https://www.traditionrolex.com/8
Директор туристической компании «Весь мир», глава Ассоциации туристических организаций при бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей имени М. Кунявского Владимир БУЛАТОВ рассказывает об особенностях конкурентной борьбы на белорусском рынке, о влиянии государства на турбизнес и о том, как с годами меняется характер белорусских туристических выставок

– Владимир Геннадьевич, вы возглавляете ассоциацию турфирм, которые принадлежат к так называемому среднему звену. Каково их общее настроение накануне сезона?

– У тех, кто работает в турбизнесе, всегда должно быть хорошее настроение. Понятно, что все сотрудники турфирм с нетерпением ждали окончания зимы. Туры, которые продаются зимой, это в первую очередь горнолыжные программы и отдых на морях далеких стран, то есть эти программы более дорогостоящие, чем летние. Поэтому зимой всегда ощущается дефицит денежных средств. И раннего бронирования ждешь с надеждой. В этом году по многим направлениям акции раннего бронирования начались еще в январе, и, я должен заметить, начало положено успешное. Мы проанализировали продажи турецких турпакетов и видим, что хорошо идут продажи туров в пятизвездочные отели. Люди, предпочитающие более экономичный отдых в отелях 3-4*, ждут начала сезона и горящих путевок. Такая же ситуация с Грецией, где на материке располагается совсем немного отелей 5*, что подстегивает людей бронировать туры в эту страну в январе и феврале. Это нас, соответственно, радует. Потому что появляются деньги, которые можно использовать на оплату аренды, подготовку к весенней выставке, рекламную работу.

Поэтому могу сказать, что турбизнес настроен оптимистично, несмотря на то, что каждый год в работе туристической отрасли возникают препятствия. Например, по моему мнению, последствия кризиса прошлого года будут отражаться на нашей работе еще несколько лет. Сейчас стало спокойнее, но, чтобы выйти на уровень хотя бы 2010 года, турфирмам нужно время. Резкого подъема мы не ждем, так как он напрямую зависит от благосостояния наших граждан. Будет здорово, если в этом году объемы немного вырастут. Здесь надо отметить, что некрупному турбизнесу в случае каких-либо проблем проще – мы мобильны, и можем быстро переключиться на другой продукт. К примеру, в прошлом году мы активно занялись приемом заграничных охотников. Это направление оказалось очень интересным и перспективным. Но, к сожалению, в этом году цены на дичь резко возросли, что, несомненно, повлияет на количество гостей, которые приезжают охотиться в Беларусь.

– Что сейчас происходит на белорусском туристическом рынке? Насколько остра конкуренция?

– Конкуренция среди белорусских турфирм довольно высокая. Отчасти из-за того, что сейчас очень легко стать туроператором. Безо всяких лицензий можно быстро войти в бизнес. С другой стороны, крупных фирм у нас в стране не так много. Кроме того, рынок в значительной степени уже монополизирован игроками российского бизнеса. Мы от этого никуда не денемся, так как финансовое обеспечение, в том числе и кредитное, у них значительно выше. И естественно, они работают не только на Беларусь, но и на свой российский, а также украинский, прибалтийский рынки, что создает им дополнительные возможности в снижении стоимости турпродукта. С другой стороны, на мой взгляд, туристы на нашем рынке уже распределены по турфирмам с положительной историей и репутацией. Потому что нет смысла сидеть за компьютером и выбирать среди компаний ту, у которой тур на 5 долларов дешевле. На первый взгляд ты находишь что-то с незначительной скидкой, но потом появляются какие-то подводные камни, и конечная стоимость получается выше. То, что крупные фирмы постоянно выходят на новые направления, есть их стратегия. Тогда легче забирать большие доли рынка и, соответственно, получать больше прибыли. Наша фирма, имея 9 сотрудников, естественно, не может иметь цели получить большие доли рынка. Но мы имеем свою клиентуру и стараемся как можно лучше с ними работать. Мы отправляем на отдых порядка 2000 туристов в год, и для нас это достаточный объем. Тем не менее, мы ставим задачу ежегодного роста на 10%. Как правило, новых клиентов нам приводят старые и проверенные. Плюс – смена поколений. В принципе, на нашем рынке всегда хватало места всем игрокам – и крупным, и мелким, но лишь до тех пор, пока не вмешивается государство. Потому что, когда оно начинает менять правила игры, рынок начинает ломаться, он находится в напряжении, и фирмам сложно планировать свое будущее.

– Какова позиция ассоциации по поводу возможного введения страхования туроператорской ответственности либо фингарантий?

– Сейчас страсти немного утихли, и мы надеемся, что резких движений не будет. Ни фингарантии, ни отдельное страхование ответственности туроператоров нашему рынку не нужны. Во-первых, туристу это никак не помогает, и мы это уже неоднократно видели, когда банкротились крупные российские операторы. Во-вторых, в Беларуси очень маленький и очень цивилизованный туристический рынок. Новой турфирме даже блок мест в самолете просто так никто не даст. А даже если и дадут, обяжут изначально сделать предоплату. У нас нет такого риска обанкротиться, как в России. Видно, что те страховые гарантии, которые там ввели, фактически монополизировали их рынок. В результате самые крупные игроки терпят фиаско из-за того, что стратегические планы не работают. Они стремятся иметь огромные доли рынков разных стран, а сил не хватает. Большая конкуренция на российском рынке ведет к снижению стоимости туров по многим направлениям, происходит массовый демпинг, в результате мыльный пузырь рано или поздно лопается. У нас другая ситуация. В Беларуси нет игроков с подобными амбициями. В Беларуси рынок маленький и честный. Наиболее эффективным способом  защиты туристов считаю введение института саморегулирующих организаций на базе общественных объединений.

– Расскажите о ближайших планах ассоциации. Как вы сотрудничаете с другими общественными объединениями?

– Безусловно, мы сотрудничаем с РСТО и другими объединениями. Но, откровенно говоря, в настоящий момент ситуация такова, что серьезных проблем в туризме нет. По этой причине наблюдается спад общественной активности, и турфирмы становятся все менее активными членами ассоциации. Сейчас вообще трудно объединить народ. Как правило, все сидят за компьютерами, общаются друг с другом в скайпах, аськах, в лучшем случае по телефону. Сейчас вместо семинаров проводятся вебинары. Конечно, и те, кто их проводит, и те, кто слушает, экономят свое время, но при этом исчезает момент живого общения. Ближайшее мероприятие нашей ассоциации – это участие в весенней выставке. Однако сейчас мы уже не так детально к нему готовимся, как раньше. Все уже отработано и происходит в автоматическом режиме.

– Раз уж вы упомянули о выставке… Меняется ли каким-то образом характер минских туристических форумов?

– Изменения с годами, безусловно, происходят. Если вы придете на выставку сегодня, то увидите, что огромные стенды принадлежат национальным паркам, заповедникам, объединениям, а непосредственно турфирм становится все меньше и меньше. Во-первых, играет роль фактор отсутствия денег весной. И многие турфирмы выбирают: тратить деньги на выставку или вложить их в рекламу. Во-вторых, многие фирмы не имеют собственного продукта. Продавать чужие туры в Турцию – сегодня это неактуально, потому что всю информацию можно найти в интернете. А если выставлять на своем стенде туры фирмы-партнера, получается, компания тратит свои деньги на благо создателя турпродукта. В-третьих, как я уже говорил, туристы распределены по фирмам. На выставку сейчас приходит небольшой круг очень любознательных людей, которым, если мягко сказать, особо нечем заняться дома. А когда-то большого количества компьютеров не было, далеко не у всех был доступ к интернету, и мы стояли с листовками, пытаясь продвинуть свой продукт. 10–15 лет назад туристические выставки, безусловно, были более массовыми и оживленными.

– Можно ли оживить былую активность деловых кругов и как привлечь на выставки большее количество зарубежных партнеров?

– Не думаю, что на выставку обязательно нужно приглашать всех зарубежных партнеров. В первую очередь это мероприятие делается для белорусских компаний, чтобы руководители могли познакомиться с новыми турфирмами, которых становится все больше и больше. Для нас это в первую очередь возможность просто увидеть друг друга. Еще одна причина для проведения выставки – быстро получить реакцию клиента на наши туры. Фирма выкладывает в своем каталоге определенный продукт, и на выставке в ходе беседы с посетителем определяет степень его привлекательности. В целом выставки раньше были более актуальны, чем сегодня. Но таковы уж современные тенденции. Причем не только у нас, но и во всем мире.

Беседовала Янина СЕДЕЛЬНИК

https://www.traditionrolex.com/8