25 апреля состоялась пресс-конференция, посвященная перспективам туристического сезона 2011 года. На ней присутствовали представители Министерства спорта и туризма, Республиканского союза туристических организаций, Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» и некоторых белорусских туристических компаний. Судя по количеству журналистов, которое собрала пресс-конференция, заявленная тематика на сегодняшний момент является архипопулярной.
Действительно, в преддверии наступающего сезона тема отдыха актуальна буквально для всех: обычных граждан волнует вопрос, где провести отпуск, профессионалы думают, как работать в условиях валютного кризиса. Увы, на самые животрепещущие вопросы так и не были даны ответы. В целом складывалось впечатление, что участники пресс-конференции решили во что бы то ни стало избегать обсуждения проблем, рапортуя лишь о достижениях в развитии внутреннего и въездного туризма. Было рассказано о планах по развитию туристических возможностей Припятского края, Березинского заповедника, о начале работы гостиницы в Мирском замке и активном развитии агротуризма. В этом году туристам будет предложена система «курсовок», когда, отдыхая в агроусадьбе, можно приобрести пакет услуг на лечение в ближайшем санатории. Также в планах – расширение анимационных возможностей белорусских санаториев и баз отдыха. В порядке эксперимента в рамках летней практики туристов здесь будут развлекать студенты Государственного университета культуры и искусства.
Однако журналистов волновали прежде всего две проблемы: во-первых, как будут выживать турфирмы в условиях отсутствия валюты и чем может помочь отрасли Министерство спорта и туризма; во-вторых – где же все-таки смогут отдохнуть летом белорусы, если мест в санаториях уже нет? В итоге директор Департамента по туризму МСиТ Вадим Кармазин озвучил позицию министерства так: программы помощи будут направлены на поддержку только тех агентств, которые занимаются внутренним и въездным туризмом. Всем остальным фирмам придется выживать в условиях острого валютного кризиса самостоятельно. В общем, в Министерстве спорта и туризма и вовсе сомневаются в необходимости выездного туризма, так стоит ли его поддерживать? Конечно, никто и не ожидал, что МСиТ бросит спасательный круг турфирмам: как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Хочется только отметить, что, вопреки устоявшимся убеждениям о «вредности» выездного туризма, он не направлен только на вывоз денег из страны – в турфирмах заняты тысячи белорусских граждан, которые получают зарплату, занимаясь организацией отдыха других белорусских граждан за рубежом. Кроме того, не нужно сбрасывать со счетов фактор оздоровления: куда теперь белорусу отправиться отдыхать?
Здесь мы переходим ко второй важнейшей проблеме: если выездной туризм нам не нужен, готова ли Беларусь обеспечить отдыхом своих граждан? Относительно наличия свободных мест в белорусских санаториях прозвучало следующее заявление: белорусские турфирмы обязаны продавать определенный процент путевок в санатории только гражданам Беларуси. Однако сколько же составляет этот процент от общего числа мест в санаториях, чиновники сказать затруднились. При том, что практически все санатории были забронированы еще зимой – ранней весной, шанс купить путевку сегодня ничтожно мал. О том, где еще можно отдохнуть в Беларуси, читайте в нашем материале «На дачу вместо Турции…».
В вопросах о едином государственном реестре не видно никаких изменений. По словам Вадима Кармазина, реестр будет формироваться на добровольной основе, что озвучивалось уже десятки раз. Регулироваться работа туристических агентств будет на основе Гражданского кодекса и типового договора. Механизм вхождения в рынок новых фирм по-прежнему не проработан.
Что касается ожиданий, то они, как обычно, радужные. На фоне шокового состояния, в котором находится большинство белорусских турфирм, представители государственных туристических организаций и чиновники Министерства спорта и туризма резюмировали: прогнозы на предстоящий сезон благоприятные, настроение – положительное. Так, планируется увеличение числа иностранных туристов, а доход отрасли должен достигнуть 175 миллионов долларов.