В последнее время много говорится о том, что в Беларуси мода на средневековые фестивали проходит. Насколько это утверждение верно? С этого вопроса мы начали наш разговор с Дмитрием Нестюком, организатором известного фестиваля «Белый замок», который прошел в минувшие выходные:
– До недавних пор такое ощущение действительно было, потому что начиная с 2007 года крупные фестивали стали уступать место небольшим тематическим праздникам. Появилось много клубов, люди начали делить реконструкцию на подвиды. Если раньше собирались все, кто занимается Средневековьем, то сейчас стали отдельно собираться люди, реконструирующие XIII, XIV, XV и другие века. И сама реконструкция разделилась на несколько направлений. Появилось отвлетвление «living history». В то же время остались реконструкторы, которые занимаются стилизацией. Есть те, кто скрупулезно пытается отстоять каждый шов, есть спортсмены. В результате тематика фестивалей разделилась. Например, на Украине проходит «Битва наций». Это спортивный фестиваль, и «историки» туда не поедут.
– Чем на этом фоне выделяется фестиваль «Белый замок»?
– Наш фестиваль по-прежнему объединяет всех. Многие нас за это ругают. Иногда хочется поддаться соблазну и поместить «Белый замок», скажем, в рамки XIII века. Но потом я думаю, что начинали мы как фестиваль для всех, и таковыми должны оставаться.
– Какие времена сейчас переживает фестиваль?
– У нас был большой перерыв: в 2008 году фестиваль не проходил, и было трудно его возрождать. Возрождение фестиваля мы начали с 2010 года, немного его видоизменив. Если раньше «Белый замок» проходил в марте, то сейчас – 2 раза в год. Ввели мы и новую структуру – конный турнир. Изначально мы строили расчет на том, что 1 и 2 фестиваля не принесут никакой прибыли. Так и случилось. В первый фестиваль мы вложили около 7000 у. е., и эту сумму мы не отбили. Отбили половину. Второй вышел почти на ноль. А с третьего, прошлого, мы уже стали получать доход.
– Как должны проходить средневековые фестивали и как они проходят у нас? Есть правила?
– Каждый проводит фестиваль, как ему нравится. Фестиваль – это идея, концепция организатора. Для кого-то это спорт, для кого-то – «живая история». Для нас – это хорошее настроение и общение реконструкторов, приезжающих в гости, и зрителей. Задача в том, чтобы все, кто у нас побывал, уехал с хорошим настроением. Мы по-прежнему не делим участников на эпохи, ждем всех – от викингов до позднего Средневековья. Традиционно каждому у нас находится свое место и занятие: кто-то приезжает пострелять, кто-то послушать музыку, кто-то поторговать, кто-то на конный турнир. Все вместе – это «Белый замок». Думаю, такой формат наиболее интересен и участникам, и зрителям.
– Поясните, пожалуйста.
– Если мы делаем фестиваль только для зрителей, то страдают реконструкторы: их постоянно гоняют «бейся», «сражайся», «выступай». Они считают, что их позвали просто для того, чтобы заработать денег. Фестиваль для участников – другая крайность: здесь уже зрители не могут понять, за что они заплатили деньги. На мой взгляд, оптимальным является баланс между первым и вторым. Нужно понимать, что такое массовый продукт и что такое эксклюзивный продукт. Наша задача не в эксклюзивности, а в доступности. Если бы мы хотели сделать эксклюзивный продукт, сюда бы никто не поехал. Зрителю должно быть интересно. Он хочет, чтобы ребенок мог посмотреть на рыцарей, он хочет пострелять из лука и потанцевать. И такая возможность должна быть.
Поэтому должны быть организованы какие-то места для зрителей (у нас стоячие, потому что зрители постоянно перемещаются, есть интерактивность). Должно быть несколько площадок: в одном месте проходит турнир, а в другом – бал, и зритель сам выбирает, ради чего он приехал. Каждый должен иметь возможность что-то съесть и выпить, купить какой-то реконструкторский сувенир на ярмарке. С этой целью мы специально сделали нашу ярмарку исключительно средневековой. Нам звонило много людей, которые торгуют всякими сувенирами, но мы решили, что такие сувениры можно купить на любом празднике – эта вата, горшки, береста. Мы исключили всю массовую продукцию. Может быть, это в ущерб нам в денежном плане, но никто не упрекнет нас в том, что он купил на фестивале все, что угодно, кроме средневековых изделий. Каждому торговцу, который звонил, мы задавали два вопроса: есть ли средневековая одежда и торгует ли он средневековыми сувенирами?
– Кого вы считаете своим конкурентом?
– В сегменте средневековых фестивалей в Беларуси настолько низкая конкуренция, что говорить о ней просто нельзя – мы все друг друга знаем, любим и уважаем. Качественных фестивалей мало. Говоря о качественных фестивалях, я говорю о мероприятиях, которые интересны и участникам и зрителям. Я не говорю о выездах на природу без зрителей, но в исторических костюмах. Их тоже громко называют фестивалями.
Так вот, хорошие фестивали я могу пересчитать по пальцам. Это наш «Белый замок», «Грюнвальд» в Дудутках, фестиваль в Новогрудке, который проходит через год, «Мстиславль», он проходит всего несколько лет и, думаю, раскрутится в скором времени. Вот, пожалуй, и все. При этом только мы и Дудутки делаем фестивали в одном месте, вкладываем деньги от мероприятий в развитие наших комплексов, и поэтому каждый новый фестиваль дается нам все легче и легче.
– Чего не хватает рыцарскому движению, чтобы стать брендом?
– «Белый замок» – это уже достаточно серьезный бренд. Люди едут к нам, потому что они знают, что фестиваль проводит одна команда уже долгие годы. Конечно, до результатов 2004 года нам еще далеко. Тогда фестиваль собрал 1700 участников и несколько тысяч зрителей – это цифры серьезные… Сейчас такие фестивали сложно проводить, потому что, как я уже говорил, произошло расслоение клубов. Но положительная тенденция есть. Если X фестиваль в 2010 году (после длительного перерыва) собрал всего около 250 участников, XI – порядка 350 реконструкторов, XII – уже 400, а последний, XIII, который прошел буквально в минувшие выходные, посетило уже порядка 600 участников. Было 89 исторических объединений – это клубы, музыкальные и танцевальные коллективы.
Я предполагаю, что наш фестиваль будет набирать и обороты. Самое главное – многие участники говорят, что атмосфера «Белого замка», та, которая была на самых первых фестивалях, вернулась. В этом году практически нет ни одного плохого отзыва от участников, а от зрителей – только один плохой отзыв.
Мы неплохо заработали, вложенные средства окупились, мы сделали так, что наши участники остались довольны фестивалем: всем хватило всего – и еды, и внимания, и общения. Мы пошли навстречу зрителям во многом – мы запретили курение в зале, постарались сделать так, чтобы количество блюд удовлетворяло вкусам разных людей (было и мясо, и драники, и плов). Есть и недочеты. Самая главная наша проблема – это отсутствие должного количества людей, обеспечивающих организацию фестиваля. В Европе есть целые волонтерские организации. У нас они есть, но все-таки мало.
– Вы все больше говорите об участниках, а приезжают ли на фестиваль зрители-туристы из-за границы? Хотя бы из ближнего зарубежья, из России?
– Пока я не скажу, что приезжает много зрителей-туристов. Вероятно, это из-за того, что нет рекламы. К тому же у нас пока нет должной инфраструктуры для туристов. Во время последнего фестиваля участниками были заняты все номера не только в нашей гостинице, но и во всех окрестных гостиницах и домах отдыха. Но вот летом, когда можно поставить туристический лагерь, наше мероприятие привлекает к нам гораздо больше россиян, и летом мы можем говорить о том, что к нам едет российский турист-зритель.
– Излюбленное туристами шоу – Испанский рыцарский замок, когда зрители сидят в амфитеатре, официанты в средневековой одежде разносят еду, а на сцене-ристалище разворачиваются бои…
– Я знаю, о чем вы говорите. Это известный в Европе формат. Эти турниры имеют филиалы по всему миру. Программа там примерно одна и та же: качественное фехтование, зрелищные сшибки. Но при этом рыцари в вязаных кольчугах и пластиковых шлемах. У нас другой формат. Мы делаем историю, а не бизнес! Потому что самый вкусный борщ все равно приедается. На таком европейском формате можно зарабатывать деньги, потому что проще нанять четырех каскадеров и платить им. И шоу это длится полтора часа, то есть через полтора часа зрители меняются и снова несут деньги. Но поймите, что «Белый замок» – это прежде всего атмосфера, настроение и все-таки историчность, а не ее подобие.
– Перспективы «Белого замка»?
– «Белый замок» будет меняться, но суть останется прежней – фестиваль, рассчитанный на реконструкторов, которые занимаются разными эпохами, и на зрителей, которым нравится посмотреть, как танцуют дамы в костюмах XV века, побывать в гостях у викингов, увидеть сражения XIII века. Будем добавлять больше элементов шоу, площадки для развлечения маленьких зрителей. И, наверное, мы все-таки дождемся того момента, когда будут приезжать музыканты, актеры – чтобы просто поиграть в кулуарах и заработать денег. В Грюнвальде это нормальная практика, когда приезжает много мастеров, артистов, и каждому находится свой кусок бизнеса. Организаторы им не мешают. А у нас другой подход – коллективы считают, что организаторы должны пригласить, оплатить дорогу и заплатить. Мы так и поступаем, но не со всеми. Актер может приехать, сыграть и получить свою прибыть. Если он хорошо выступает, ему и так дадут денег.
Сейчас думаем над фестивалем еще одного формата, который будет проходить в историко-культурном центре Ritterburg. Название фестиваля еще не придумано. Он будет посвящен тактическим сражениям – бугурты, мелле – и будет проходить в начале лета. Откуда родилась такая идея? Поступало много жалоб от участников, что мало «войны», мало бугуртов и сражений на обычных «Белых замках». И вот мы решили: почему бы не сделать отдельный фестиваль? Посмотрим, что из этого получится.
Беседовала Катерина ГУСЕВА