https://www.traditionrolex.com/8
Известно, что первое полугодие, в котором есть только один летний месяц, не является показательным для туристической сферы. Вместе с тем некоторые итоги вполне можно подвести. Об этом мы попросили главу Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадима Кармазина.

Известно, что первое полугодие, в котором есть только один летний месяц, не является показательным для туристической сферы. Вместе с тем некоторые итоги вполне можно подвести. Об этом мы попросили главу Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Вадима Кармазина.

– Вадим Петрович, как выглядит период с января по июнь с точки зрения статистики?

– Начну с цифр, с которыми, как известно, не поспоришь. Минувший год прошел под знаком кризиса, и это отразилось на итоговых показателях. Цифры сложились не в нашу пользу, и это касается как въезда (на 4 тысячи меньше организованных туристов по сравнению с 2010 годом), так и выезда (за рубеж выехало на 95 тысяч наших соотечественников меньше). Некоторые «умники» практически хоронили туристическую сферу Беларуси, предрекая ей полный крах. Однако, к счастью, ничего подобного не произошло. Более того, за год о туристической деятельности отчиталась 791 фирма (то есть на восемь больше, чем в 2010 году).

В нынешнем году можно говорить о нормализации и стабилизации рынка: это видно и по продажам, и по статистике. По данным погранвойск, за границу в первом полугодии вы­ехали 3 384 012 человек со служебными, частными и туристическими целями, что почти на 93 тысячи больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Радуют итоговые цифры по экспорту. Это приоритетный показатель, по которому нам доведены высокие задания, до конца года мы должны вый­ти на 125% плюс к прошлому году. Данные за полугодие позволяют надеяться, что этот показатель будет выполнен: в январе–июне 2012 года экспорт туристических услуг составил 90,7 млн долларов при плане 94,4 млн долларов, а это значит, что темп роста составил 129%.

В лидерах по данному показателю находятся Минская, Брестская и Витебская области. К сожалению, Гомельская, Гродненская, Могилевская области и город Минск с плановыми заданиями не справились. Особое удивление вызывает в этом контексте приграничная Гродненская область, обладающая огромным туристическим потенциалом. Но даже по количеству иностранцев, размещающихся в отелях, область находится на последнем месте в стране, что просто не поддается объяснению.

Сегодня у нас нет статистики по въезду и выезду организованных туристов, но можно предположить, что их количество по итогам года также станет больше процентов на 10.

– Какая из отраслей турбизнеса выглядит сегодня наиболее стабильной?

– Думаю, что это агротуризм. Количество усадеб растет стремительными темпами: совсем недавно мы говорили о полутора тысячах работающих сельских усадеб, а теперь, по предварительным данным регионов, их количество приближается к двум тысячам. Но дело даже не в количестве. По нашим сведениям, усадьбы пользуются популярностью, они загружены, а это говорит об интенсивном  развитии подобного вида турбизнеса. Должен отметить, что именно в агротуризме ведется комплексная системная работа: есть отличная нормативная база, работают общественные советы, проводятся разнообразные мероприятия на местах, к примеру, замечательное мероприятие – День открытых дверей на усадьбах. Дай Бог, чтобы и другие отрасли туризма имели у нас в стране подобный системный подход. Единственное, что, на мой взгляд, необходимо сделать, это реанимировать программу кредитования агротуризма. Сегодня только 23% существующих усадеб воспользовались кредитами ООО «Белагропромбанк» – это просто мизерное количество.

– Сейчас говорят о снижении популярности отечественных санаториев у главных клиентов – россиян. Как это можно прокомментировать?

– Данные по полугодию таковы: если за аналогичный период прошлого года в наших здравницах оздоровились 225 тысяч человек, то в нынешнем году – 241 тысяча туристов. С января по июнь 2012 года в здравницах отдохнули 101,1 тысячи граждан ближнего и дальнего зарубежья, а в прошлом году их насчитывалось 84,5 тысячи.

Больше всего иностранцев побывало в здравницах Минской области – почти 36 тысяч человек. Так что цифры за полугодие выглядят вполне благополучно.  Но пока будет  сохраняться такая ценовая политика, как сегодня, то мы просто потеряем целый сегмент рынка. Россиянам есть куда ехать, в прошлом году только в Турции отдохнуло более 4 млн жителей России, и если наши санатории думают, что они незаменимы, и российские туристы приедут при любых ценах, то они очень ошибаются.

– Случается, что гонка за количественными показателями отрицательно влияет на качество предоставляемых услуг…

– Да, эта тема сегодня весьма актуальна. Недавно я сделал анализ поступивших в Министерство спорта и туризма жалоб. Если говорить о количестве, то за весь прошлый год их было 38, а за 7 месяцев нынешнего – 16, то есть,  значительного увеличения нет. Радует, что не поступило жалоб, так сказать, с «криминальным» оттенком – фирма разорилась, отправили не в ту страну и пр. Жалобы приняли несколько иную направленность. К примеру, многие сетуют на недостоверность или неполноту информации: «Меня не предупредили об этом…». Вторая группа жалоб касается несоответствия услуг, которые значатся в договоре, и реально предоставленных. Третье место занимают жалобы, связанные с качеством автотранспорта: автобусы старые, без кондиционеров, ломаются в дороге.

И еще одна настораживающая и тревожная тенденция. Половина жалоб начинается со слов: «Мне нагрубили в фирме, меня не услышали, не отвечают на телефонные звонки, игнорируют жалобы»… Отмечу сразу, что большинство подобных нареканий связано с фирмами, не имеющими «звонких» названий. Много было жалоб, связанных с бюджетным отдыхом в Болгарии, который в нынешнем году находится на пике популярности. Удивляться, в общем, не приходится, учитывая, что некоторые турфирмы продавали путевку в Болгарию на 15 дней за 115 евро! Особенно нас насторожил такой факт: у трех из шести жалобщиков, отправлявших на отдых детей, не оказалось на руках ни договоров с фирмой, ни каких-либо других документов, подтверждающих наличие взаимоотношений.

Хочется подчеркнуть, что крупные туроператоры стараются урегулировать взаимоотношения с клиентами, не доводя до жалоб и судов, достаточно быстро реагируют на политические события, как это было, скажем, в прошлом году с Египтом, когда туристы отказывались от поездок. Приятно, что многие представители нашего турбизнеса ведут себя в сложных ситуациях с достаточной степенью социальной ответственности. Но, к сожалению, не все. Пока мы не оглашаем публично названий этих организаций, однако приняли решение, что если вина турфирмы в конфликте с потребителем будет доказана, то мы будем обнародовать списки таких фирм, которые пока ведем для себя,  через СМИ.

– Можно ли утверждать, что на качестве получаемых туристами услуг сказалось отсутствие лицензирования?

– Да, безусловно. Когда мы получаем жалобы, я зачастую сам звоню в фирмы, на которые жалуются, и понимаю, что руководитель вообще не знает специфики туристической деятельности. Чаще всего приходится слышать: «Мы не виноваты, это все они (перевозчики, партнеры и пр.)». Разговор просто несерьезный.

– Сейчас очень много говорят о введении фингарантий. Будут ли они способствовать повышению качества обслуживания или станут просто страховым полисом для туристов?

– Дело в том, что качество – это комплексное понятие: подготовка кадров,  сертификация и многие другие составляющие. А вот к вопросу о страховании, как к механизму защиты прав потребителей, мы постоянно возвращаемся, и сегодня Минфин уже готовит проект указа, где в одном из пунктов будет прописано об обязательной гражданской ответственности туроператоров. «Наполнение» этого пункта будет обсуждаться в том числе и  туристической общественностью. Кстати, в России за три последних года туристам было выплачено 150 млн рублей по страховым полисам. Наш туристический рынок, на мой взгляд, сегодня не готов к тому, чтобы быть самоуправляемым. Недостаточную роль играют общественные организации и ассоциации, а во всем мире за качеством следят не государственные, а именно общественные структуры. Даже сертификация во многих странах носит общественный характер. Нам есть у кого учиться в этом плане, потому что положительных примеров в других странах достаточно.

– Какие-то глобальные вопросы в первом полугодии департаментом решались?

– Прошедшее полугодие было в буквальном смысле ознаменовано работой над совершенствованием нормативно-правовой базы в сфере туризма. Сегодня создалась такая обстановка, когда можно попытаться «провести» самые либеральные документы. К примеру, удалось добиться введения Указа № 312, по которому внутренний туризм практически не облагается налогами. Раньше о таких преференциях можно было только мечтать. Это и введенная совместно с Минторгом система tax-free. Изменились некоторые положения указа о развитии придорожного сервиса…

К сожалению, по-прежнему нет сдвигов в визовом вопросе. Наши позиции здесь остаются неизменными, но пока нам не удалось добиться даже возможности для иностранных туристов открывать срочные визы в аэропорту. Министерство спорта и туризма в этом вопросе оказалось против 17 министерств и, разумеется, проиграло.

Нам предстоит изменить законодательство и  внести пункт об административной ответственности за качество туруслуги. Сегодня остро стоит вопрос и о качестве работы экскурсоводов. Вроде бы система налажена, экскурсоводы проходят сертификацию, но контроля за качеством их работы нет, и эту ситуацию нужно исправлять.

Хочу отметить, что в последнее время большое значение стал играть межведомственный координационный совет, на котором мы все время напоминаем министерствам и ведомствам о существовании туризма и его проблемах. Возобновил свою деятельность и такой орган, как коллегия департамента, способный решать достаточно серьезные вопросы. Вместе с тем считаю, что нужно делать больший упор на общественные организации и ассоциации, которые могут влиять на формирование нормативно-правовой базы. Ведь это очень важно, когда инициатива исходит не от чиновников, а от общественности.

Беседовала Надежда СУСЛОВА

https://www.traditionrolex.com/8