– В последнее время участились случаи, когда туристы оказываются в числе пострадавших от различных действий организаторов их отдыха. В числе обиженных зачастую и туристические компании. И если 10 лет назад могли действовать устные договоренности между покупателем и продавцом туруслуг, то сейчас отрасль приближается к тем правилам игры, по которым играют во всем мире. Это касается прежде всего страховых гарантий. Негативные явления в туризме встречаются во всех странах: мы знаем, что недавно обанкротились две большие турфирмы в Польше, два месяца назад информация о такой же ситуации поступила из Великобритании, примеры банкротства и несостоятельности туркомпаний есть в России…
Учитывая, что отечественные турфирмы работают с зарубежными партнерами, они тоже подвергают риску свой бизнес. В этой связи мы изучаем различные варианты, чтобы не допустить проблемных ситуаций, как перестраховаться, когда, к примеру, турист выехал на отдых, а вернуться назад не может, потому что турфирма обанкротилась. Есть разные пути решения подобных проблем. Это могут быть фонды поддержки, формируемые за счет различных источников. В Великобритании, например, подобный фонд формируется за счет туристов – при покупке путевки они вносят по два фунта стерлингов, независимо от того, куда едут. Этот фонд управляется избираемым общественным советом, и когда появляется непредвиденная ситуация и есть документальные подтверждения этому, средства фонда тратятся, чтобы оказать помощь туристам. Это один путь.
Другой – уменьшение прибыли турфирм, которая могла бы снизить свою доходность на какую-то сумму и создать определенный резервный фонд на счету, чтобы иметь в зависимости от своей программы на сезон некий страховой запас. Можно долго перечислять различные «подстраховочные» формы и методы, но все они ведут к одному – к созданию неких финансовых гарантий на случай непредвиденных ситуаций. Недавно мы проводили в Министерстве спорта и туризма круглый стол, куда пригласили ведущих туроператоров, представителей общественных организаций и где обсуждали проблемы фингарантий. Было решено изучить этот вопрос с учетом нашего менталитета, наших объемов, традиций и обычаев. Но я уверен в одном – дополнительные меры по созданию «подушки безопасности» в виде финансовых гарантий должны создаваться! Все страны мира в отношении финансовых гарантий в туризме идут по правой стороне, и Беларусь не может идти по левой.
Безусловно, введению гарантий должен предшествовать серьезный экономический расчет. Скажем, эта сумма в два фунта стерлингов, которые берут в Великобритании с туриста, взята не с потолка: были проведены предварительные подсчеты. Кроме того, изучаются масштабы страны, география поездок… Один подход, когда туристы отправляются в далекие экзотические страны, другое, скажем, – в Крым. Здесь будет играть роль стоимость перелета или переезда наземным транспортом, как при путешествии на автобусе по Европе. Мировая практика показывает, что фингарантии формируются не в зависимости от объема оказанных услуг или от размера турфирмы. Разумеется, главными заинтересованными в страховом финансовом фонде являются не турагенты, а туроператоры. Туроператор создал турпродукт, ему перечисляется в конечном итоге основная сумма денег, ему и предстоит работать над созданием фингарантий.
Сегодня мы ищем более приемлемые для туризма Беларуси пути. Думаю, что основная концепция выстроится к следующему активному сезону. Но главное, чтобы турист, отправляясь в путешествие, знал, что его маршрут безопасен, и что ему в любой неприятной ситуации окажут необходимую помощь.
Мы открыты к обсуждению, и ждем от туристических компаний рациональных предложений.