– В конце минувшей недели столичные власти объявили тендер на разработку бренда Минска. Подумалось: вот пройдет совсем немного времени, и любой представитель прогрессивного человечества от Анадыря до Гонолулу, увидав наш бренд (например, заглавную букву «М» с филигранно вписанным в нее пейзажем – наподобие бренда Киева) страсть как захочет насладиться воочию красотами минской старины, которой с каждым годом становится все больше, вдохнуть полной грудью воздух панельных микрорайонов со вкрапленными в них жемчужинами спортивных объектов и самых невысоких в мире небоскребов.
Как показали спонтанно проведенные рядом СМИ опросы минчан, жители столицы с широкой душой готовы принять почти любое изображение в качестве собственного бренда – от «классических» обелиска Победы и башен-близнецов «Ворота города» до целого зоопарка зубров-буслов и иже с ними. Было даже предложение изобразить на «товарном знаке» Минска чайку или альбатроса – как-никак, это единственный в Беларуси приморский город! Впрочем, большинство ответов так или иначе крутилось вокруг двух столпов: нового здания Национальной библиотеки и пресловутой минской чистоты – главной, по мнению многих, нематериальной ценности нашего города.
Если осязаемым символом чистоты считать мусорный бак, то оба кандидата в бренды «встретились» на помещенном ниже снимке – может, он вдохновит разработчиков на создание графического кода Минска, который по своей глубине и лаконичности еще переплюнет знаменитое I Love NY с сердечком, придуманное в 1970-х в ходе рекламной кампании по развитию туризма в Нью-Йорке.
Фото Христофора Хилькевича
А если серьезно, то начавшийся чуть раньше поиск бренда Беларуси показал, что спектр творческого поиска широк неимоверно, и согласятся ли в итоге «короновавшие» в символы, например, Цмока считать таковым Бульбаёсцика, и наоборот – это бабушка надвое сказала. С Минским брендом, уверен, будет не легче.
Прекрасно, когда символом города становится его герб. Так, к примеру, произошло с Георгием Победоносцем в Москве, Сиреной в Варшаве или медведем в Берлине. Наверняка если бы брендом столицы стала Минская Божья Матерь с ангелами (о том, чем необычен наш герб, я недавно писал в своем блоге), это стало бы сильным шагом. Ведь именно городской герб в прежние века являлся чаще всего тем клеймом (по-английски – брендом), по которому покупатели товара узнавали, откуда он. И чем выше было качество продукта, тем более был узнаваем бренд, а значит, и город его происхождения. Такой вот нехитрый, сугубо прикладной brand promotion.
Еще одна, как мне кажется, достойная кандидатура на роль символа Минска – скульптура «Мальчик, играющий с лебедем», установленная в 1874 году в Александровском сквере по случаю открытия первого городского фонтана. Помимо того, что композиция начисто лишена идеологического пафоса и какой-либо религиозной окраски, а также находится на пересечении многих туристических маршрутов столицы, она легко узнаваема и репродуцируема в сувенирной продукции любых размеров и из любых материалов – от драгметаллов до шоколада. При этом наш скромный «Мальчик» многое повидал на своем веку, ведь он, между прочим, почти на 40 лет старше самого знаменитого изваяния Дании, Русалочки, и всегда находился в центре событий.
Лебедь, с которым играет бронзовый малыш, в христианстве считается символом… кого бы вы думали? Девы Марии, т.е. снова (!) Божьей Матери – покровительницы Минска. (И, кстати, «мальчика» из фонтана до революции называли Амуром – ангелом любви). А для многих народов лебедь издревле являлся аллегорией возрождения. Пожалуй, символичнее на логотипе Минска, десятки раз за свою историю разрушенного, но всегда поднимавшегося из руин, смотрелась бы только птица Феникс, которая возрождается из пепла. Жаль только, что в последние годы минского Феникса словно бы заклинило в необоснованном желании разломать и заново воссоздать иные исторические памятники…
Так или иначе, мы будем внимательно следить за судьбой 300 миллионов рублей, выделенных из столичного бюджета на разработку бренда. А пока заметим, что брендинг – это всего лишь инструмент в реализации стратегии развития города (в т.ч. туристической). Хочется верить, что у столичных властей такая стратегия существует, а значит, компания, выигравшая тендер, а вместе с ней и минчане, вскоре узнают, на что же делает ставки Мингорисполком при раскрутке столицы. Подождем. Обсудим. Подскажем.