https://www.traditionrolex.com/8
<p>"Макс Манус - человек войны", "Я родом из детства", "Свои" и "Заградотряд"</p>

«МАКС МАНУС – ЧЕЛОВЕК ВОЙНЫ»

(8, Вс, НТВ, 23-10)

Max Manus/Max Manus: Man of War, Германия – Дания – Норвегия, 2008, 118 мин., PG-13. Реж. Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг («Dag 1», «Бандитки»); в рол.: Аксель Хенни (Макс Манус), Агнес Киттельсен (Ида Николина Линдебрекке/Тиккен), Николай Клеве Брош (Грегеш Грам), Рон Донэчи (Уилсон), Кен Дюкен (Зигфрид Фемер), Кнут Йонер (Гуннар Сенстебю), Матс Эльден (Эдвард Таллаксен), Виктория Винге (Сольвейг Йонсруд), Кристиан Перерсен (Пал Сверре), Кристиан Рубек (Колбейн Лауринг), Эспен Сандберг и Йоахим Реннинг (камео в сцене вручения наград)

Военно-приключенческая драма, в основу сюжета которой положена биография Макса Мануса (9.12.1914 – 20.9.1996), легендарного героя Норвегии во Второй мировой войне. Для создания сценария использовались две его автобиографические книги, воспоминания очевидцев и исторические документы.

Макс манус 1

Так уж сложилось, что для скандинавских стран что Гитлер, что Сталин были в равной мере агрессорами, желающими перекроить мир в свою пользу. Поэтому, поддавшись велению сердца, Макс Манус воевал добровольцем против советских войск на стороне Финляндии. Отрывочные воспоминания об этих боях многократно появляются в форме кратких флешбэков в ткани представляемой ленты. Причем Макс вспоминает это время с определенной ностальгией, ибо тогда имел возможность убивать врага, не оглядываясь на обстоятельства, присущие действиям партизан и подпольщиков. Не удержусь отметить, что советские воины в финских сценах выглядят неправдоподобно. Их внешний облик воссоздавался без внимания к реалиям. Впрочем, и в отношении событий в Норвегии знатоки истории и военного дела находят массу несуразиц, разнообразных анахронизмов. Да и характер взрывов не соответствует закладываемым в кадре минам. Так что в качестве учебного пособия «Макс Манус» вряд ли подойдет, зато он по-хорошему патриотичен и нескучен.

Макс манус 2

Итак, получив в боях с Красной Армией богатый опыт, Манус возвращается в родную страну, которую фашистская Германия стремительно захватила, чтобы якобы… защитить от агрессии со стороны Великобритании и Франции. В отличие от Финляндии, Норвегия оказалась не готова к серьезному сопротивлению, да и около 10% местных жителей, включая и нескольких знаменитых персон, активно поддерживали Гитлера. В любом случае по сравнению с Великой Отечественной войной то, что происходило в Норвегии, на первый взгляд выглядит настоящим курортом. Никаких разрушений или голода, работают пивные заведения, а еще запросто можно уехать в нейтральную Швецию. Учитывая это, начальный период деятельности молодых подпольщиков напоминает скорее оппозицию. Они создают подпольную газету, поддерживают связь с Англией, а планы обсуждают в уютной пивной. И все время настроены на шутку и розыгрыш. Тем более что поначалу все идет гладко. Они еще не знают, что фашистский режим не склонен к компромиссу и мягкотелости. Угодив «под колпак» гестапо, Макс, проявив потрясающее мужество и чудом избежав гибели, вырывается на свободу. Он становится «тем самым героем, который выпрыгнул из окна».

Макс манус 4

Имя его известно даже королю Норвегии, пребывающему в изгнании и вручающему орден Манусу – ведь сражается он не только за родину, но и за короля, что для него практически синонимы. Подлечившись, Макс проходит подготовку в Шотландии, овладевая мастерством диверсанта-подрывника, и просит направить его в Норвегию. Правда, действовать приходится от лица британцев, чтобы не дать фашистам повода для репрессий над местным населением. Группе Мануса удается многое: особенно сильное впечатление производят взрывы кораблей в порту. Однако при этом после смертельно опасной операции можно приятно перевести дух в Швеции и даже завести красивый роман с женой британского дипломата Тиккен (с которой впоследствии наш герой свяжет судьбу). К чести Макса, он никогда не уклоняется, не пытается задержаться на передышке, а буквально рвется в бой. Фашисты делают все возможное, чтобы задержать его, но герою удается буквально чудом уходить от преследований, все чаще теряя боевых товарищей. Некоторые из них попадают в плен, подвергаясь там чудовищным пыткам. Тем не менее не проходит ощущение, что для этих парней война – еще и игра. Вот и Макс, развлекаясь с пистолетом новой марки, всерьез ранит себя и создает всем кучу проблем. Но несмотря на некоторые оговорки, это тот самый случай, когда победу приближали как могли. Невольно подумалось и о везении скандинавских стран, которые, в отличие от прибалтийских, после войны не были включены в социализма лагерь. Ведь в таком случае многие духовные ценности Макса Мануса стали бы запретными и ему пришлось бы продолжать борьбу, тем более что он – человек войны. В реальности он стал телохранителем норвежского короля и наследного принца, а потом основал свою фирму «Max Manus A/S». Создатели фильма не сумели уговорить королевскую гвардию Норвегии использовать строевые навыки, чтобы продемонстрировать фашистский парад. Воинам это показалось оскорбительным. Впервые со времени окончания войны на здании парламента Норвегии появились гитлеровские флаги и баннеры. Массовка доходила до 1800 человек. Некоторым улицам Осло и Стокгольма пришлось придать вид, присущий им в 40-х годах прошлого века.

Макс манус 3

В Норвегии фильм вызвал ожесточенную дискуссию. Нам в этом плане легче: мы просто сопереживаем людям, которые сражаются с фашизмом, и желаем, чтобы они уцелели. Среди блоговых отзывов мне понравился рассказ девушки о том, как она, будучи в кинотеатре, с одной стороны, пыталась потворствовать собственному организму, желавшему получить дозу никотина, с другой – так и не смогла улучить момент, чтобы улизнуть из зала. Как следствие, делает она вывод, «Макс Манус» – замечательная фильма». Конечно, нельзя не обратить внимание на сугубо норвежские типажи главных героев. Не думаю, что в этом есть натяжка. Мне доводилось бывать в глубинке Норвегии, и почти все ее обитатели именно таковыми и оказались: светло-рыжеволосыми и с невероятно здоровым цветом лица. Это одна из фирменных черт нации.

Съемки проводились в разных местах Норвегии, а также в Швеции и Шотландии. Фильм выдвигался на «иноОскар» от Норвегии. Кинопремии «Аманда» (Норвегия): фильм, сценарий, Хенни, Киттельсен, съемки, звук и «Выбор публики». Номинации: режиссура, Брош, декорации и монтаж. Сборы в мировом прокате $14,5 млн. Сборы в России $3 тыс. Бюджет $8 млн, что рекорд для норвежского кинематографа. В первую неделю в Норвегии фильм увидели 184 288 зрителей, а всего – 1,2 млн. Впервые этот показатель перевалил за миллион. Если проецировать этот показатель на Беларусь, то это как наш партизанский фильм увидели бы 2 млн человек. Увы, это пока фантастика. Рейтинг IMDb – 7,5/7100 голосов. ***

«Я РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»

(8, Вс, Лад, 8-10)

СССР (Беларусь), 1966, 105 мин., PG. Реж. Виктор Туров («Через кладбище», «Время ее сыновей», «Люди на болоте»); в рол.: Тоня Овчинко (Лена), Эдик Довнар (Юра), Витя Колодкин (Женя Баран), Валерий Зубарев (Игорь Тарасевич), Нина Ургант (Люся Баран), Владимир Высоцкий (Володя), Евгений Ташков (Федор Баран), Рита Гладунко (Зинаида), Павел Кормунин (Евдоким Иванович), Владимир Белокуров (учитель-инвалид), Борис Руднев (Толя), Галина Супрунова (Зина), Светлана Турова (Надя), Станислав Хитров (Соболевский), Елизавета Уварова (учительница немецкого)

Драма по сценарию Геннадия Шпаликова (6.9.1937 – 1.11.1974), одного из наиболее ярких кинодраматургов («Мне 20 лет», «Я шагаю по Москве») периода «оттепели». Он ушел из жизни рано и добровольно. «Я родом из детства» (цитата из Антуана де Сент-Экзюпери) – редчайший случай, когда беларусьфильмовскую ленту можно назвать выдающейся. Согласно моей версии лучших фильмов в истории нашей киностудии (см. «TV-шпаргалку» №20/01), представляемый занимает 9-е место.

Я родом из детсва 3

Поставил ее уроженец Могилева В.Туров (25.10.1936 – 5.11.1996), отца которого фашисты расстреляли как партизана, а сам он с матерью был узником «семейного» концлагеря на Рейне. Так что военное детство для него – не только киносюжет, не просто страница истории, а еще и глубокая личная боль. И ему удалось отразить ее на экране.

Я родом из детсва 1

Для популярности, а затем и попадания «Я родом» в историю весомо участие 27-летнего В.Высоцкого, который в образе капитана-танкиста с обожженным лицом исполнил несколько своих знаменитых песен («Высота», «В холода, в холода…»), а «На братских могилах» была доверена М.Бернесу. Удачным следует признать и подбор актеров в целом. В фильме повествуется о подростках военной поры. Удивительно тонко и точно переданы атмосфера тех трагических лет, настроения, мечты и поступки тех, кому так рано пришлось повзрослеть. Действие происходит в прифронтовом городе в 1945 году.

Я родом из детсва 2

Мальчишки Игорь и Женька ожидают родных с фронта. Увы, лишь на несколько дней возвращается отец Женьки. Спустя месяц, накануне такой долгожданной Победы, он погибает в бою. Из фашистского концлагеря возвращается сестра Игоря – Надя. В школе так не хочется учить ненавистный немецкий язык… Лента, которую никак не назовешь ни чернушной, ни лакировочной. Да, дети в ней и недоедают, и плохо одеты, и на душе у них полно шрамов, но нет там места позерству, притворству, фальши. А живут они надеждой на светлое будущее, что делает их сплоченнее. Музыка Е.Глебова. Рейтинг IMDb – 8,7/13 голосов. ***

«СВОИ»

(8, Вс, БТ, 23-35)

Our Own/Friendlies/Us, Россия, 2004, 100/111 мин., R. Реж. Дмитрий Месхиев («Дневник камикадзе», «Механическая сюита»); в рол.: Богдан Ступка (старик), Константин Хабенский (политрук Лившиц), Сергей Гармаш (офицер-чекист), Михаил Евланов (снайпер Митька), Федор Бондарчук (полицмейстер), Наталья Суркова, Анна Михалкова (Катерина), Александр Половцев (майор), Сергей Козик (полицай), Оксана Глушкова, Анна Белова

Военные приключения/боевик по сценарию Валентина Черных («Брежнев»). Один из наиболее значимых российских кинопроектов своего времени, что подтверждает триумф «Своих» на Московском МКФ. Режиссер Месхиев так представил на нем концепцию картины: «Свои как жители этой страны, свои как жители района, свои как жители деревни. Свои как родственники, как близкие, свои как свои, и свои как враги. Свои как партизаны, и свои как полицаи. Мы все можем сейчас называть друг друга своими, а можем и не называть, потому что мы все свои, и хорошие, и плохие, и предатели, и не предатели».

свои 1

Экранная история навеяна реальными рассказами о многоликом и неоднозначном времени Великой Отечественной войны. Авторы ленты стремились добиться максимального приближения к действительности, тем более, что эта она им на самом деле близка. Как рассказал "Российской газете" Черных, этот фильм, в сущности, – воспоминания его детства: "Герой Ступки – это мой дед. Тоже раскулаченный кулак, затаивший на советскую власть обиду. Что не помешало воспитать меня нормальным советским человеком с абсолютно советским сознанием. Действие фильма происходит в местах, где жил мой дед – на Псковщине, и названия деревень, которые звучат в фильме, – реальны". Менее искушенные в сельской жизни актрисы Н.Суркова («Линии судьбы») и А.Михалкова («Сибирский цирюльник») перед началом съемок на два месяца были «погружены в среду». Как рассказывала Анна, «нам пришлось заново учиться ходить и говорить, заниматься сельским хозяйством и делать абсолютно все, что делают местные жители. За это время мы не только узнали секреты деревенского быта... Мы стали совсем по-другому смотреть на многие вещи».

свои 2

Итак, август 1941 год. Снайпер Митька, безымянный чекист и политрук Лившиц (32-летний К.Хабенский, «Ночной дозор») сигают в лес, выбираясь из колонны военнопленных, а потом пробираются в оккупированную деревеньку Блины, где живет отец Митьки. Увы, выясняется, что папаша, имеющий личный счет к советской власти, сотрудничает с немцами и является деревенским старостой. Сына, само собой, он не сдаст, а вот еврея и чекиста? Но делать нечего, приходится вручить свою судьбу в руки этого грузного и неуловимо опасного деда. Остается только, спрятавшись в полуразвалившемся сарае, поглядывать в просвет между досками на улицу, чего-то ждать да, поругиваясь между собой, гадать, как поступит старик. А тот в свою очередь понимает, что этих людей наверняка убьют: либо немцы, либо местные жители. И вообще в этой обстановке сложно разделить на плохих-хороших, героев-трусов, потому как война, по сути, всех уравнивает. С.Зельвенский («Афиша») так выражает свое отношение к «Своим»: «Это качественная мейнстримная картина с внятной и достойной антиидеологией. Это фильм про то, что граница свой-чужой пролегает не по линии фронта. «Свои» — и по этическим, и по эстетическим статям — выдох советской либеральной интеллигенции. Недаром сценаристом тут — В.Черных, который когда-то писал слегка вольнодумные и одомашненно-голливудские истории вроде «Москва слезам не верит», а с приходом новых порядков отметился дилогией «Любить по-русски», а также картинами «Сын за отца…» и «Рейнджер из атомной зоны». Это кино аккуратное. Умеренно смелое. Умеренно острое — но самые острые углы в итоге обходящее. Хорошее такое кино. Свое. На четыре с плюсом. Для ММКФ — самое то. И все бы ничего, но если лучшее, что есть в российском кино-2004, — шестидесятнические ценности и шестидесятническое качество, это беда».

свои 4

По мнению К.Тархановой, "Свои" – далеко не шедевр. Видно несколько психологических ляпсусов. Однако в этой вроде бы простой и крепкой военной картине голливудского типа современный смысл – не военный, а именно психологический ". Критик В.Кичин считает, что «Свои» -- «чертова смесь идеологий и предрассудков, высоких идей и катастрофических воплощений, героизма и страха, романтизма и самого шкурного практицизма – это и есть наша земля, эпоха, история». Председатель жюри ММКФ Алан Паркер заявил на церемонии закрытия, что «Свои» -- это лучший фильм, который он видел за несколько последних лет: «Вы должны гордиться, что у вас есть такие режиссеры".

свои 6

Премии МКФ в Москве: Гран-при, режиссура, Ступка и приз российских критиков. Потрясающе сыгравший украинец Б.Ступка («Тарас Бульба») номинирован на премию Европейской киноакадемии и удостоен премии МКФ в Марракеше. Премии «Ника»: фильм, сценарий, Ступка, звук и съемки. Номинация – режиссура. Премии «Золотой орел»: сценарий, Гармаш и съемки. Номинации: фильм, режиссура, Ступка, Михалкова, Суркова, декорации, костюмы и звук. Номинация на премию русскоязычной блогосферы «Жорж» за «отечественный фильм». Музыка С.Курашова. Сборы в России $0,12 млн. Бюджет $2,5 млн. Рейтинг IMDb – 7,7/640 голосов. **1/2

Новый сериал

 «ЗАГРАДОТРЯД»

(8, Вс, ОНТ, 18-45)

Россия, 2009, 176 мин., PG. Реж. Валентин Донсков («Посылка с Марса», «Лола и Маркиз»); в рол.: Евгений Ткачук (Пашка Потемкин), Григорий Добрыгин (Сергей Шмелев), Даниил Воробьев (Влад Лещинский), Павел Яскевич (Николай Евсюков), Антон Эльдаров (Моня), Федор Добронравов (Самойлов), Андрей Смелов (Дамир Кацоев), Андрей Гусев (Алексей Рябенький), Анатолий Кот (Матушкин), Дмитрий Исаев (Василек), Надежда Горелова (Мария), Дарья Повереннова (Елена Кравченко)

Военно-приключенческая драма для ТВ (4 серии) по сценарию Ильи Авраменко («Первый после Бога»), который в титрах данной ленты представлен как Илья Пишипропало. Понятно, что в кричащем псевдониме отражен протест драматурга против «произвола режиссера и продюсера, авторитарно, за спиной автора, внесших в утвержденный студией сценарий ряд изменений, разрушивших ткань произведения, и соответственно крайне низкого художественного уровня получившегося фильма».

Итак, Великая Отечественная война. Как известно, заградительные отряды создавались в вооруженных силах в критических ситуациях из наиболее подготовленных бойцов. Размещались эти подразделения позади основных войск и были предназначены для предотвращения бегства военнослужащих с поля боя, поимки шпионов и диверсантов, дезертиров и паникеров. Славу они имели дурную, но данный мини-сериал – своего рода реабилитация для них. Молодой разведчик Пашка, личность честная и чистая, попав служить в заградотряд, решает, что его задача – заграждать попавших в опасность, защищать их от фашистов.

Заградотряд1

Во время одного из сражений, отбивая серию атак, бойцы заградотряда узнают, что за линией фронта погибает брошенный на произвол судьбы коллектив детского дома. Жертвуя собой, задерживая немцев, взрываясь на минах, чтобы обозначить путь детям, гибнут один за другим бойцы заградотряда… Обратите внимание на актерский состав. Рейтинга IMDb нет.

https://www.traditionrolex.com/8