https://www.traditionrolex.com/8
Аллилуйя! Свершилось: призрак пешеходной улицы, несколько лет бродивший по Минску, в итоге материализовался на «Карл Маркс-штрассе». В минувшие выходные жители столицы, а также «толпы туристов» стали свидетелями невиданного по своему размаху эксперимента: целую одну шестую часть этой важной городской артерии (ни много ни мало – 270 парковочных метров!) власти на 2 дня отбили у четырехколесных оккупантов и щедро подарили пешеходам, пообещав попутно, что сие будет происходить теперь каждый уик-энд аж до середины сентября

Аллилуйя! Свершилось: призрак пешеходной улицы, несколько лет бродивший по Минску, в итоге материализовался на «Карл Маркс-штрассе». В минувшие выходные жители столицы, а также «толпы туристов» стали свидетелями невиданного по своему размаху эксперимента: целую одну шестую часть этой важной городской артерии (ни много ни мало – 270 парковочных метров!) власти на 2 дня отбили у четырехколесных оккупантов и щедро подарили пешеходам, пообещав попутно, что сие будет происходить теперь каждый уик-энд аж до середины сентября.

Пешеходы, правда, в большинстве своем нововведения не заметили. По нежданно-негаданно осененной знаком «кирпич» улице законопослушные белорусы передвигались исключительно по тротуарам, заходя по-партизански с тылу к немногочисленным торговым палаткам, глядящим фасадом на проезжую часть, и даже переходили с одной стороны вдруг ставшей пешеходной улицы на другую исключительно по «зебре». Внесла свою лепту в презентацию нового имиджа «Карл-Маркс-стрит» и резко ухудшившаяся погода. Пустовали столики в открытых кафе; как следствие, скучали в сторонке четыре биотуалета, а выставленные по разнарядке лавочники продрогли и согревались частым поглядыванием на часы.

«Первый блин комом», как говорят русские. Белорусы же говорят: «Першы блiн сабаку», хотя лично я сказал бы: «кошке» – именно эти животные чувствовали себя на пешеходной, но пустынной Карла Маркса хозяевами, вальяжно переходя ее где заблагорассудится…

«Именем революции»

Кажется, эта фраза характеризует подход столичных градоначальников к решению вопроса пешеходной улицы. Четыре года назад «именем революции» власти попытались отселить жителей нескольких домов на Карла Маркса, мотивируя это предстоящей реконструкцией района, но, столкнувшись с сопротивлением аборигенов-«марксистов» (среди которых оказался известный историк и писатель Владимир Орлов), вынуждены были отступить и даже принести местным жителям извинения.

И вот – новый кандидат на пешеходную «вакансию». На сей раз это Революционная улица, и снова «именем революции» ее обитателям предложено покинуть семейные гнезда для устройства в них предприятий розничной торговли, апарт-отелей и объектов здравоохранения. Об этом разгорающемся конфликте уже немало написано, мы же сейчас, как туристическое издание, предположим, что стороны рано или поздно придут к компромиссу, и небольшая, длиной всего 400 метров, улица Революционная станет пешеходной.

Признаки пеше-годности

Но чем, собственно, привлекает людей пешеходная улица? В одном из российских областных центров провели соцопрос на эту тему, и вот как распределились ответы: большинство притягивают в такие места… (что бы вы думали?) неформальные выступления поэтов и музыкантов, и только затем шли такие «стопудовые» плюсы пешеходных зон, как уютные кафе и рестораны, удобные скамейки для встреч и свиданий, лавки ремесленников и всевозможные магазины.

Иными словами, пища духовная – т.е. возможность посмотреть на уличное представление артистов музыкально-разговорного жанра – для большинства оказалась привлекательнее пищи физической. И тут возникает вопрос: много ли вы видели в последнее время в Минске уличных музыкантов? Я – нет. Вспоминается случай, описанный одним моим хорошим знакомым. Как-то в начале осени, прогуливаясь возле городской ратуши, он остановился послушать молодежную группу, игравшую у ее стен музыку в этностиле. Не прошло и пяти минут, как к ребятам подошел наряд милиции и настоятельно попросил их «сворачиваться». Хотя кому, если задуматься, могла помешать музыка ранним вечером в историческом (читай – нежилом) квартале столицы?!

В том же сентябре на праздник города в Троицком предместье Минска прошел фестиваль уличной музыки. На нем были представлены различные стили – от классики и фолка до рока и джаза, и ни одна из семи площадок, разбросанных по древнему кварталу, не испытала отсутствия зрителей. А что мешает проводить тут подобные фэсты еженедельно в теплую пору года? Это не требует особых затрат и вполне могло бы вдохнуть в слегка омертвевшую «Тройку» новую жизнь.

В последнее время на ниве театрализованных представлений подвизался музей истории города Минска – не без успеха, надо сказать. Вообще этот музей, расположившийся на Революционной в нескольких двухэтажных зданиях XIX века, любопытен тем, что к истории города «начинка» его залов пока имеет весьма условное отношение. Основу экспозиции до недавнего времени составляли работы народного художника Беларуси Михаила Савицкого (в начале мая их перевели в особняк на площади Свободы, 15), да и проходящие тут временные выставки часто имеют отношение к чему угодно, кроме истории города. Странности образу музея добавляет скульптура «Гусар» во внутреннем дворике – произведение покойного Владимира Жбанова. Да, с бронзовым «Ржевским» любят фотографироваться посетители музея; да, у скульптуры есть свой задорный характер, но опять же – какое отношение этот образ имеет к Минску и Беларуси? Если читатель хочет узнать, как выглядел именно белорусский гусар, может погугглить, задав в поисковике «крылатый гусар».

А я иду, шагаю по «совку»

Весной 2010 года Мингорисполком принял решение о возвращении Революционной улице исторического названия. Однако Койдановской она так до сих пор и не стала. Злые языки поговаривают, что для «очищения» от прежней ауры улицу вновь недолго подержат под именем Фердинанда Лассаля (в честь этого сегодня мало кому известного немецкого социал-демократа, запомнившегося тем, что он был смертельно ранен на дуэли из-за женщины, минская улица называлась в 1918–1922 гг.), а затем уже вернут исторический топоним.

Вообще об ужасающем количестве коммунистических названий наших улиц написаны сотни статей, в том числе авторами «ТиО», поэтому не будем повторяться. Ограничимся лишь перечислением названий пешеходных улиц в крупнейших городах Беларуси: Брест и Гродно – Советская, Могилев – Ленинская (тут, правда, рядом для информации повесили таблички со старыми именами улицы – Ветреная и Большая Садовая, но официально название не меняли), Бобруйск – Социалистическая… В Витебске пешеходная улица носит имя Суворова – персонажа не из советской обоймы, но сыгравшего роль захватчика для белорусов. Его же именем названа пешеходная улица в Кобрине.

Просто давайте задумаемся: какой месидж мы посылаем этими названиями иностранцу, не знакомому с традициями белорусской топонимической толерантности? И что он скажет (пусть не вслух, ибо воспитанный, а про себя) о нашем национальном самосознании, откушав в кафе со звучным названием… «Провинция», что на Революционной улице в Минске, или переночевав в гостинице «Губернская» на пешеходно-Ленинской в Могилеве?

Конный пешему не кум?

Еще одна проблема, которую предстоит решить в случае «обращения» Революционной в пешеходную, – это транспорт. С одной стороны в конце 2011 года на Немиге открылась долгожданная крытая парковка (к тому же бесплатная!), с другой – привыкшие держать своих железных коней под окнами офисов местные работники не спешат воспользоваться ее услугами. В результате в будние дни Революционную и Комсомольскую заполоняет автомобильная армада.

Но если проблема личного автотранспорта в принципе легко решаема административным методом, то со служебным придется еще покувыркаться. Так, по словам архитекторов «Минскпроекта», даже после преобразований в этих кварталах будет сохранена возможность проезда для обслуживающего транспорта. А добавьте сюда машины Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД, а также Министерства по чрезвычайным ситуациям, расположенных на Революционной… Отсортировывать «правильные» от «неправильных» авто намереваются с помощью шлагбаумов. Но не повторится ли ситуация, как в той части Верхнего города, что примыкает к ратуше, где шлагбаум отнюдь не гарантировал отсутствие припаркованного повсюду автомобильного железа?

Городские власти могли бы совершить ход конем, сделав пешеходным сердце исторического города – площадь Свободы. Такие варианты прорабатывались в начале 2000-х, они предполагали строительство грандиозного туннеля, который начинался бы от проспекта Победителей и выныривал у трамвайных путей на Ульяновской. Однако стоимость такого проекта зашкалила за 10 миллионов долларов, его предпочли отложить в долгий ящик. А ведь будь в самом центре Минска такая пешеходная зона, от нее паутинками потянулись бы пешеходные же Койдановская (пока Революционная), Сборовая (Интернациональная), Малая Бернардинская (Герцена), Кирилла и Мефодия… Радикально, скажете вы? А я считаю, основательно, по-хозяйски. Ну, а пока проекты отдельно выдернутых улиц, «именем революции» превращаемых в пешеходные, простите, больше вызывают ассоциации с ушами от дохлого осла.

Полностью текст статьи с подробным рассказом о достопримечательностях улицы Революционной читайте в ближайшем номере газеты «Туризм и отдых» – в четверг, 17 мая.

 

 

 

https://www.traditionrolex.com/8