https://www.traditionrolex.com/8
В нашей стране не так много клиник, которые могут оказать весь спектр услуг, связанных с медицинским туризмом. Если есть диагностическое оборудование и специалисты, то стационары зачастую не располагают отдельным коечным фондом для приема таких пациентов или этот фонд весьма ограничен и представляет собой одну или две палаты с косметическим ремонтом, где стоит, может быть, телевизор или холодильник. Но это не тот уровень, который требует сегодня турист, приезжающий на лечение в Беларусь!

По данным экспертов из Deloitte Center for Health Solutions, в 2012 году объем мирового рынка медицинского туризма составит 100 миллиардов долларов США. Для сравнения: в 2010 году Беларусь заработала на медицинском туризме 1,5 миллиона, а к 2015 году планирует зарабатывать в пять раз больше – по 7,5 миллиона ежегодно. О состоянии и перспективах развития въездного медицинского туризма рассуждает генеральный директор компании «Синяя птица Бел», врач высшей категории Николай ПОДРЕЗЕНКО.

– В 2011 году наша компания приняла более 16 тысяч туристов, из которых почти 90% отдыхали в санаториях Беларуси. Главным образом туристы хотели бы получить комплекс физиотерапевтических процедур, но хотели бы также пройти диагностическое обследование. Так вот, когда белорусские санатории поняли, что востребованы такие услуги, как лабораторная или УЗИ-диагностика, тут же начали покупать оборудование. Если 8 лет назад в 90% санаториев не было аппаратов УЗИ, то сегодня они есть в 90% здравниц, поэтому санатории – это по сути и есть медицинский туризм. В некоторых странах он называется реабилитационным туризмом, в некоторых есть так называемые лечебные гостиницы, а у нас – санаторный туризм. И с удовольствием приезжают граждане Российской Федерации, в первую очередь, конечно, но и поляки, и эстонцы – именно за диагностикой, лечением и за консультацией узких специалистов. К слову, 70% отдыхающих в белорусских санаториях – женщины, и многие приезжают в Беларусь за услугами центров репродуктивной медицины, потому что в России подобные услуги в несколько раз дороже. В целом, существующий сегодня в Беларуси рынок медицинских услуг достаточно хорошо представлен: есть протезирование, косметология, трансплантология и, безусловно, зубопротезирование и стоматология, что популярно у граждан бывшего Советского Союза, где бы они ни жили, в Израиле или США. Главное, что у нас есть, это высококвалифицированные специалисты и новейшее диагностическое оборудование, которое грех было бы не использовать.

При этом в нашей стране не так много клиник, которые могут оказать весь спектр услуг, связанных с медицинским туризмом. Если есть диагностическое оборудование и специалисты, то стационары зачастую не располагают отдельным коечным фондом для приема таких пациентов или этот фонд весьма ограничен и представляет собой одну или две палаты с косметическим ремонтом, где стоит, может быть, телевизор или холодильник. Но это не тот уровень, который требует сегодня турист, приезжающий на лечение в Беларусь!

Когда турист звонит в любой белорусский медицинский центр или туристическую компанию, то задает несколько вопросов. Первый, конечно, – сколько будет стоить услуга. Если цена его устраивает, а в Беларуси действительно доступные цены, особенно в сравнении с Европой, той же Москвой или Санкт-Петербургом, клиент переходит к другим вопросам, а именно: в каких условиях я буду лечиться и не будет ли у меня проблем с проживанием или питанием? Так вот, на второй и третий вопрос мы зачастую не можем ответить, потому что практически ни один наш стационар не готов предоставить этот сервис на высоком уровне.

Я вернулся из Венгрии, где опыт медицинского туризма – более 15 лет, и еще раз убедился, что прежде всего должны быть комфортные условия – от входной двери и отделки помещений до оборудования, которое установлено в палатах. Увы, ни один наш медицинский центр не может на самом деле даже близко сравниться с венгерскими центрами, где я побывал.

Безусловно, в Беларуси есть некоторые медицинские организации c достойными условиями. Мы такие организации отслеживаем и начинаем контактировать. Я не беру крупные республиканские центры: как правило, в них все расписано на год вперед, и туристические компании им по большому счету не нужны. Что касается медицинских центров, в которых есть лечебно-диагностическое оборудование, а также условия для проживания и питания, то в качестве примера могу привести реабилитационный центр «Элеос», о котором многие белорусы даже не слышали. Между тем все прекрасно знают Дом милосердия – именно на его базе работает центр, куда в свое время белорусский экзархат вложил немалые средства при поддержке спонсоров. Мы заключили с ними договор и сформировали пакет, и наши туристы с августа 2010 года с удовольствием приезжают в этот центр. Наши туристы – это главным образом граждане Российской Федерации, хотя, конечно, любой желающий, который зайдет на наш сайт, имеет возможность приобрести пакет.

Буквально в прошлом году в Лиде открылся частный высококлассный лечебно-диагностический комплекс на базе гостиницы «Экватор», о чем сами белорусы еще не знают, не говоря уже о гражданах иностранных государств. Это небольшая по коечной мощности гостиница, но все устроено компактно и сделано разумно. Первые наши туристы поехали туда на Новый год, и отзывы – только самые положительные. Так что будущее медицинского туризма в Беларуси как раз за такими комплексами.

Перспектива у медицинского туризма, на мой взгляд, есть, если мы будем работать по европейскому принципу. Практически во всех странах Европы – страховая медицина, в том числе и в России. Идея, которая поможет белорусскому медицинскому туризму развиться, заключается в сотрудничестве со страховыми компаниями в первую очередь Российской Федерации. Клиент, который имеет страховой полис в России, заинтересован в том, чтобы ему оказали качественную услугу, а цена его не интересует, поскольку в принципе за услугу заплатит страховая компания. Вот если российская страховая компания будет заинтересована в наших видах услуг, этот бизнес в Беларуси будет развиваться массово.

В Венгрии, где развита частная и страховая медицина, страховые компании инвестируют средства в медицинские центры, если им это выгодно, и даже создают, скажем так, конгломераты, когда страховая компания объединяется с медицинским учреждением, и они предоставляют полный спектр услуг – от трансфера до лечения.

Теперь поговорим о том, где здесь место туристической компании и чем медицинский туризм отличается от обычного. Во-первых, надо свести клиента с тем врачом, который непосредственно окажет услугу. Во-вторых, консультация врача, за которой приехал пациент, занимает всего один час, а дальше человек находится или в больничной палате, или возвращается в гостиничный номер. Туристическая компания берет на себя обязанности, которые не под силу медицинскому учреждению: помощь в расселении, организация экскурсий, оказание дополнительных туристических услуг.

Здесь надо учитывать интересы и медицинского учреждения, и туристической компании. А еще есть перевозчики и прочие партнеры, которые участвуют в формировании медицинского тура. И каждый, что естественно, хочет на клиенте заработать. И каждому партнеру мы объясняем, как сформировать цену на свою услугу, чтобы в конечном итоге все участники получили свое комиссионное вознаграждение, а клиент не испугался астрономической суммы. Сегодня, к сожалению, задача туристической компании в большинстве случаев сводится к тому, чтобы объяснить медицинскому учреждению (особенно государственному очень сложно объяснить), как корректно формировать цены на услуги, чтобы на рынке они были востребованы клиентами. Когда проводится разумная ценовая политика, есть клиенты, а там, где цены устанавливают «с потолка» или берут цены клиник Германии и Израиля, – нет.

Кроме того, не хватает рекламы и информационного ресурса, который работал бы с целевой аудиторией в той же России. Если будет давать рекламу только компания «Синяя птица Бел», это будет долго. Нужна государственная поддержка и понимание. В прошлом году в этом направлении были сделаны первые шаги, когда в посольстве Беларуси в Москве состоялась конференция по медицинскому туризму, и директор «ЦентрКурорта» Олег Анатольевич Михайлов презентовал портал, на котором размещена информация о возможностях Беларуси в области медицинского туризма. Но что дальше?

Я думаю, что должно произойти некое объединение под эгидой Министерства спорта и туризма и Министерства здравоохранения. И те туристические компании Беларуси, которые заинтересованы в развитии медицинского туризма, должны получить льготы и преференции в этом направлении. Без кнута прожить можно, без пряника – никак. Если же мы получим налоговые льготы или, к примеру, снижение арендной платы, многие начнут этим заниматься более активно.

Другая проблема заключается в том, что до конца еще не отработана форма договора, который нам предлагают заключать с медицинскими учреждениями, особенно в части, касающейся комиссионного вознаграждения. В прошлом году, когда много говорили о развитии медицинского туризма в Беларуси, назывались 20% комиссии, но с какой суммы? Медицинские учреждения дают туристической компании 20% только от сформированной цены на услугу. А ведь медицинская услуга отличается от других тем, что окончательная стоимость услуги известна только по окончании лечения. Условно: зубопротезирование стоит 100 у.е. Клиника дает туристической компании 20 у.е. комиссии. На самом деле в ходе лечения выяснилось, что требуются и другие услуги. В итоге клиенту выставлен окончательный счет на 1000 у.е., а туристическая компания все равно получила 20 у.е.

На мой взгляд, нужно дорабатывать формы договоров, и государство должно дать туристическим компаниям возможность работать с медицинскими учреждениями в более свободном варианте, когда действительно медицинское учреждение, в первую очередь государственной формы собственности, будет иметь возможность определять размер комиссионного вознаграждения от конечного счета, который получил клиент. Возвращаясь к венгерскому опыту, замечу, что там туристическая компания получает причитающееся вознаграждение со всего объема оказанных услуг по окончании лечения. Более того, клиент даже не получает счет – в этом вся разница. Тогда появляется стимул: искать клиентов – в интересах медицинских учреждений.

Конечно, у медицинского туризма есть те же проблемы, что и у обычного. К примеру, высокие цены на авиа- и железнодорожные билеты зачастую «убивают» медицинский туризм, как и весь туризм в целом. Мы со своей стороны готовы идти на определенные скидки на транспортные услуги, но это не решает проблему. Когда перелет из Москвы в Минск будет стоить не 100, а 30 евро, тогда клиент прилетит даже на один день, чтобы пройти комплекс лечебных мероприятий, – ему будет выгодно это сделать.

Мне кажется, если бы у граждан Венгрии, а это 11 млн жителей, была возможность приезжать в Беларусь, если бы не было дорогой визы и дорогих билетов, венгры с удовольствием лечились бы в Беларуси, потому что у нас при невысоких ценах хорошее качество и отличные специалисты. Мы бы уже давно вышли на рынок Европы со своими медицинскими услугами, и к нам приезжали бы не только российские туристы. Мы уже видим, что граждане Польши, например, посещают медицинские учреждения приграничных районов Гродненской и Брестской областей.

Беларусь готова к развитию медицинского туризма, но предстоит огромная работа в этом направлении.

Записала Татьяна ЧУДАК

https://www.traditionrolex.com/8