Ежегодно в Беларуси появляются десятки и сотни новых усадеб. Но параллельно идет и обратный процесс – агроусадьбы исчезают с карты страны. Когда я узнала, что хозяин достаточно известной на Витебщине усадьбы «Ёлочки Holiday», председатель общественного совета по агроэкотуризму Витебской области Виктор Ерошов больше не принимает туристов и прекращает свою деятельность в качестве субъекта агротуризма, то, мягко говоря, очень удивилась. И обратилась к нему с просьбой рассказать, почему он принял такое непростое решение.
– Агротуризмом я начал заниматься с 2006 года, то есть восемь лет назад, сразу же вступил в БОО «Отдых в деревне». А сейчас продал усадьбу и постараюсь высказать свою точку зрения. Сразу оговорюсь, что это лично моя позиция, которая, возможно, идет вразрез с традиционным взглядом на сельский туризм. Дело в том, что с самого начала я рассматривал занятие агротуризмом как работу, вид деятельности, способ самореализации. Мне казалось, что это не только хорошее занятие, но и возможность обеспечить себя и свою семью материально. То есть схема проста: работаешь – а труд этот очень нелегкий – и получаешь достойное вознаграждение. Кроме того, представлялось, что можно выкроить время на саморазвитие, общение с друзьями и досуг. Оказалось, что сельский туризм требует немалых ресурсов и самоотдачи, и времени на все остальное просто не остается. И тогда ты начинаешь осознавать, что можно работать где-то в другом месте, иметь больше свободного времени и получать такие же доходы. За восемь лет мне приходилось встречаться с людьми, которые вообще не рассматривают агротуризм как бизнес. Я видел такие условия в некоторых усадьбах, которые вызывали только отвращение. Последние два года стали особенно тяжелыми в смысле экономическом. Я понимаю, что мое мнение идет вразрез с официальной точкой зрения, тиражируемой СМИ, о постоянном росте и благополучии агротуризма, но это вполне объективно: количество звонков по сравнению с позапрошлым годом у меня уменьшилось раз в 5–8! Если в 2012 году летом усадьба была заполнена на 95–98%, то нынешним – хорошо если на 60%. И это летом! Показателен был и Новый год. В предновогодье туристов не было вообще. Сам Новый год «продался» буквально накануне. И такая ситуация сложилась не только у меня. Я пытался проанализировать причины такой ситуации. Самое большое количество туристов к нам приезжало из Москвы – клиенты платежеспособные и надежные. Правда, российские vip-туристы никогда не были поклонниками сельского туризма, в основном приезжали представители среднего класса. Но два года подряд россияне едут по трассе М1 мимо нас – в Болгарию, Черногорию и Польшу. Мне кажется, что мы утратили свою главную привлекательность – низкие цены. А для того, чтобы цены стали выше, существуют объективные причины. Подорожала электроэнергия, «горючка», дрова. В августе подорожала «стирка», причем сразу с 70 тысяч рублей до 150! Получается, что все это в конечном счете сказывается на ценах. Хотя для среднестатистического белорусского потребителя отдых в усадьбах – это дорогое удовольствие. Поэтому люди ищут возможность бесплатного отдыха – попросту едут на природу. Есть и еще существенная причина, почему мне разонравилось быть хозяином усадьбы. В последнее время агротуризм стал объектом пристального внимания контролирующих органов. Каждый раз доказывать, что ты имеешь право этим заниматься и что все делаешь правильно – просто не хочется. Сегодня пропало ощущение свободы!
Еще одно соображение. Во всех странах существуют стратегии развития той или иной отрасли. Вот у нас есть программа развития туризма на пятилетку. Но будущее агротуризма размыто, и никто не знает толком, что ожидает это направление. Хозяева агроусадеб варятся в собственном соку, и получается, что у одного хлев переделан в усадьбу, у другого – придорожный сервис и пр. Хотелось бы знать о планах государства в отношении агротуризма на 5–10 лет, получать поддержку в виде пиара и рекламы.
При большом количестве агроусадеб создается конкуренция, но это не соревнование, кто лучше и качественнее, а простой демпинг – у кого дешевле. Создается тупродукт под названием «кровать–тумбочка–стол». Получается, что тот, кто старается держать планку, быть на уровне – проигрывает. А проигрывать совсем не хочется, и так вести бизнес я не хочу. И последнее. Когда мы изучали опыт агротуризма в США, то видели, насколько охотно там люди, представители каких-то направлений бизнеса, объединяются в группы по интересам, работают, активно продвигают свой регион. После этой стажировки мне тоже захотелось сделать что-то подобное. Но мое пребывание на посту председателя общественного совета – сплошное разочарование. Попытки пробудить интерес к общим мероприятиям практически провалились, и последний слет хозяев усадеб Витебщины это продемонстрировал в полной мере. Не удалось наладить простые коммуникации между владельцами сельских усадеб – все привыкли действовать поодиночке. Нет, я не могу сказать, что мне надоело общение с туристами. Разумеется, люди приезжали разные, но большинство из них были довольны и оставляли благодарности.
Не знаю, смогу ли когда-нибудь вновь вернуться к агротуризму. Впрочем, никогда не говори никогда. Возможно, на старости лет мне снова захочется иметь усадьбу, но только на уровне хобби!
Беседовала Надежда Суслова