Второй рабочий день международного фотопроекта «Пекин глазами фотографов мира» начался в пять утра. Всем участникам выдали сухпайки, и мы отправились на окраину Пекина, чтобы увидеть и сфотографировать захоронения императоров династии Мин.
Мемориальный комплекс был еще закрыт для посетителей, но некоторые особо нетерпеливые фотографы не могли ждать, искали ракурсы сквозь железный забор.
Затем делегация из пятидесяти фотографов отправилась дорогой, по которой в последний раз проходили китайские императоры, убежденные в том, что в загробной жизни их ждет такое же могущество, как и на земле Поднебесной. Поэтому путь их охраняли различные животные и вооруженные воины.
В этой ситуации трудно было найти какой-то необычный ракурс, да чтобы еще и не мешали коллеги-конкуренты.
Я, естественно, обращаю вниманию и на бурную птичью жизнь и фотографирую сорок на охраннике-драконе.
Правда, птичье пение перебивает рев моторов газонокосилок.
Но именно рев современной техники в руках обслуживающего персонала как раз и подчеркивает мудрость руководителей этой коммунистической страны, которые не отказались от своих корней. По этому же пути в конце концов пошла и Россия, а мы в Беларуси все никак не можем обрести серьезный фундамент для независимого государства, застряв в его поисках даже не в 1917-м, а в 1944 году…
Нам предлагают на выбор осмотр трех захоронений: наземный осмотр самого большого и наиболее посещаемого туристами, чуть менее популярной гробницы под землей или посещение вообще заброшенного захоронения. Большинство фотографов выбирают последний вариант.
Снова проблема та же: множество коллег-конкурентов.
Но есть в этой ситуации и свои плюсы: в качестве бесплатных моделей можно использовать наших сопровождающих – все-таки у каждого участника проекта еще есть свой переводчик (-ца)!
Переезжаем на Великую Китайскую стену. По дороге я снова не могу удержаться, чтобы не провести параллели – вспоминается наша «Линия Сталина». Понятно, какой заряд энергии дает всем посетителям Китайская стена, какая мысль вкладывается в головы отечественных и иностранных туристов, а к чему призываем мы?
Вначале мы посещаем отреставрированную часть стены. Туристов – несметное множество. Фотографы разделяются: кто-то идет налево, кто-то направо, кто-то выбирает точку съемку и ждет своего кадра. Я, разумеется, иду налево.
По пути ловлю симпатичные, на мой взгляд, сюжеты и в конце концов упираюсь в запрещающий знак – дальше туристам вход воспрещен.
После обеда нам показывают заброшенную часть Китайской стены. Тоже симпатично. Однако сил карабкаться наверх уже нет.
Но упрямство и туристический опыт побеждают: я снова забираюсь на высшую точку и слышу голос Веры – переводчицы нашего Юры Величко: – Вы восьмой, мы первые!
Ничего, думаю, в двадцать два года я тоже всегда был первым! А в пятьдесят среди ста быть восьмым тоже неплохо…