https://www.traditionrolex.com/8
нескучная пятница

Отцы и дети: есть ли будущее у белорусского турбизнеса?

Людмила Бендетович

Cпециалист по туризму

г. Минск ул. Ульяновская 29

Людмила Бендетович
Cпециалист по туризму
г. Минск ул. Ульяновская 29

Дамы и господа, проходим, проходим, не толпимся, рассаживаемся. Угощаемся шампанским. Выключаем мобильные телефоны и прекращаем шуршать вечерними нарядами. Мы с вами находимся в удивительном месте. Это теневой театр белорусской туристической драматургии. И сейчас мы будем наблюдать смену поколений в нашем любимом туристическом бизнесе. Эта смена происходит в наши дни, на наших глазах и представляет определенный интерес для досужего аналитика.

Но начинать надо, конечно, пардон за тавтологию, с начала! Итак, в партере гаснет свет, рампа зажигает огни. Спектакль начинается!

Акт первый

Мы видим лохматые девяностые.

На авансцене носятся, как угорелые, представители партноменклатуры, инженеры конструкторских бюро, выпускники иняза, немолодые женщины, не желающие работать по специальности, и просто темные необразованные личности со светлой мечтой о джинсах-варенках. Все они несутся в верном направлении – в шоп-туры в Польшу. 

Затем, не снижая темпа, быстренько обзаводятся факсами и открывают шикарный бизнес под названием турфирма. Тем временем «железный занавес» падает, как бумажный. Валютчики, гинекологи, сотрудники благотворительных фондов и в одночасье возникшая целая армия бизнесменов – рвутся за границу. Из Минска улетают и возвращаются с Кипра груженные потными белорусскими телами самолеты под экзотическим названием «чартеры». Капиталы у турфирм растут, как на дрожжах. На смену страшным, как маленький гроб, факсам потихоньку приходит элегантный интеллектуал – компьютер. На авансцене – джипы, квартиры, пачки зеленых купюр и густой угар от погружения в сладкую бездну рекламных туров.

Но время идет, декорации меняются. Как-то незаметно турбизнес подходит к отметке 2010 от Рождества Христова.

На сцене, как в древнегреческой трагедии, появляется красавец-бог и объявляет о начале новой эры в турбизнесе – эры технологий. Бабушки, уютно сохранившие бизнес в первозданном родово-племенном виде, крестятся.

С этой напастью совпадает еще одно явление. Дело в том, что у новоявленной белорусской туристической буржуазии подросли дети. По большей части с ними приключилась беда. Все они сплошь получились красивые и умные, но какие-то мило бестолковые! Родители с ужасом замечают «венец неделовитости» над ангельскими ликами. Некоторые чада отправляются учиться и даже работать за границу, но – о ужас! – с этим же венцом возвращаются назад, в родительское гнездо. Просто гасите свет! Хотя нет, не гасите, спектакль только начинается.

Постепенно выясняется, что потенциальные преемники и продолжатели благородного отцовского дела не хотят рвать одно место в полете за звездами. Подумать только, как генетически необычно мутировала наша белорусская хитринка! У второго поколения потенциальных бизнесменов нет кое-чего, без чего даже британскому принцу не найти свое место под солнцем, не говоря уже о балбесе с отсталой окраины Восточной Европы. У многих из них нет амбиций и железной хватки! Они не голодны! Им, видите ли, не нужен малиновый пиджак с подбитыми плечами, машина, вкусный алкоголь и радость бытия за границей. У них все уже есть, причем чуть ли не с рождения!

Благородные отцы начинают прозревать, что чада избалованы так, что от чад ничего не осталось. То есть осталось, конечно, – остались компьютерные игры, хохмочки какие-то остались, немножко благородной лени. В общем, жертвы потребительского рая в первом поколении. Хотя на самом деле рожденные в 1990-х – они классные! А их емкие, адресованные друг другу посты в ВК? Это же просто глоток свежего воздуха: «Здорово, Дэн, ну чё как?» Сравните с постной отеческой нудятиной в фб!

репродукция.jpg

Отцы-основатели белорусского турбизнеса, 2002 год. Иллюстрация – газета "Туризм и отдых" (архив). Слева направо: Рафаэль Мусаев ("СМОК Травел"), Сергей Букас ("Сакуб"), Александр Ванюков ("Санни Трэвел"), Александр Нехай ("АлатанТур"), Владимир Маковский ("Внешинтурист")

Впрочем, не стоит обобщать. У кого-то, конечно, получились ушлые дети. Все ушлые либо съехали за границу с концами, либо подались в программисты, как раньше в комсомол. Подались и дерут с нормальных людей деньги. За сайты, за seo, за smm, за digital – в общем, непонятно за что… Деньги дерут, как в Америке, а работу выполняют вполне по-нашему. Особенно хочется приветствовать и рукоплескать почасовой оплате программистского труда. И не в каких-то там рублях, а в «условных единицах». К примеру, 25 долларов в час. Радуемся за программистов и задаем им прямой вопрос: мы что, уже в Америке, мы что-то пропустили?.. Ась? Нет ответа…

Тем временем в старом эшелоне белорусского турбизнеса появляется интрига: можно ли при таких генетических раскладах передать турфирму «преемникам»? А если не передавать, то как быть? Продавать бизнес? Кому? Акционироваться? С кем? Как? Тут все со всеми поср… поссорились. А если кто-то с кем-то не поссорился, не переживайте, еще есть время. У нас же нет опыта цивилизованного деления бизнеса, мы ж не в Америке в конце концов! Как говорится – быть или не быть? Занавес!

Акт второй

На сцене – тишина, застой, кризис, стабильность, всем «по пятьсот», «абы не было войны», «ой, а где же туристы?» – в общем – наше время, 2017-й.

Вебинары, мастер-туры, воркшопы, узкие пиджачки, молодящиеся, вовремя бросившие пить директора турфирм и – опа! – новая генерация.

Свято место, как говорится, пусто не бывает. Поднявшиеся из небытия в жирные докризисные времена, в белорусском турбизнесе ярко проявляются свежие игроки – относительно молодые, разносторонние, жадные до успеха. У них чудесный податливый характер, отсутствие больших моральных предрассудков и огромное количество достоинств, включая ум, талант, красоту и технологическую сноровку. Они – не чьи-то дети, они сами по себе. Некоторые из них – откровенные хакеры, и в тихом омуте белорусского турбизнеса происходит несколько звучных скандалов. Есть парочка приятных во всех отношениях, всем известных великих комбинаторов, жгущих напалмом в рекламе.

недобросовестная реклама.jpg

Нетрадиционная реклама одной из туристических компаний Беларуси, которая не дает спокойно спать «традиционным» турфирмам

Но большинство, надо отдать должное, – обычные бизнесмены. Они делают бизнес в интернете и практически не высовываются – надо думать, до поры до времени.

А что же дети? А дети, поболтавшись в других сферах, вынужденно, но приходят-таки в бизнес отцов. В турфирмах появляются «преемники». Мы видим на сцене офисы с уставшими командами, в которых появились неожиданные «раздражители».

Умные родители вводят детей в бизнес не на руководящие должности, а в IT, бухгалтерию, особенно жестокие – в визовые и другие отделы. Все вместе – родители, дети и рабочие коллективы – выпучивают глаза и разом выпадают из зоны комфорта. Всем интересно и страшно – что будет дальше?

Родительский бизнес поначалу рождает у детей закономерное отторжение. Особенно стойкое отвращение вызывает семейное дело, которое вели оба родителя. Но это поначалу. Время идет, как говорится: стерпится – слюбится. Преемники понемногу начинают опускаться на грешную белорусскую землю – ничего такого уж страшного в этом турбизнесе нет, нормальный такой кусок хлеба.

К родителям приходит запоздалое раскаяние: почто вовремя не приучили наследников к тяжким будням турбизнеса, не отправили мыть посуду в турецких ресторанах, не показали адово пекло, в котором с пяти утра и до часу ночи на жарких средиземноморских курортах крутятся несчастные трансферные гиды? Поздно, товарищи и господа, пить боржоми… Но жизнь продолжается, и туристический бизнес – тоже.

Эпилог

Недалекое будущее. 2020-е.

Страна предположительно все та же, турбизнес изменился.

«Отцы» еще не одряхлели, с другой стороны – пора бы уходить. Старые модели деловых отношений рушатся, вне зависимости от политической обстановки. Бизнес, построенный на харизмах и сплоченной кучке постоянных клиентов, отчетливо шепчет: до свидания, до новых встреч!

На сцене – иные звезды и даже иные фирмы, поскольку – увы, увы! – любому доминированию приходит конец! Еще вчера проблему с местом на чартере можно было решить, позвонив по старой памяти достопочтенному Шахнюку и вкрадчиво шепнув: алё, возьми мне место! А сегодня главные действующие лица – выходцы из стройных рядов длинноногих агентов типичного «кораловского» или «тезовского» роад-шоу, которые личным контактам предпочитают технологии.

На сцене – возмужавшие дети, «преемники», которые еще лет пять–семь назад казались ни на что не годными. Их жмут молодые голодные конкуренты, которые впрыгивают в турбизнес из IT-компаний, как черти из табакерки. Преодолевая сопротивление папы-директора, дети ищут новые модели бизнеса. И этот бизнес – бизнес быстрых, правильных решений, бизнес технологий, бизнес моментальных ответов на вызовы, которые бросает нам время и наша странная, дикая, парадоксальная, но, несмотря на это, любимая страна. В общем, убившись в хлам о сантименты, скажем одно: старая закалка в 2020-х не пройдет.

Мэтры потихоньку начинают уступать место. Кое-кто самый адекватный приходит к выводу, что необязательно передавать дело по наследству: главное – сохранить имя, бизнес и, не побоимся этого слова, бренд.

Дети через собственные тернии и шишки идут к звездам. В них появляется свобода, авантюризм, они уже видели все и ничего не боятся. Они ищут новые ниши для турбизнеса, и именно им и их коллегам решать, каким в будущие десятилетия будет дело гениального Томаса Кука.

Дальше – туман, занавес, сцена пустеет, в зале зажигается свет. Спектакль окончен. Можете похлопать, что ли…


https://www.traditionrolex.com/8