В преддверии сочинской Олимпиады-2014 экскурсии на Пелопоннес, в древнюю Олимпию становятся все более популярными у туристов из стран СНГ. Для белорусских путешественников компания «Музенидис Трэвел» предоставляет уникальную возможность – отправиться в конце сентября – начале октября в специальный тур и своими глазами увидеть торжественную церемонию зажжения жрицей олимпийского огня от солнечного луча, а в дополнение окунуться в безмятежность и негу бархатного сезона на Ионическом море.
Как Олимпия стала столицей спорта
Многие исследователи утверждают, что доисторическая древняя Олимпия никогда не была обычным городом: здесь, в долине между реками Алфей и Кладеон, жили только жрицы древнего святилища Геи, богини Земли, и Кроноса (сына Геи и Урана, отец Зевса).
Но позже именно здесь, как утверждают мифы (а с ними не поспоришь) могущественный Зевс победил своего отца Кроноса и низверг его в Тартар, встав на его место. И в этих же краях, согласно мифам, Геракл совершил свой седьмой подвиг, за один день очистив Авгиевы конюшни, а затем организовал на радостях праздничные спортивные состязания, посвятив их Зевсу.
Правда, это еще не были известные современности всегреческие Олимпийские игры.
Мифы рассказывают три разные версии об основании спортивных игр в Олимпии. Один из них, наиболее распространенный, повествует о царствовании в Элиде (сюда же входила Олимпия) жестокого царя Эномая. О божественной красоте его дочери ходили легенды. Самые храбрые и знатные воины мечтали взять ее в жены и приезжали просить руки со всей Греции. Но боги предсказали Эномаю, что его ждет погибель от зятя, поэтому он ставил женихам непременное условие – состязание на колесницах: победишь – невеста твоя. Сам же царь был отличным наездником, да и колесница у него была непростая, а подаренная самим Зевсом. Обгоняя очередного влюбленного юношу, Эномай на скаку поражал его копьем.
О красоте дочери Эномая прослышал и молодой Пелопс. Он подробнее разузнал о жестоких соревнованиях, в которых никто не мог победить царя, и решил пойти другим путем.
Сохранившиеся до наших дней античные скульптуры Пелопса, Эномая и других героев мифов древней Олимпии (Археологический музей)
Пелопс подкупил конюха Эномая, чтобы тот накануне состязаний вынул из колеса чеку. И в тот момент, когда Эномай стал обгонять Пелопса и уже приготовился метнуть в него копье, колесо отвалилось, и, как и предсказывали боги, царь погиб под перевернувшейся колесницей. Пелопс же стал мужем красавицы и получил царство в придачу, ему посвящен величественный Пелопион, находящийся в центральной части святилища в Олимпии, и его именем назван весь полуостров. А гонки на колесницах впоследствии стали одним из главных состязаний на Олимпийских играх.
«О, Зевс могучий, тебе посвящается…»
После завоевания Пелопоннеса дорийцами главные почести стали воздаваться уже богине Гере и могучему громовержцу Зевсу, ему же теперь посвящались и полюбившиеся всем спортивные соревнования в Олимпии.
Как известно, на первых Олимпийских играх соревновались только в беге, дистанция забега – стадиум – равнялась 192 метрам 27 сантиметрам (как считалось, размер ступни Зевса). И сегодня на древнем стадиуме в Олимпии (который сохранился в прежнем виде) многие туристы не отказывают себе в удовольствии пробежать первую олимпийскую дистанцию.
Белорусские туроператоры также не преминули выйти на олимпийский стадиум, победила Елена Николаева из «ТрейдВояжа»
Древнегреческие бегуны стартовали обнаженными из положения стоя, держа руки перед собой. Возможно, обнаженность атлетов явилась причиной того, что на игры в число зрителей не допускались женщины, кроме единственной – жрицы богини Деметры. В соревнованиях могли участвовать лишь чистокровные эллины, «варварам» разрешалось быть только зрителями.
Несмотря на то, что спортивные состязания в Олимпии проводились и раньше VIII века до н. э., традиционно датой первой Олимпиады называется 776 год до нашей эры. Вскоре в Играх прибавились другие виды: пятиборье (бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба), а также гонки на колесницах, кулачные бои и др. В дальнейшем стали проводиться также конкурсы искусств. На время олимпийских состязаний в Древней Греции прекращались все военные действия. Кроме того, по Олимпийским играм, происходившим через каждые 4 года, греки вели свое летосчисление; каждый промежуток между Играми назывался олимпиадой.
Сами древние Олимпийские игры длились пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, другая – религиозным обрядам (eorth), прежде всего в честь великого Зевса, с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами, прославлявшими победителей. Стоит отметить, что когда земли Олимпии вошли в число владений Илиды, элейцы установили здесь прочный культ Зевса, которому подчинились все остальные местные культы. И именно олимпийское святилище Зевса стало самым почитаемым в Древней Элладе.
Однако при том, что Игры, проводимые уже более 300 лет в честь бога Зевса пользовались огромной популярностью, в Греции все еще не было большого храма в его честь. И в 470 г. до н. э. начали собирать для его возведения пожертвования.
По преданиям, строительство заняло 10 лет. Храм Зевса был великолепен, он весь, включая крышу, был из мрамора. Его окружали массивные, толщиной более 2 метров, колонны из ракушечника. На наружных стенах барельефы рассказывали о 12 подвигах Геракла. Это был самый крупный храм древнего мира.
Сохранившаяся колонна и руины главного святилища древней Олимпии – храма Зевса Олимпийского. Храм был сожжен в 426 году по приказу византийского императора Феодосия II, а разрушен окончательно землетрясениями 522 и 551 годов и разливами реки Алфеи.
Внутри греческих колонн имелась полость для заполнения свинцом; таким образом колонны закреплялись. Когда храм Зевса подожгли, свинец внутри колонн расплавился, и они упали на землю.
Большинство строений в Олимпии возведено из местного камня – твердого ракушечника.
Но наиболее знаменита воздвигнутая в храме статуя Зевса, известная как одно из семи чудес древнего мира. Это произведение талантливого античного скульптора Фидия (435 год до н. э.) было изготовлено в технике сфирелатон: деревянные фигуры обивали бронзовыми пластинами, чтобы экономить металл на отливке. Основа статуи Зевса была деревянной (высотой до 17 м и шириной в 6 м), но одежда из чистого золота (было использовано более 200 кг), лицо и руки – из слоновой кости, глаза – из драгоценных камней, они ярко сверкали, и создавалось впечатление, что в них действительно зарождаются молнии. Восседающий на троне могучий Зевс держал скипетр с орлом в левой руке, статую богини победы Ники – в правой руке, ноги его покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Облик бога был великим, но не грозным, а исполненным покоя и гармонии.
Для создания более сильных впечатлений скульптор Фидий и его помощники вырубили у подножия статуи прямоугольный бассейн, куда поверх воды наливалось оливковое масло: солнечный свет падал на темную маслянистую поверхность, и отраженные лучи освещали плечи и голову Зевса. Возникала иллюзия того, что свет льется от бога к людям. Говорили, будто сам громовержец спустился с небес, чтобы позировать Фидию.
Слоновая кость требовала постоянного ухода: жрецы то и дело смазывали ее оливковым маслом, чтобы предохранить от порчи сыростью, ведь Храм и Алтис, священная роща Зевса, находились вблизи рек.
Статуя Зевса работы скульптора Фидия (картина в Археологическом музее Олимпии)
Позже римляне хотели увезти статую: Калигула собирал знаменитые произведения греков, особенно изваяния богов, лишал их головы и приставлял им скульптурное изображение собственной головы. Однако, как пишут античные авторы, корабль, посланный из Рима за статуей великого Зевса, поразила молния.
В 426 г. нашей эры христианский византийский император Феодосий II издал эдикт о разрушении языческого храма в Олимпии (как и всех языческих построек). Храм Зевса был сожжен, далее его разрушило землетрясение. Следов алтаря Зевса не нашли даже археологи. Но ценное творение Фидия, вероятно, все же было спасено: византийский историк Кедрен сообщает, что в 475 г. н. э. оно находилось в одном из дворцов Константинополя, где сгорело во время пожара на ипподроме.
В результате археологических раскопок, проведенных в Олимпии в конце XIX века, удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе и спортивного назначения: это палестра, где тренировались борцы и прыгуны; гимнасий для тренировок спринтеров
Древний стадион вмещал около 40 тысяч зрителей, которые вольно располагались на окружавших стадиум холмах.
Рядом со спортивными сооружениями в Олимпии было несколько домов, где селились знатные гости и олимпийцы. Простые же зрители располагались в соседних деревнях или просто под открытым небом в сени кипарисовых рощ.
Позднее римляне построили в Олимпии виллу Нерона и свои знаменитые термы, богато украсив их мозаикой, которая сохранилась до наших дней.
Главное – победа, а не участие!
Участники древних Олимпийских игр ставили целью показать совершенство атлетического тела и красоту спортивных упражнений. Но это была прежде всего борьба за победу. Прежде чем выступить на стадиуме, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам (судьям), что 10 месяцев, предшествующих Играм, они посвящали подготовке. Затем атлеты давали клятву чести перед статуей Зевса. Отцы, братья и учителя состязающихся также должны были поклясться в том, что они не были и не будут причастны ни к какому бесчестию или преступлению.
Наградой за победу служил венок из дикой оливы, олимпионик поднимался на бронзовый треножник, в руки ему давали пальмовые ветви. Однако это еще не все чествование. В священной роще Зевса Алтисе в честь олимпийского чемпиона ставили мраморный постамент, на котором писали его имя, его род и название его родного города: тем самым победитель прославлял не только себя, но и свою родину. По возвращении домой олимпионику устраивали триумф, сочиняли в честь него песни и предоставляли право пожизненного довольствия из городской казны. Так что героев древних Олимпиад ценили очень высоко. По крайней мере и сегодня, спустя тысячелетия, нам известно имя первого победителя Олимпийских игр – это Короэбус из рода Элиса, пекарь из города Элейя (город до сих пор существует, правда, жителей там всего 150 человек). Он победил в 776 году до нашей эры, и память о его успехе сохранилась до наших дней!
Процветание древней Олимпии продолжалось до IV в. до н. э., однако где-то начиная с III в. до н. э. священный характер Игр, означавший стремление к миру и единению народов, был утрачен, они постепенно становились чистым спортом, появились подкуп судей и первые нечестные победы. Так, римский диктатор Нерон не только организовал Олимпиаду в удобное для себя время (67 год н. э.), но и, несмотря на то, что не финишировал вообще (он во время заезда выпал из колесницы), был увенчан лавровым венком как победитель состязаний колесниц.
А ведь когда Александр Македонский захотел участвовать в Олимпийских играх, он столкнулся с большими трудностями. Вот как это описал древнегреческий историк Геродот: «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же сумел доказать, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании, но пришел к цели одновременно с победителем». О времена, о нравы – к началу нашей эры измельчали и императоры, и сами Олимпийские игры.
Во II веке н. э. император Адриан попытался возродить олимпийское святилище и игры, но ненадолго. В 394 году христианский император Феодосий запретил проведение Олимпийских игр, прервав более чем тысячелетнюю традицию.
Местность Олимпии оставалась заброшенной до 1829 г., когда французские археологи открыли здесь часть фундамента храма Зевса Олимпийского: фрагменты скульптурных украшений этого храма хранятся сейчас в Луврском музее.
Далее раскопки в 1870-е годы продолжили немецкие археологи. Олимпия была одним из самых священных мест Эллады, по описанию Плиния Старшего, здесь насчитывалось около 3000 статуй и изображений богов и победителей Олимпийских игр, а также даров Зевсу, преподнесенных по обету, множество великолепных творений греческого искусства разных племен и эпох.
Сегодня рядом с древней Олимпией построен Археологический музей, где сейчас хранятся основные ценности. Из скульптурных произведений, найденных археологами в Олимпии, 21 более или менее хорошо сохранилось; это прежде всего 3-метровые фигуры, украшавшие фронтоны храма Зевса.
Но главной находкой в Олимпии считается статуя Гермеса, держащего на своих руках юного Диониса, подлинник работы Праксителя, признанный лучшей античной статуей, сохранившейся до наших дней. Статуя находилась в храме Геры, нашли ее в 1877 году: она лежала на сырцовых кирпичах, и лицо не пострадало; руки и ноги оказались отбиты.
«Гермес и младенец Дионис» работы Праксителя
Еще один шедевр древней Олимпии – статуя богини Ники работы Пэония
Кроме больших скульптур, в Олимпии найдено много бронзовых и терракотовых произведений меньшего размера, служивших главным образом для декоративного убранства зданий.
А эти эллинские щиты – дары могучему покровителю Зевсу.
Скульптура «Львы, терзающие лань» поражает красотой грациозных тел и движений зверей, а ведь это раннеклассическое произведение (предположительно III в. до н. э.)
Бык, подарок Олимпии от Региллы, жены Ирода Аттикуса (II век до н. э.)
Первые куклы для спектаклей (IV в. до н. э.)
Руины древнего города Олимпия сегодня в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, и это одно из самых посещаемых мест в Греции и среди популярнейших туристических маршрутов Европы.
Но более всего визуально знакомы туристам колонны древнего храма Геры (600-й год до н. э.). Это один из наиболее ранних дорических храмов.
Сегодня храм Геры является местом, где зажигается Олимпийский огонь.
2004 год. Актриса Талия Прокопио в роли верховной жрицы зажигает Олимпийский огонь на том самом месте, где в далеком 776 году до н. э. был зажжен огонь на открытии первых античных Олимпийские игр. В канун Олимпийских игр-2004 в Афинах впервые в истории огонь совершил кругосветное путешествие в течение 78 суток, объединив таким образом вновь страны и континенты во имя мира и спорта.
Как известно, в 1896 году по инициативе французского общественного деятеля барона Пьера де Кубертена после долгих лет забвения в Афинах были проведены первые Олимпийские игры современности. Сейчас они вновь с периодичностью раз в 4 года, как и в древней Олимпии, проходят в разных городах мира.
В канун Олимпиады «верховная жрица», одетая в античную тунику и сандалии, зажигает перед Олимпийскими играми свой факел от солнечных лучей с помощью параболического зеркала.
Осенью этого года, 7 октября, у храма Геры будет зажжен огонь сочинской Олимпиады-2014, и компания «Музенидис Трэвел» предоставляет всем удивительный шанс стать свидетелем этой церемонии.
Туристы также могут побывать в Музее Олимпийских игр, в котором находится уникальная и единственная в мире коллекция марок, посвященных Играм. Музей имеет прекрасную коллекцию древних спортивных артефактов: бронзовые диски для метания, бронзовые скребки, использовавшиеся спортсменами, чтобы соскабливать пыль и жир со своего тела, камни и свинцовые грузы для тренировок прыгунов, и многие другие интересные экспонаты.
Елена Терентьева
Фото автора и http://www.grekomania.ru/
Автор благодарит компанию «Музенидис Трэвел» за возможность побывать на полуострове Пелопоннес и в древней Олимпии.