https://www.traditionrolex.com/8
Командировка в Гродно свалилась как снег на голову и несколько сбила мои планы, но вместе с тем и обрадовала. Командировка – это тоже путешествие, одна из радостей жизни, обновляет мысли, освежает восприятие, выдергивает из водоворота повседневности и манит приключениями.

Командировка в Гродно свалилась как снег на голову и несколько сбила мои планы, но вместе с тем и обрадовала. Командировка – это тоже путешествие, одна из радостей жизни, обновляет мысли, освежает восприятие, выдергивает из водоворота повседневности и манит приключениями.

У Гродно интересная и богатая история. В I веке Гродненщину населяли балтские ятвяги, литва и славянские дреговичи. Славянские поселения появились в X веке. Первый герб города красив: олень с золотым крестом между рогами, перепрыгивающий через ограду.

Была в этом городе в 1985 году проездом – по дороге в Друскининкай целенаправленно выбрала маршрут через Гродно, чтобы посетить зоопарк, основанный в 1927 году и в то время единственный в Беларуси. Зоопарк  большой, занимает более 5 га, расположен недалеко от вокзала и насчитывает более 3 тысяч животных. До сих пор его помню, особенно террариум.

Оделась тепло, как-никак середина зимы, и в 7.20 вошла в маленький автобус, напоминающий маршрутку. Вроде как отапливаемый, в дубленке не мерзну, но за 5 часов дороги ноги начинают коченеть. Морозно, за окном еще темно.

Отъехали от Минска. Как мираж, возник ниоткуда густой, молочной белизны туман. Рельеф не изменился, и расстояние не так велико, ехали-ехали и – раз! – в аэрозольную субстанцию. Вершины деревьев кое-как вырисовываются на фоне неба, а остальное… «за туманом ничего не видно». Так что рассвет пришел незаметно, за густой пеленой.

Туман окружал, вызывая ощущение потерянности, оторванности от мира, одиночества. Понимаешь, что это просто часть дороги, а потом снова будет солнце, небо и все, как было, но тихая тревога вместе с влагой заползает в щели автобуса и ползет к ногам.

Дорога в две полосы, среди заснеженных полей и укрытых снегом лесов. Во встречающихся селениях дома укутаны снегом, в одном из дворов собачья будка занесена снегом настолько, что напоминает берлогу. По обочинам проселочных дорог сугробы по пояс.

Гродно

Приехали без происшествий. Справившись засветло с делами, отправилась на обзорную экскурсию в сопровождении коллеги. Говорю: «То ли по сравнению с Минском, то ли настроение такое, только, кажется, отнесло меня в прошлое». Отвечает: «Это мы вам показываем старый город».

Невысокие дома старой постройки, разбросанный по холмам частный сектор, пожарная каланча и спуск к Неману. Пожарная каланча – и сейчас одно из самых высоких зданий в городе (не горела ни разу при городских пожарах) – привлекает туристов своим панно. Я ее сфотографировала.

На холме у Немана не имеющая аналогов Коложская церковь, взирающая на несущиеся темные воды холодной реки. Старинная, построена в XII веке. В 1853 году Неман подмыл берег, на котором стоял храм, стена рухнула, и ее заменили деревянной. В советское время Коложа была закрыта, а в 1991 году храм возвращен церкви. В кладке стен замурованы выходящие наружу горлышками сосуды (голосники), улучшающие акустику.

Знакомые ездили в Гродно на экскурсию по церквям и костелам, приехали в полном восхищении. Говорят: «Никогда бы не подумали, что не за морями-океанами, а здесь, совсем рядом, можно увидеть такую красоту». Хочу на экскурсию по церквям и костелам. Конечно, не успею, но постараюсь хоть в некоторые попасть.

Спускаемся на набережную. Воды Немана несут льдинки и ошметки снежных сугробов, можно подумать, что заканчивается ледоход. Но здесь ледоход не начинается: после того как за городом выше по течению построили ТЭЦ, Неман зимой в Гродно не замерзает.

Забываю про холодный автобус, радуюсь открывшемуся пейзажу, любуюсь мощью Немана. Это мой край, моя земля, хотя родилась я в другом городе, а ощущение родства все равно присутствует.

Останавливаюсь в гостинице. Чистый номер, все, как за границей, только нет одноразовых тапочек, чайника и т. п. Но белоснежная постель, полотенца и чистота радуют. Оплатила завтрак, на рецепции сказали: «Шведский стол». Наверное, пошутили, но оладьи и блинчики были вкусными, в целом позавтракала с удовольствием. Правда, молоко принесли в маленьком кувшинчике лишь по моей просьбе и унесли, как только добавила в кофе.

С утра есть свободное время. Отправляюсь в кафедральный (фарный) костел Св. Франциска Ксаверия (1678),  в прошлом костел и монастырь иезуитов. Жители любят этот костел, и я иду, чтобы побыть поближе ко Всевышнему, полюбоваться красотой зодчества и ощутить мир в своей душе.

Опорные столбы украшены декоративными колонками иконостасов высокой художественной ценности, выполненными целиком из дерева. Многосюжетные композиции расположены в арочных нишах. Сегодня 25 января, но еще стоят новогодние елки, фотографирую рождественский сюжет (конечно, попросив разрешения). Долго любуюсь позолоченным иконостасом. За моей спиной над входом расположен орган.

Справа сидит группа женщин, читают молитву. Их голоса сливаются, они вместе прославляют Всевышнего. Я присаживаюсь рядом, приятно быть возле людей, которые объединены благими намерениями. Отступает чувство одиночества, горят свечи. Свечу может поставить каждый вошедший в храм. Они стоят на подсвечниках у икон (самообслуживание, деньги бросаешь в отверстие в подсвечнике).

На высоком крыльце у входа в костел – статуя Иисуса, несущего крест. У каждого из нас свой крест, и помоги нам, Господи, нести его достойно.

Из костела путь мой лежит в Свято-Покровский кафедральный собор. По размерам он больше. Бело-розовый выкрашенный фасад и позолоченные кресты среди белого-белого снега радуют глаз. Двор идеально расчищен. У изгороди, ограждающей двор собора, снежные сугробы в 2 метра высотой.

Мой взгляд привлекает форма нижней перекладины креста, она не прямая, а имеет форму полумесяца, уголки направлены вверх, на концах – стрелочки. Внутренняя отделка собора имеет голубой цвет. Больших размеров иконы и истории из писания, красивый иконостас.

Построен собор в 1915 г. в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли на Русско-японской войне 1904–1905 годов. Имена павших выбиты на мемориальных досках на стенах храма. В 1993 году здесь появилась новая мемориальная доска в память воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане.

Высота колокольни Свято-Покровского кафедрального собора 39,5 метра. Есть новые иконы с изображением новомучеников, пострадавших в годы гонений от богоборческой власти. В соборе находится чудотворная икона Казанской Божьей Матери, которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но ее не удалось даже подвинуть.

Идет служба, преклоняю колени перед иконой Божьей Матери. Устает наша душа от темпа жизни, информации и жесткости, черствеет. А вера согревает душу, дает смысл жизни, указывает путь в исканиях. Хотелось бы посетить и другие исторические места, связанные с военными действиями 1812 г., Старый и Новый замки, каменный арочный мост (XVII век), монастырь, церкви и костелы. Надеюсь, что я еще сюда вернусь.

Назад еду в настроении. Как бы целительная сила святых мест освятила душу и согрела сердце. Или стечение обстоятельств, или везет, но автобус большой и теплый, дорога не скользкая, день солнечный. Голубое небо, светлеющее к горизонту и яркий искрящийся на солнце снег.

Дорога полями и лесами. Таинствен зимний лес. Снег клонит ветки деревьев, некоторые ели напоминают сложившийся домик. Им бы стряхнуть снег и распрямиться, да, видно, тяжела их одежда, что так низко опускают лапки. Царство фей и гномов.

Группа елочек напоминает войско закутанных гномиков. Живая сказка. Иногда пролетающие по лесу феи затрагивают крылышком ветви, и столб медленно падающего снега в лучах зимнего солнца напоминает мираж, увлекая тайной возникновения. Наблюдаю за лесом, то тут, то там пролетают незримые феи.

Красота и тайны, которых не замечаем за сутолокой и беготней по расчищенным улицам города, радуют. Все-таки надо выезжать по выходным на природу, хоть на пару часов, чтобы просто войти в заснеженный лес, чтобы дотронуться до чуда.

https://www.traditionrolex.com/8