Фильмы из воскресной программы "Привет, пока" и "Знать бы, что я гений" представлены ЗДЕСЬ.
***
«НЬЮ-ЙОРК, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!»
New York, I Love You, США -- Франция, 2009, 103 мин., R. Реж. Фатих Акин («Душевная кухня»), Иван Атталь («Моя жена – актриса»), Аллен Хьюз («Книга Илая»), Натали Портман (дебют), Бретт Ратнер («Час пик»), Мира Наир («Свадьба в сезон дождей»), Шекхар Капур («Елизавета»), Джошуа Марстон («Благословенная Мария»), Цзян Вынь («И солнце снова взойдет»), Сюндзи Иваи («Хана и Алиса»), Рэнделл Болсмайер («Улица Сезам»), Андрей Звягинцев («Возвращение»), Скарлетт Йоханссон (дебют); в рол.: Натали Портман (Рифка), Орландо Блум (Дэвид), Шайа Ла Баф (Джейкоб), Кристина Риччи (Камилла), Брэдли Купер (Гас), Этан Хоук (писатель), Антон Ельчин (юноша на балу), Хэйден Кристенсен (Бен), Робин Райт Пенн (Анна), Джон Херт (официант), Энди Гарсиа (Гарри), Джеймс Каан (мистер Рикколи), Крис Купер (Алекс), Рэйчел Билсон (Молли), Дри де Маттео (Лидия), Ева Амурри (Сара), Клорис Личман (Митци), Эли Уоллок (Эйб), Джули Кристи (Изабель), Эмиль Охана (Зоуи), Кевин Бейкон, Горан Виснич
Романтическая драма. Киноальманах. В последние годы вошло в моду объясняться в любви большим городам с помощью коллекции короткометражек, собранных в фильм. Среди таковых: «Париж, я люблю тебя!» (2006 г.), «Москва, я люблю тебя!» (2010 г.) и «Шанхай, я люблю тебя!» (2011 г.). Сложились традиции этого формата. Постановщиками новелл, как правило, являются известные режиссеры и популярные актеры, решившие попробовать силы по ту сторону камеры. Разумеется, не все минифильмы получаются удачными, но в любом случае посмотреть их стоит. Во-первых, полюбопытствовать, как мэтры фактически вспоминают студенческое «короткометражное» прошлое, а во-вторых, прикинуть, есть ли у популярных актеров режиссерский дар? А еще любой зритель имеет возможность почувствовать себя председателем жюри кинофестиваля и после просмотра назвать лучшую из работ. Или же все вместе обозвать халтурой… Все режиссеры были поставлены в одинаковые жесткие условия по экранному времени (10 минут) и бюджету ($1,5 млн.). Каждому было выделено по 24 часа съемочного времени и неделе монтажа. В массовке должно было занято не более двадцати человек. Были также ограничения по метражу пленки и формированию съемочной группы. Первая же новелла – криминального свойства.
В ней молодой вор добывает тугой кошелек, но напрасно увлекается попавшейся на пути красоткой. И в итоге сталкивается с многоопытным коллегой. Сильное впечатление производит минифильм с Натали Портман («Леон») затрагивающей расовые предрассудки. Не знаю, действительно ли невесты хасидов бреют головы, а потом носят парики, но представителям этой ультра-ортодоксальной еврейской общины, рассказ в том числе и об этом явно не понравился. Возникли проблемы, особенно у исполнителя роли жениха. О.Блум («Пираты Карибского моря») играет засидевшегося в квартире-студии композитора, который не только узнает, что Достоевский не композитор, но и вынужденно читает его произведения. И кто бы мог подумать, что это приведет к зарождению романа? Писатель , сыгранный Э.Хоуком, пытается намеренно грубыми фразами «клеить» девушку и лишь потом узнает, что она шлюха при исполнении. А.Ельчин изображает 15-летнего девственника, которому угораздило вести на долгожданный бал, девушку прикованную к инвалидному креслу, что портит его сладкие предчувствия. Он стал объектом насмешек, но не напрасно повел спутницу по ее просьбе через парк…. Смешна пикировка пары, прогуливающейся в день 53-ей годовщины из брака. Много внимания уделяется пересечением людей в такси. В ленте есть место эротическим сценам и фразам, вроде: «Ничто не возбуждает так сильно, как секс с незнакомцем». А также ассоциациям с «Крестным отцом». Э.Мингелла («Английский пациент»), памяти которого посвящен фильм, не сумел поставить свою новеллу, ибо умер. Но перед смертью попросил себя заменить Ш.Капура. Новеллы А.Звягинцева и С.Йоханссон не вошли в окончательную версию ленты из-за их непопадания в общую стилистику. Однако для российского проката они были внесены, для чего пришлось приложить много усилий. Планировалось, что Вуди Аллен снимется в одной из ролей, а в число постановщиков должны были войти Альберт Хьюз и Пак Чхан-ук. Продолжительность фильма -- 1:43 – кодирует фразу «Я тебя люблю».
Все съемки заняли 36 дней. Премьера, продолжительностью в 122 минуты, состоялась на МКФ в Торонто (Канада). Номинация на «Golden Trailer». Сборы в США $1,6 млн. Сборы в остальном мире $6,5 млн. Сборы в России $1,2 млн. Бюджет $14,7 млн. Рейтинг IMDb – 6,5/14003 голоса. **1/2
«МЕЧТА КАССАНДРЫ» **
Cassandra's Dream, США – Великобритания – Франция, 2007, 108 мин., PG-13. Реж.-сцен. Вуди Аллен («Любовь и смерть», «Манхэттен»); в рол.: Колин Фаррелл (Терри), Ивэн Макгрегор (Йэн), Хэйли Этвелл (Энджел), Том Уилкинсон (Хауард), Джон Бенфилд (отец), Клер Хиггинс (мама), Салли Хоукинс (Кэти), Эндрю Хауард (Джерри), Стивен Нунан (Мел), Дэн Картер (Фред), Ли Уитлок (Майк), Марк Амберс
Криминальная драма. Почти камерная лента с важнейшим значением психологических подтекстов. Уже не раз отмечал, что сниматься к Вуди Аллену спешат даже артисты, пребывающие в «высшей лиге» славы и гонораров. Они понимают, что работать, по их меркам, придется за гроши, но где еще пройдешь такую школу высшего мастерства?
Оторвавшись от блокбастеров, 36-летний Э.Макгрегор («Звездные войны») и 31-летний К.Фаррелл («Александр») вдохновенно вошли в образы братьев, которые буквально на пустом месте влипают в кошмарную историю. Надеюсь, сей фильм послужит предостережением тем потенциальным преступникам, которые еще не знают, как отреагирует на злодеяние их совесть. А вдруг, не переварит, как это случилось с автомехаником Терри! Ведь внутри он порядочный парень, и возникшая зависимость от азартных игр – это болезнь, а не никак не свидетельство его полного бездушия. И алкоголь–таблетки он пожирает, чтобы хотя бы таким образом быть в ладу с самим собой. Куда более благополучный Йэн, пытающийся построить карьеру на ниве гостиничного бизнеса, это хорошо понимает. Ведь сам он мог быть ресторатором, логично продолжая дело отца, но ему хочется совсем другого. Тем более, что в семейном заведении все складывается не слишком успешно, а в жизни столь много желанных удовольствий. И почему бы оперативно не воплотить мечту, приобретя вместе с Терри относительно недорогую небольшую и подзапущенную яхту? К тому же как раз в картах невероятно повезло. Сказано – сделано, тем более, что у обоих братьев золотые руки. И «Мечта Кассандры» уже готова к плаваньям. Здесь бы Терри и остановиться, но ставки для него – что наркотик. И, конечно же, он быстро попадает в ловушку. Помочь ему могут брат, преуспевающий родной дядя Хауард и… убийство. Нельзя сказать, что в представляемом фильме просматривается творческий прорыв или затронуты свежие темы. Однако высокий художественный уровень несомненен, а героям – искренне переживаешь.
Представляя картину, ее постановщик отметил следующее: «Я всегда чувствовал, что жизнь сама по себе ужасное трагическое событие, я имею в виду, что в ней царит настоящий беспорядок. У меня холодный, пессимистический взгляд на жизнь и на человеческую судьбу, на природу человека, но я чувствую, что в этой трясине есть невероятно захватывающие оазисы». «Мечта Кассандры» – третий подряд фильм, снятый американцем Алленом в Лондоне. Он отметил, что британская столица идеально соответствует не только его съемочным методам, но и темпераменту. Замечательная музыка Филиппа Гласа («Часы»).
Наград нет. Сборы в США $1 млн. Сборы в остальном мире $21,4 млн, в т.ч. $0,24 млн в России. Бюджет 13 млн фунтов. Рейтинг IMDb – 6,8/21731 голос. ***
«М+Ж»
Love Journal, Россия, 2009, 75 мин., PG. Реж. Александр Черных («Он не завязывал шнурки», сериал «Человек без пистолета»); в рол.: Григорий Антипенко (Роман Емельянов), Нелли Уварова (Вероника), Александра Ребенок (Рита), Ирина Низина (Наташа), Людмила Колесникова, Алексей Колубков, Анна Кузминская, Илья Исаев
Жанр. Глянцевая романтическая комедия.
Первоисточник. Фильм снят по одноименному роману выпускников физфака БГУ -- Андрея Жвалевского (род. 28.5.1967 г. в Гродно) и Евгении Пастернак (род.6.5.1972 г. в Минске). Он сочинялся «по ролям», то есть писатели продолжали и развивали реплики друг друга. Книга сначала была выложена в интернете, стала популярной, а затем уж обрела бумажную форму и была трижды переиздана. Соавтор модного сериала «Солдаты» Жвалевский иронично называет «М+Ж» «образцом экранизации книги. Сюжет изменен. Диалоги переписаны. Даже имена и возраст героев не те, что в книге. Но некая общая идея передана очень правильно. Если бы пытались делать подстрочник, получилось бы однозначно хуже. А так -- хорошее кино для тех, кто хочет отдохнуть, поулыбаться и получить положительных эмоций. И книга, в общем, такая же». В рамках затронутых в фильме тем, показательно, что Жвалевский и Пастернак сочиняют компьютерные книги. Так Евгения нашумела самоучителем «Компьютер для женщин», хотя многие программисты были возмущены «профанацией темы».
Сетевые страсти. Работая над данной публикацией, я, разумеется, ознакомился с интернет-дневниками авторов литературного первоисточника и всерьез задумался, чему уделить больше внимания: собственным впечатления или цитированием ощущений, возникших при соприкосновении писателей с экранизацией? Ведь это невероятно интересно, как и процесс отстаивания собственных позиций в «схватках» с посетителями. Недовольных не столько фильмом, сколько несколькими позициями из него. Почему, например, Минск в устах москвича – провинция, а страна – Белоруссия (а не Беларусь)? В возникшей шумихе, на второй план ушла оценка фильма, как такового. На мой взгляд, в целом получилось мило, но не слишком далеко от сериального формата. Как следствие, Анадрей Жвалевский подводит такие итоги: «Вот и отгремел, булькнув финансовым провалом, фильм "М+Ж". Провал незаслуженный, но закономерный. Если экономить даже на афишах, если показывать фильм только в 10.00 и 22.30 в самых недоступных кинотеатрах Москвы -- откуда сборы? Информационный шум принес два удивительных булька. Во-первых, оказывается, название ленты ассоциируется с … туалетом. Во-вторых, называть Минск провинцией – это признак имперской политики. Но "провинциалка" -- особенность характера, а не место прописки. И Минск провинцией называют только москвичи (над ними поиздевались и авторы книги, и авторы фильма). И, в конце концов, все относительно: Европу многие американцы считают провинциальной, а европейцы тем только гордятся. Можно даже Бродского процитировать: "Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря" -- не подействует. А я родился в Империи. И счастлив жить в провинции у моря. Пусть даже это море -- Минское. Поверьте, я терпеть не могу империализм любой расцветки. Но ведь в данном случае речь не о борьбе с российским империализмом, а просто о визге ущемленного самолюбия».
О сюжете. Московский программист Роман является мозгом процветающей фирмы, поэтому живет комфортно и с удовольствием, ухаживая за красавицами даже в момент нахождения на рулем джипа. А вот сотрудница издательства и студентка вечернего филфака минчанка Вероника, приехавшая в российскую столицу на книжную ярмарку, существенную часть дня отдает сражениям с собственными комплексами. Она, то и дело, пытается переубедить свою вторую «я» (куда более раскованную, отчего красивую). Например, в том, что избранная стратегия выбора спутника жизни – верна, или же, что красный цвет – не ее. Замечу, что прием подобного общения -- не нов, но в данном фильме и уместный, и удачный. Так уж получается, что Романа и Веронику сводит неприятное происшествие. Прямо возле его автомобиля, мотоциклист вырывает у девушки сумочку, оставив ее даже без адреса подруги, у которой она остановилась. Проявив галантность и понимание, Роман приводит Веронику домой и обеспечивает нужной информацией. Хотя и внутренне сопротивляется этому, а вдруг она коварная воровка? Казалось бы, они расстаются навсегда, но раз за разом, продолжают сталкиваться, отчего в голову не только зрителям, но и персонажам приходят мысли о том, что некто их умышленно сводит. А Роману, что Вероника его преследует. Разбирательство в этой проблеме становится дополнительным поводом для их общения. Затем Вероника уезжает в Минск. В издательстве «Радзiма» за ней неловко ухаживает крупнейший специалист по Франциску Скорине – толстый и неловкий очкарик Виктор. Девушка в целом к нему благосклонна, но Роман, конечно же, привлекательнее… Развязка фильма, честно говоря, разочаровывает, а финальная сцена, на мой вкус, абсолютно фальшива. В ткани ленты, что приятно, немало сатиры. Например, над писателями, которых на выставках больше, чем пришедших получить автограф читателей. Пребывающие в теме поймут, сколь прелестна фраза: «Сама расскажешь или мне твой лайвджорнал читать?». Или же диалог: «Меня никто не любит…». -- «И даже твой сотовый оператор?».
Отзвуки. Приглашая на главные роли 34-летнего Григория Антипенко («Заговор») и 29-летнюю Нелли Уварову («Таинственный остров»), продюсеры «М+Ж», конечно же, рассчитывали на популярность их дуэта в сериале «Не родись красивой».
Прочая информация. Сценарий А.Черныха и А.Хмельницкой. В ленте много скрытой рекламы. Звучат песни группы «B.U.N.N.Y.». Сборы в России $0,25 млн. Рейтинг IMDb – 5,8/61 голос. Рейтинг сайта «Кинопоиск» (РФ) – 5,8/2013 голосов. Женская оценка лишь на 0,4 балла выше мужской. *1/2
Фильм из СССР
«АХ, ВОДЕВИЛЬ, ВОДЕВИЛЬ»
СССР, 1979, 67 мин., PG. Реж.-сцен. Георгий Юнгвальд-Хилькевич («Д’Артаньян и три мушкетера», «Формула радуги»); в рол.: Михаил Пуговкин (Михайло Лисичкин), Галина Беляева (Верочка Лисичкина), Олег Табаков (Акакий Назарыч Ушица), Людмила Крылова (Катенька), Эммануил Геллер, Татьяна Розова, Лиина Арифулина
Музыкальная ретрокомедия положений для ТВ по водевилю «Дочь русского актера» Петра Григорьева (1806–1871 гг.). Он сам был актером с обширным классическим репертуаром, но и сочинил более 70 пьес, во многих из которых весома значимость сатиры. Сюжеты чаще всего заимствовались из действительности, а театральная была наиболее близкой. Неслучайно именно «Дочь русского актера» (1844 г.) стала наиболее популярной работой Григорьева, а образ старого актера Лисичкина – классическим.
Итак, XIX век. В прошлом прапорщик, а ныне успешный предприниматель Акакий Ушица, несмотря на то, что похоронил двух жен и ходит на протезе, не теряет присутствия духа. Он намерен вновь жениться, причем на юной и очаровательной Верочке (18-летняя Г.Беляева, «Мой ласковый и нежный зверь»).
И неважно, что, будучи дочерью актера, девушка грезит сценой и намерена продолжить творческую династию. Ведь Ушица уже успел сговориться с папой невесты – Михайлой Лисичкиным, в прошлом «актером больших и малых театров», который таким образом хочет поправить свое материальное положение. К счастью, у Верочки появляется замечательная союзница, и зарвавшиеся мужики будут непременно посрамлены…
Душещипательная и эпизодически смешная история, которая едва ли запомнилась бы надолго, не будь в ней песен Максима Дунаевского на стихи Л.Дербенева. Причем преподнесены они в клиповой манере, что в советские времена было редкостью.
Так что фильм воспринимался не как классический русский водевиль, а как яркая эстрадная программа, созданная в современных ритмах. Рейтинг IMDb – 5,9/51 голос. *1/2