– В следующем году общественному объединению исполнится 20 лет. Как можно оценить итоги проделанной работы?
Николай Чирский:
– Сделано многое. В 1996 году, когда все начиналось, белорусские экскурсоводы, по сути, были выброшены на улицу, каждый был сам по себе и сам за себя. Тогда мы и решили создать объединение, чтобы поддержать друг друга. В 1999-м мы провели в Пинске первый семинар по экскурсионной работе, издали материалы по итогам этого семинара. В последующем проводили семинары в Орше, Витебске и Полоцке, показывали этот регион экскурсоводам, которые, наконец, почувствовали, что у них есть опора. Они почувствовали это и воспрянули духом.
Тогда же в Бресте мы создали первый экскурсионно-методический центр, где начали вести подготовку экскурсоводов Бреста. Аналогичный центр организовали в Пинске. Со временем от имени общественного объединения мы начали выдавать бейджи профессиональным экскурсоводам, которых мы знали. Выдали подобные бейджи коллегам в Бресте, Минске, Пинске, Гродно. И тогда стало понятно, что нужно это делать на государственном уровне. Напомню, что в 2007 году вышло постановление о государственной аттестации. В эту аттестационную комиссию вошли представители нашего общественного объединения. Мы проводили семинары, ежемесячные обучающие мероприятия, причем не только в Минске, но и в регионах. Занимались повышением квалификации, организовывали совместные экскурсии. Сегодня к нам постоянно обращаются молодые экскурсоводы, которым необходима поддержка, мы с удовольствием помогаем им.
Марина Масташова:
— Прекрасно помню, с каким энтузиазмом все мы восприняли известие о том, что у нас, экскурсоводов, будет своя общественная организация. Мы мечтали, что она станет для нас своеобразным домом, профсоюзом, защищающим наши профессиональные интересы. Были предложения даже собрать там наши трудовые книжки, чтобы экскурсоводов заказывали только через объединение. Планировалось, что именно объединение станет проводить аттестацию, рецензировать новые экскурсии и пр. Это была замечательная идея, которая, на мой взгляд, не нашла своего продолжения и воплощения.
У нас есть с чем сравнивать. Возьмем, например, Московскую ассоциацию экскурсоводов, гидов-переводчиков и турменеджеров. Стоит только посмотреть на их сайт! Даже глядя на главную страницу, понимаешь, что вся жизнь: учеба, работа специалистов экскурсионной сферы — проходит в рамках этой общественной организации. Здесь и подготовка новых экскурсоводов, и переподготовка уже действующих, и список экскурсоводов и гидов-переводчиков, и аккредитация в музейных учреждениях и многое другое. А главная цель – защита профессиональных интересов членов ассоциации, куда входит около 1300 человек. Это мощнейшая, уважаемая и авторитетная структура, которая имеет свой сайт, свое лицо и с которой считаются в правительстве Москвы. В эту серьезную организацию стремятся попасть экскурсоводы и гиды, потому что, если тебя нет там, тебя нет вообще. Поэтому я еще в 2012 году на съезде говорила, что нашему общественному объединению необходимо было бы войти в какие-то международные организации. Сегодня, если у организации нет помещения, нет сайта, нет юриста, нет телефонов, по которым можно выяснить любой вопрос, то организации просто нет. Иначе нет развития, все остается на уровне локальных посиделок. Как, в общем-то, и происходит в случае ныне существующего объединения.
– В Беларуси экскурсоводы и гиды переводчики за последние годы собирались на съезд только один раз в 2012 году, причем эта встреча вызвала большой интерес у общественности. Почему у нас в стране подобные мероприятия не приживаются?
Николай Чирский:
– В 2012 году мы провели первый съезд экскурсоводов, собрались люди со всех регионов. Самое главное, экскурсоводы тогда поняли, что они не брошены, есть те, кто готов заняться их интересами. Как правило, съезд проводится один раз в пять лет. Время еще есть. Возможно, через несколько лет мы будем готовы к тому, чтобы провести его снова. Но пока такой вопрос не поднимался. Это тяжелый труд, тем более у нас нет никакого финансирования, и мы не взимаем взносы. Поэтому организация подобных масштабных мероприятий пока представляется очень сложной задачей.
Марина Масташова:
— В 2012 году в нашей столице впервые по инициативе Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков и с помощью Департамента по туризму МСиТ был проведен съезд отечественных экскурсоводов и гидов-переводчиков. Благодаря поддержке областных управлений по спорту и туризму из регионов привезли местных специалистов экскурсионного дела. Всего в этом мероприятии приняло участие около 180 человек. На съезде поднимались актуальные вопросы дальнейшего развития «экскурсионки».
На мой взгляд, в итоговом документе практически не нашли отражения те реальные достижения, которые есть в отечественном экскурсионном туризме: профессиональная подготовка кадров, аттестация и пр. Настоящее рисовалось в мрачных тонах, отчетливо чувствовалась ностальгия по советским временам. И что дальше? Не было никакого продвижения, развития того, о чем говорилось на съезде. Мне кажется, за одним большим шагом должны следовать какие-то шаги по изменению этого положения. Но все осталось на прежнем уровне. Люди разъехались в свои регионы, и никакой кульминации не получилось. За последующие три года никто не обращался в департамент с предложением вновь собраться для обсуждения животрепещущих вопросов. Статус-кво остался прежним: в Минске периодически собирается какая-то часть экскурсоводов, слушают лекции, организуют для себя выездные экскурсии. К сожалению, это все. На местах все зависит от личностей, которые способны на общественных началах благодаря своему авторитету, благодаря своему профессионализму и энтузиазму собрать экскурсоводов. Если таких личностей нет, то и никакой совместной деятельности тоже нет. Возможно, руководство БООЭиГП не считает нужным проводить массовые собрания, возможно, не видит целей, в общем, мне трудно это объяснить.
– Многие общественные организации получают различные международные гранты. В случае объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков это возможно?
Николай Чирский:
– Ходить по иностранным посольствам и просить денег я не буду, у меня не такой характер. На мой взгляд, чтобы развивать экскурсионное дело, нужна непосредственная помощь государства. На высшем уровне должно прийти понимание, что нужно создавать экскурсионно-методические центры. Над этим вопросом я бьюсь уже несколько лет. По крайней мере во время круглого стола в парламенте я почувствовал понимание, что нам необходим такой экскурсионно-методический центр с региональными отделениями. Кроме того, необходимо перевести на региональный уровень всю аттестацию экскурсоводов и гидов-переводчиков. И на прошедшем недавно в Москве международном конгрессе экскурсоводов и гидов-переводчиков, кстати, много говорили о том, что только региональные гиды могут провести экскурсию на высшем уровне, а не гиды с обширными знаниями по всем областям.
Марина Масташова:
— На мой взгляд, гранты — это не только возможно, но и необходимо! Хочется привести в пример БОО «Отдых в деревне» как наиболее успешный опыт работы общественной организации. Многие члены этого сообщества побывали за границей, обменивались опытом, принимали в Беларуси экспертов, участвовали в различных конференциях и других мероприятиях, региональные отделения получали международную финансовую помощь. Сегодня ни одна государственная структура этого сделать не может. Поэтому необходимо стучаться во все двери: нет средств у тебя, нужно попытаться их найти. Для этого следует создать грамотный бизнес-план, обозначить четко свои цели и задачи – и вперед!
– Во многих странах существует две или даже три ассоциации экскурсоводов и гидов. Можно выбрать такую, которая устраивает по определенным критериям. Возможна ли подобная практика у нас? Может ли существовать, например, своя профессиональная «тусовка» в столице и областных центрах?
Николай Чирский:
– У нас небольшая страна, и я не думаю, что нам нужно с кем-то конкурировать. Я думаю, что мы должны находить общий язык со всеми, подключать молодые кадры и со временем передавать им карты в руки. Да, в Минске больше всего экскурсоводов и гидов-переводчиков, поэтому здесь у нас самая обширная деятельность. Но наше объединение хорошо работает также в Могилеве, Витебске, Гродно. В областных городах есть наши представительства, поэтому нет необходимости создавать там отдельные объединения.
Марина Масташова:
— Учитывая, что в настоящее время деятельность общественного объединения съежилась до масштабов столицы, такая возможность очень вероятна. К примеру, было бы объединение в столичном регионе, в Витебском регионе и пр. Практика такая есть. В той же России в каждом областном или краевом центре есть свои общественные объединения. В соседней Литве две гильдии гидов, и каждый экскурсовод или гид может сделать для себя выбор. Эти организации весьма авторитетны, они проводят учебу, в их ведении находятся информационные центры… Поэтому не вижу ничего криминального, если параллельно с существующим БООЭиГП появится другое объединение со своим видением, своим уставом и своим составом.
– Практика показывает, что в ассоциацию за рубежом старается вступить большинство работающих специалистов экскурсионного дела. В Беларуси сегодня насчитывается около двух тысяч экскурсоводов и гидов-переводчиков. Есть ли данные о количестве членов нашего общественного объединения?
Николай Чирский:
– В Беларуси 1300 экскурсоводов и 200 гидов. Я затрудняюсь дать точные данные по количеству членов объединения. У нас нет взносов, нет членских билетов. Есть только заявления о желании вступить к нам. Получается, что люди приходят и уходят, такое свободное хождение у нас. На данный момент я противник взносов, сбора денег. Возможно, со временем мы к этому придем и будем делать, как в России и других странах. В настоящее время экскурсоводы и гиды обсуждают возможность введения членских взносов.
Марина Масташова:
— На сегодняшний день в стране аттестовано около полутора тысяч экскурсоводов и гидов-переводчиков. Это не значит, что все они остались в профессии и проводят экскурсии. Но если даже предположить, что количество действующих специалистов составляет половину от этого количества, невозможно точно сказать, сколько человек входит в общественную организацию. Членство не регистрируется, отчетно-выборные конференции не проводятся. Нет членских взносов, нет членских билетов, подтверждающих принадлежность к организации. Нигде не фиксируется вступление (или выход) экскурсоводов и гидов. На мой взгляд, весь этот регламент необходимо соблюдать.
– Сегодня в стране активно развивается такое замечательное молодежное начинание, как фест экскурсоводов. В свое время эту инициативу поддержали Министерство спорта и туризма и Департамент по туризму. Какое содействие фесту оказало БООЭиГП?
Николай Чирский:
– Организаторы феста Павел Королев и Тимофей Акудович пришли ко мне еще тогда, шесть лет назад, сказали, что хотят проводить такое мероприятие. И я их полностью поддержал, был сторонником фестиваля и сам постоянно участвовал. Практически каждый год я провожу свои экскурсии в рамках феста. Мы помогаем найти экскурсоводов, краеведов. Представители объединения проводят экскурсии в разных городах. Также помогаем с разрешениями, пишем письма, так как иногда есть проблемы с массовым сбором людей и нужно заботиться об этом заранее.
Марина Масташова:
— В 2012 году в департамент впервые обратились молодые экскурсоводы за помощью и поддержкой. В то время к проведению экскурсий местные власти и органы правопорядка относились настороженно, рассматривая большие собрания людей как несанкционированные массовые мероприятия. И мы подключились, чтобы дать разъяснения, направить письма на места и пр. Благодаря этому количество экскурсантов выросло почти в два раза. Более того, с каждым годом расширяется география проведения феста и увеличивается количество специалистов, проводящих экскурсии. На этом мероприятии отрабатываются и апробируются непривычные виды и формы экскурсий, и мы можем гордиться, что такой фест у нас есть. О значимости этого мероприятия говорит и тот факт, что оно внесено в Государственную программу развития туризма на 2016 – 2020 годы. Что касается участия общественного объединения, то, по моим сведениям, оно ограничивается тем, что отдельные экскурсоводы, входящие в БООЭиГП, проводят экскурсии в рамках феста.
– Большинство экскурсоводов и гидов в настоящее время находятся в свободном плавании. Возможно, никакое объединение им и не нужно?
Николай Чирский:
– Нет, в свободное плавание всех пускать нельзя. Необходимо, чтобы люди постоянно повышали свой профессиональный уровень. И мы с этим справляемся, ежемесячно собираем экскурсоводов. У нас всегда есть план работы. Да, в Чехии, например, все гиды в свободном плавании, но, на мой взгляд, это не есть хорошо. И в плане обучения, и в плане помощи экскурсоводам нужна поддержка.
Марина Масташова:
— У меня большой стаж работы в туризме, но я всегда в первую очередь ощущаю себя экскурсоводом. И я считаю, что каждому специалисту экскурсионного дела нужна какая-то структура, чтобы мы не потерялись. Да, сегодня все работают сами по себе, даже если числятся при какой-то структуре. Всего в стране официально имеет статус штатных экскурсоводов не более пяти человек. Но в любом случае, без сомнения, каждому хочется быть членом сообщества, куда можно прийти, обменяться с коллегами мнением и информацией, обсудить новые тенденции и веяния, чтобы получить возможность всем вместе съездить для обмена опытом, чтобы принять коллег… Жизнь не стоит на месте, и нужно соответствовать времени. И хотелось бы, чтобы наши экскурсоводы могли с гордостью сказать: «Я являюсь частицей мощного и авторитетного сообщества, где меня поймут и защитят, где у меня есть свои права и обязанности». Надеюсь, что такое сообщество у нас тоже появится.
Беседовали Юлия БАРИЛО, Надежда СУСЛОВА