Промышленный или, как его еще называют, производственный туризм сегодня набирает обороты во всем мире. Путешественники все чаще хотят не только увидеть, скажем, замки Чехии, но и посетить фабрику богемского стекла Ruckl Crystal. Предприятия Европы и Америки давно распахнули свои двери перед посетителями, да и в соседних с нами странах тоже – в России, например, есть даже операторы промышленного туризма.

Промышленный или, как его еще называют, производственный туризм сегодня набирает обороты во всем мире. Путешественники все чаще хотят не только увидеть, скажем, замки Чехии, но и посетить фабрику богемского стекла Ruckl Crystal. Предприятия Европы и Америки давно распахнули свои двери перед посетителями, да и в соседних с нами странах тоже – в России, например, есть даже операторы промышленного туризма.

 Выгоды этого вида туризма очевидны: для экскурсантов это возможность удовлетворить любопытство, узнав, как собирают автомобили или делают шоколад, для предприятий – способ улучшить имидж и укрепить репутацию компании. А для стран, не очень богатых интересными объектами, это реальный шанс увеличить собственную туристическую привлекательность.

Научиться ремеслам? Запросто!

Как правило, наибольшей популярностью у туристов пользуются ремесленные производства, и каждая страна охотно демонстрирует процесс создания изделий, ставших ее символами. Например, в туре по Китаю путешественнику непременно предложат посетить шелковую фабрику, а в голландской деревушке Зансе-Сханс создан музей под открытым небом, где есть и мастерская по изготовлению знаменитых деревянных башмаков – кломпов.

Состояние этой ветви промышленного туризма в Беларуси также внушает оптимизм: предприятия, так или иначе связанные с традиционными ремеслами, с некоторых пор начали более активно сотрудничать с туристической отраслью.

КЕРАМИКА Современный и весьма практичный подход продемонстрировала  фабрика «Белхудожкерамика» в Радошковичах: год назад она организовала специальный семинар для турфирм и заявила о желании принимать туристов. Кстати, ситуация, когда предприятие приглашает турфирмы к сотрудничеству, сама по себе является приятным исключением. Чаще бывает наоборот – специалисты турбизнеса, рассказывая о попытках организовать экскурсии на производство, сетуют на «несговорчивость» наших фабрик и заводов. Каждые понедельник, вторник, среду и пятницу гости «Белхудожкерамики» могут понаблюдать за работой мастеров, услышать рассказ о гончарном ремесле и увидеть процесс превращения глины в предметы обихода. Экскурсия по предприятию предполагает также посещение фирменного магазина. Стоимость экскурсии – всего три тысячи белорусских рублей, а заплатив еще тысячу можно на время сменить профессию и под руководством мастеров самому создать глиняный шедевр. «Пик популярности таких экскурсий приходится на летние месяцы, – рассказывает заместитель директора по производству и перспективному развитию ОАО «Белхудожкерамика» Светлана Каховская. – Основную часть приезжающих к нам туристов составляют детские группы и отдыхающие из расположенных неподалеку санаториев, хотя нередко приходится принимать и зарубежных студентов, и сборные туристические группы».

Фабрика художественных изделий «Слуцкие пояса» и вовсе являет собой пример редкого по нынешним меркам бескорыстия: экскурсии по предприятию проводятся здесь совершенно бесплатно! Нужно лишь за день до предполагаемого приезда позвонить в приемную и известить о желании понаблюдать за процессом, о котором мы, благодаря классику белорусской литературы, наслышаны еще со школьной скамьи. Экскурсанты смогут познакомиться с производством знаменитых слуцких поясов, а также посетить цех ручного ткачества и понаблюдать за работой на кроснах, узнать, как вышивают на ручных машинах скатерти и блузки или увидеть, как на машине с электронным управлением стегают одеяла с узором. Отправившись в прядильно-крутильный цех, гости смогут проследить процесс превращения волокна в нить, ну а те, кто хочет освоить необычную профессию, под руководством мастериц научатся ткать, прясть, стегать, вышивать. Кроме того, по окончанию экскурсии посетители могут без наценок приобрести продукцию фабрики. Приобщиться к миру ткачества туристы могут во все дни, кроме выходных. «Большинство наших гостей – школьники, нередко приезжают также иностранные делегации, – комментирует ведущий художник РУП «Слуцкие пояса» Антонина Исакова, которая, как правило, и проводит экскурсии. – Период наиболее плотного графика экскурсий приходится на школьные каникулы. А вот туристы в классическом понимании приезжают к нам значительно реже». А жаль, ведь услышать историю уникальных поясов и узнать технологию их производства – это очень интересно.

Есть у белорусских туристов и возможность узнать, как делают валенки. Технологи, а иногда и сам директор Смиловичской валяльно-войлочной фабрики, совершенно бесплатно расскажут гостям предприятия обо всех стадиях процесса обработки шерсти, покажут станки и оборудование и познакомят посетителей с историей «валяльного дела». После экскурсии туристы смогут заглянуть в фирменный магазин и обзавестись валенками на любой  вкус – всех расцветок, с вышивками, аппликациями и прочими украшениями. «Хотя фабрика не работает по выходным, организовать экскурсию в субботу или воскресенье не составит труда. – рассказывает ведущий специалист по туризму компании «Л-турс» Наталья Морозова, – Работники предприятия идут навстречу туристам и соглашаются познакомить гостей с производством – отчасти и потому, что эти экскурсии еще не поставлены на поток. Привлекать туристов мешает плачевное состояние архитектурных памятников в Смиловичах: одной фабрики, открывшей двери посетителям, недостаточно, чтобы сделать регион интересным для путешественников».

СТЕКЛО__ Хотя производство стекла нельзя назвать таким уж традиционным для Беларуси промыслом, экскурсию на березовский стеклозавод тоже можно считать знакомством с историй, ведь «Неман» – старейшее в нашей стране предприятие этой отрасли.

Посетив завод, гости смогут увидеть процесс выдувания изделий из хрусталя, узнать о развитии стеклоделия в Беларуси, а также посетить фирменный магазин завода и музей с коллекцией лучшей продукции за прошедшие 120 лет. «Березовский стеклозавод – одно из немногих предприятий, охотно принимающих туристов: как правило, договориться о проведении экскурсий на производство довольно сложно, – рассказывает директор турфирмы «Виаполь» Галина Потаева. – Тем не менее, здесь тоже были некоторые сложности. Так, до недавнего времени по субботам и воскресеньям экскурсии не проводились, потом долгое время по выходным не работал фирменный магазин и музей. А ведь посещение стеклозавода «Неман» входит в наш маршрут Лида-Березовка-Новогрудок, и наиболее востребованы такие экскурсии как раз в выходные дни».

Нелегкая промышленность?

Однако современный турист желает ознакомиться не только с традиционными ремеслами – не уступают им в популярности и экскурсии на высокотехнологичные предприятия, например, машиностроительной отрасли. Предложений тут тоже немало: путешествуя по Чехии, можно побывать в цехах автомобильного завода «Шкода», а также заглянуть в его музей и увидеть модели автомобилей, которые выпускались заводом с момента его основания в 1897 году. А на юге Франции, недалеко от Тулузы, компания Airbus приглашает туристов понаблюдать за процессом строительства самолетов или просто полюбоваться новейшими аэробусами.

МАЗ Белорусы и гости страны, считающие ремесла и легкую промышленность недостаточно масштабными, могут посетить Минский автомобильный завод. Базовая экскурсия по МАЗу предполагает посещение конвейера, а также музея трудовой славы МАЗ, и не будет стоить туристу ни рубля – экскурсии по автомобильному заводу проводятся бесплатно. Правда, приобрести сувенир на память о столь значимом событии гостю едва ли удастся: рекламная продукция, как отмечают сотрудники МАЗа, пока весьма ограничена. Тем не менее, число экскурсантов вполне приличное –  за прошлый год МАЗ принял 176 экскурсионных групп. Чаще всего это жители регионов, иностранные студенты и туристы из соседних стран. Кстати, посетителям, не достигшим 18-летнего возраста, вход на производство запрещен – им придется ограничиться прогулкой по музею и просмотром фильма о работе завода. Хотя «официальным» днем экскурсий считается среда, узнать, как делают тягачи, самосвалы и автобусы можно в любой рабочий день, строгих ограничений здесь нет.

«Сладкой жизни» белорусам не видать

Наверное,  не многие знают, что собственно история промышленного туризма началась в 1866 году, когда для посетителей были открыты двери завода Jack Daniel’s. С тех пор экскурсии, призванные познакомить гостей с производством алкоголя, не теряют популярности. Не нужно далеко ходить за примерами: в Армении всем желающим предлагается прогуляться по коньячному заводу «Арарат», в Крыму – посетить Институт вина и виноделия «Магарач», на юге России – отправиться на родину советского шампанского, в Абрау-Дюрсо.

Не менее любознательны и поклонники шоколада: фабрику «Кэдберри», к примеру, каждый год посещает около 400 тысяч человек, а в итальянской провинции Тоскана, которую называют «Шоколадной долиной», можно наведаться на фабрику Amedei.

chehia_beer_1 Белорусам, как взрослым так и детям, повезло, увы, значительно меньше. На Минский завод игристых вин посетителей не пускают в связи с его реконструкцией, да и о планах массовых экскурсий для туристов, по признанию руководства завода, говорить пока рано. Туристы также лишены возможности попасть на пивзавод «Оливария» – немногочисленных гостей на производство приглашают только в связи с торжественными для завода датами. А жаль, ведь минчанам и приезжим было бы интересно понаблюдать за процессом пивоварения и продегустировать результат, да и история предприятия достойна внимания. Сам завод, кстати, является памятником промышленной архитектуры XIX века.

На пивзавод «Криница» пускают тоже далеко не каждого: экскурсии проводятся здесь в основном для студентов, будущая профессия которых связана с пищевой промышленностью. Пока, несмотря на запросы турфирм, руководство компании приняло решение отказать в проведении экскурсий для туристических групп.

 

КОНФЕТЫ__ Похоже, что узнать, из чего сделаны белорусские конфеты, пирожные и всевозможные сласти, детишкам не удастся еще долго: предприятия, выпускающие разного рода лакомства, в один голос отказываются принимать экскурсантов, ссылаясь на суровость санитарных норм. Однако по словам сотрудников Республиканского центра гигиены и эпидемиологии, санитарные нормы не запрещают проводить экскурсии по предприятиям пищевой промышленности. И действительно, в Санитарных нормах, правилах и гигиенических нормативах «Гигиенические требования к предприятиям пищевой промышленности», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения 17.07. 2009 № 83, сложно найти пункт, предписывающий воздержаться от организации экскурсий по производству. И как показывает опыт соседних стран, посещение предприятий к катастрофичным последствиям не приводит. Одна из российских турфирм, например, предлагает экскурсии на кондитерский концерн «Бабаевский». Посетителям знаменитой фабрики предлагается прогуляться по цехам и павильонам предприятия, увидеть процесс изготовления и упаковки кондитерских изделий, а также в неограниченном количестве дегустировать продукцию и стать обладателями сладких подарков. «Бабаевский» – далеко не единственное в России предприятие пищевой промышленности, принимающее туристов. Можно посмотреть на производство мороженого, посетив Ногинский хладокомбинат, или, скажем, отправиться на булочно-кондитерский комбинат «Коломенское».

Очевидно, что пока за рубежом промышленный туризм развивается полным ходом, белорусские предприятия только начинают присматриваться к этому варианту. Можно только пожалеть, что наша страна не использует часть своего туристического потенциала, а многие ее предприятия отказываются от возможности прорекламировать свою продукцию таким нестандартным образом.