиться к восхищенным рассказам. Совсем другое дело  узнать всю правду от  капитанов, за плечами которых множество пройденных миль. Спокойствию каждого этого человека можно только позавидовать  они уверенно следили за своими командами, готовые в любой момент исправить все, что умудрились сделать остальные.

Следует отметить, что, готовясь к регате, желательно знать не только правила расхождения судов в море, но и правила парусных гонок. Когда дистанция установлена, буи расставлены, количество кругов, которые необходимо пройти, названо, дважды повторено, как и какой буй обогнуть, невольно вспоминается «Остров сокровищ»: «Где карта, Билли? Ничего же непонятно». Но, оказалось, человек может привыкнуть ко всему. Уже после первого старта все прекрасно разбирались в дистанции; через два дня не только слышали, но и понимали, что говорят по рации; а к концу гонки уверенно подсчитывали свои очки и разрабатывали стратегии.

Капитаны в это время с пониманием смотрели на все происходящее, делясь своими историями и личным опытом. Во время гонки они не просто управляли действиями экипажа, но и сами «летали» по яхте, подтягивая, настраивая, внимательно следя за всем, что происходит. Здесь собрались победители регат, мастера спорта, капитаны с большим опытом как гонок, так и инструкторской деятельности, и ученики школы, которые выступили в роли шкиперов. Они до секунды просчитывали время подхода к стартовой линии, быстро реагировали на изменение ветра и видели, где и когда придет порыв.

Для того чтобы начать гонку, яхта должна пересечь линию старта после пятиминутной стартовой процедуры. В течение этих пяти минут моторы выключены, а лодки, поставив паруса и набирая скорость, движутся к стартовой линии. Мы оказались на яхте № 4 Vitus под управлением Павла Финаева (мастер спорта, инструктор в яхтенной школе Beneteau в Минске) и каждый раз стартовали ровно по звуковому сигналу.

 Для любительской регаты все было организовано прекрасно,  делится своими впечатлениями Павел, – дистанции были короткими, чтобы между гонками экипажи могли отдохнуть. Судья с пониманием относился, если кто-то просил подождать, так что всем хватало времени начать стартовую процедуру.    

Учитывая, что я участвовал во многих регатах, то для меня не возникало каких-то нестандартных ситуаций. Вот азарт, борьба, как все команды обсуждали сами гонки в конце дня – это и есть те самые пиковые моменты, то, что понравилось больше всего. Порадовали экипажи, которые смогли достаточно быстро сориентироваться. И самое главное – у всех было желание победить, а это важная составляющая для проведения запоминающейся регаты. Здесь главными были эмоции людей. Так что, когда видишь радостный экипаж, как люди хлопают друг другу после финиша и искренне счастливы друг за друга, то именно от этого получаешь кучу положительных эмоций.

Для нас же каждый поворот был интересен. Те, кто прошел обучение в яхтенной школе, прекрасно знали оверштаг, фордевинд, разбирали все курсы относительно ветра, изучали, что такое наветренная и подветренная сторона, да и каждый мог спокойно в одиночку справиться с парусами Sun Odyssey в прогулочном режиме. Но во время гонок все менялось. И если для капитанов и не было из ряда вон выходящих моментов, то для экипажей практически каждую гонку находилось что-то новое.

Чего стоит один только поворот, когда расстояние между яхтами составляло чуть более десяти сантиметров. Или касание буя, когда на хорошей позиции приходится разворачиваться на 360 градусов.

При этом все надо делать не только точно, но еще и быстро, перебегая с левого борта на правый и назад, чтобы избавиться от излишнего крена. «И при каком крене яхта переворачивается?»  задаю стандартный вопрос всех новичков, смотря вниз с правого борта и подумывая, не пора ли тянуться к спасательному жилету. «Когда крен будет 135 градусов, тогда и перевернется»,  не задумываясь, отвечает капитан, с легкостью пробегая мимо по палубе и продолжая работу, словно ничего не происходит.

К концу гонки все уже сами понимали, что и в какой момент необходимо делать, подписи к такелажу были выучены, а на яхте можно было ориентироваться с закрытыми глазами.

По результатам регаты наш Vitus пришел третьим, что, без сомнения, добавило эмоций экипажу. Нужно сказать, что эта регата собрала совершенно разных людей по возрасту, сфере деятельности, увлечениям. Но в каждом смогла разбудить те самые чувства восторга от всего нового, азарта, жажды приключений, которые успели притупиться в обыденной жизни. Артуро Перес-Реверте как-то писал: «Морю совершенно безразлично, что люди утрачивают веру в приключения, в затонувшие корабли, в поиски сокровищ. Те загадки и истории, которое хранит оно, обладают собственной жизнью и будут обладать ею, когда жизнь на земле исчезнет навсегда».

https://www.traditionrolex.com/8