https://www.traditionrolex.com/8
<p>Вряд ли авторы «Вишневого табака» задавались целью наилучшим образом отрекомендовать родной агроэкотуризм, однако у них получилось.</p>

«ВИШНЕВЫЙ ТАБАК»

Krsitubakas/ Cherry Tobacco, Эстония, 2014, 93 мин., R. Реж.-сцен. Андрес Маймик («Кормораны, или Кожаные штаны не стирают»), Катрин Маймик (кинодебют); в рол.: Герд Раудсеп (Йозеп), Марич Нылвак (Лаура), Геттер Маресмаа (Мерит), Аап Салуметс (Эгерт), Анне Рееманн (мама), Маарья Якобсон (Кармен), Тийна Кадарпик (Хелле), Андрес Кютть.

Жанр. Почти приключенческая психологическая мелодрама.

Выбор. Очень скромный по затратам (бюджет 0,13 млн евро) фильм привлек внимание уже тем, что нескучно и познавательно затронул многие важные проблемы человеческого бытия, начиная, разумеется, с любви. Тем более первой и ранней… Стоит отметить, что минимализм этой картине определенно к лицу, более того, благодаря именно ему не теряются многие существенные нюансы.

Причем здесь Высоцкий? И действительно, легендарный советский поэт не имеет никакого отношения к «Вишневому табаку» (и наоборот, для сюжета значима песня польки Ania Broda). Тем не менее показалось уместным вспомнить именно Владимира Высоцкого. Возможно, под впечатлением от недавно увиденной по каналу «Культура» эстонской телепрограммы от 1972 года, впервые представившей этого артиста на ТВ (как случилась такая крамола – отдельный разговор). Неожиданно мягко Высоцкий исполнил несколько своих песен из фильма «Вертикаль», которые, на мой взгляд, превратили даже не альпинистские, а любые «рюкзачные» походы в нечто высокое (почти в паломнический акт). Сегодня, слушая эти творения, четко осознаешь, что то был не крик души, не желание поделиться собственным опытом, а гениальная презентация одного из видов активного отдыха-туризма (чего и требовалось от фильма). Благодаря им походам на природу уже в массовом сознании были приданы и смыслы, и философский контекст. Уверен, что при желании и производственной необходимости  Высоцкий мог бы аналогично ярко воспеть пребывание на даче или лежание на пляже. Так что пусть на меня не обижаются глубокоуважаемые любители турпоходов как таковых, но, на мой взгляд, они – не цель, а лишь способ достижения целей. В советские времена таковых было много, в т.ч.: внутренняя эмиграция, пребывание в зоне свободы, покорение сердца любимой, получение аудитории для прослушивания собственных песен… Но, пожалуй, главное – побыть самим собой. Я столь подробно на этом останавливаюсь, потому что попутно представляю главного героя «Вишневого табака» – Йозепа. По сегодняшним меркам он благополучный обыватель, бизнесмен от туриндустрии, патриот своей маленькой родины. Но его внешний облик, манеры, представления о рыцарстве и галантности выдают в нем типичного участника советского турпохода, вдохновляемого «вертикальными» песнями Высоцкого. Нынешняя работа гидом в сфере экологического туризма для Йозепа как способ зарабатывать на жизнь, так и возможность бывать в приятной себе реальности, куда более комфортной, чем домашний уют.

Эстонский темперамент. Легко представляю себе грузинский или мексиканский ремейк «Вишневого табака». И это будет перевод не просто на другой язык, а в иную психотипическую реальность. Конечно, анекдоты про заторможенность эстонцев – плод доведения ситуации до абсурда, но возникли они не на пустом месте. И мне эта эстонская сдержанность чрезвычайно нравится, в т. ч. и как она передана в представляемой ленте. К примеру, в эпизоде, где группа подвыпивших парней, заехав под запрещающий знак в заповедник, начинает проявлять агрессию по отношению к подопечным Йозепа. А он делает все возможное, дабы погасить конфликт. А чтобы не потерять лицо, констатирует, что не бьет детей.  

Мамы. В «Вишневом табаке» кратко, но выпукло представлены мамы двух юных персонажей – главной героини Лауры и Эгерта, который за ней робко, но симпатично ухаживает. Пусть и сильно проигрывая в глазах пассии Йозепу. Однако Лауру Эгерт как минимум не раздражает. Она умеет ладить с людьми, если не считать маму, которую откровенно жаль. Впрочем, той помогает как эстонская сдержанность, так и осознание того, что сама была не идеальной. Скорее всего, ранее она была деспотичной. Как ныне мама Эгерта, которая режиссирует свидание сына с девушкой, активно участвуя и в диалогах, и в трактовках мизансцен. Разумеется, с самыми благими намерениями. Сцены с мамами в картине удивительно тонкие и одновременно многослойные. Иначе чем обычно раскрывая конфликт поколений, при том почти обходясь без излюбленных кинематографом истерик.  

Подросткам всегда скучно. Именно так, кратко, но емко, сформулировала Лаура сущность кризиса переходного возраста. Беды, с ним связанные, взрослые часто возлагают на недостаточную организованность досуга. Но это не универсальное решение, иные молодые люди и в эпицентре внимания ощущают вселенскую тоску, а некоторые только и грезят тем, чтобы их не замечали. Но всякий отдельно взятый случай – особый. Вот и  Лаура разительно меняется за стенами родного дома. Будучи объективно привлекательной блондинкой, она всерьез увлекается танцами и всегда готова, не тушуясь, продемонстрировать смешение хореографии, пантомимы и почти цирковой эксцентрики. Лауре легко быть своей в шумной молодежной тусовке, но за компанию с подругой она с удовольствием отправляется и на заведомо скучную экологическую экскурсию…

Место действия. Съемки проходили в эстонской волости Вярска с одноименным административным центром (население – около 500 жителей). Расположена она на юге страны, на границе с Россией, и славится как исключительный центр культуры Сетумаа. Здесь сохранилась нетронутая природа и добывается одноименная минеральная вода. Полагаю, что подобные фильмы еще и замечательная реклама тем местам, где происходит действие. Благо сделано это ненавязчиво. Однако всякий раз подмечаешь то дощатую дорожку, ведущую непосредственно в заповедное болото, то вышку на трассе, с которой приятно осмотреть достопримечательности, то всякие милые удобства, созданные прямо у тех мест, где устанавливаются палатки. В группу, ведомую Йозепом, мужичком в тельняшке, мохнатой бородке и с трубкой, входит четверо туристов. Сначала он их везет на автобусе, живо напоминающем о советских автостандартах. По пути этот автомобиль сбивает оленя, но это ничуть не портит настроение гиду, мол, еще одно свидетельство природного кругооборота. К чести Йозепа, он не обрушивает на подопечных потока фактов и цифр, чем грешат многие его коллеги. Он просто старается сблизить городских жителей с тонкостями природы. Подробно повествует, что есть болото, как оно устроено, а  «наглядные пособия» выуживает, погружая в него руку. Потом ведет по красивой, но пугающей жиже, а на привале кормит туристов салом и растущими вокруг ягодами. Ночевка радует баней, песнями у костра и своеобразным ужином. В программе тура есть место и для знакомства с местным агротуризмом, славным особым национальным колоритом. И все с тонким юмором и без понуканий. Проще говоря, мне понравилась работа гида, а Лауре – мужчина, который ею занимается. Оказывается, ей претят смазливые тупицы и очень привлекают настоящие мужчины, особенно владеющие своим телом. А развлекая туристов игрой в правду или действие, Йозеп неожиданно ловко исполняет танцы дикарей. Как от такого не потерять голову?

В любви как на войне. Бродяга по своей сущности, Йозеп не скрывает, что женат и растит детей, но Лауре пока это не важно. А его гложет искушение завести «курортный» роман. И хорошо видно, как он старательно работает над совершенствованием собственной души, чтобы не принести горя замечательной девушке. Тем более отнюдь не глупышке. Ведь фраза «завтрак сюрреалиста» в ее устах вполне осмысленна. Чем закончится эта история? А разве это важно, когда идеального или хотя бы легкого выхода из сложившейся ситуации в принципе не существует?..

https://www.traditionrolex.com/8