О том, стоит ли ожидать в Беларуси хостельного бума, выгодно ли вкладывать в этот сегмент гостиничного бизнеса и с какими преградами на рынке нашей страны сталкиваются учредители мини-гостиниц эконом-класса, рассказал директор хостела Viva Сергей Черняк.
– Для белорусского предпринимателя в сфере отельного бизнеса «стартануть» с хостелом гораздо легче, чем с гостиницей. К хостелам наше законодательство предъявляет гораздо более мягкие требования по наличию мебели в номере, количеству квадратных метров на человека и многому другому. Конечно, пожарная инспекция и санэпидемстанция предъявляют нам требования, но они минимальны: так, все работники должны иметь санитарные книжки, помещение должно быть оборудовано запасным выходом и пожарной сигнализацией. Требования к гостиницам несоизмеримо выше.
В основном хостельным бизнесом начинают заниматься молодые ребята, у которых нет больших стартовых бюджетов. А в Минске помещение в 150 кв. м будет стоить минимум 200 тысяч долларов. Это ощутимая сумма – даже банк вряд ли даст ее в кредит на развитие малого бизнеса. Поэтому помещения для хостелов в основном арендуются – это гораздо более выгодно и быстроокупаемо. Начинать этот бизнес легко также и потому, что в Беларуси очень легко открыть юридическое лицо. Буквально через 7 дней после подачи документов фирма может начинать работу. К тому же я считаю, что у нас довольно щадящий налог – по упрощенной системе владельцы хостелов должны выплачивать государству 7% с оборота, что достаточно приемлемо.
Одна из основных сложностей бизнеса в том, что аренда помещения забирает порядка 60–70% всей выручки. Затем нужно выплатить налоги и зарплаты, а учредитель получает то, что осталось. Но, несмотря на то, что расходы достаточно масштабные, хостел дает около 30% годовых дохода, что больше, чем ставка в банке. Таким образом, проект среднестатистической мини-гостиницы может окупиться за 3–5 лет. Это достаточно маленький срок. К тому же во всем мире считается, что проект успешен, если он окупается за 10 лет.
Перспективы гостиниц эконом-класса недавно почувствовало и государство, которое начинает активно заявлять о себе в этом сегменте. Самый яркий представитель государственных гостиниц такого класса – это гостиница «Спорт». Ее основные клиенты – спортивные команды, участники сельскохозяйственных ярмарок и далее по списку. В общем, гостиница обслуживает государственный сектор. Это неудивительно, ведь, к примеру, наш хостел рассчитан на 20 мест и не может разместить 60 спортсменов, прибывших на соревнования. А «Спорт» может заселить всех. К тому же эта гостиница проверена годами – вероятно, поэтому спортивные организации имеют предвзятое отношение к хостелам. Скорее всего строящиеся гостиницы также будут обеспечивать государственные нужды. Поэтому государство вряд ли потеснит частников. Клиентские базы у нас будут совершенно разными, поэтому наши интересы не пересекутся.
Не могу однозначно сказать, что будущее нашего турбизнеса – за хостелами. Все зависит от государства. Но если по примеру Украины будут предприняты шаги в сторону отмены визового режима хотя бы с некоторыми европейскими странами, то в хостелах будет острая необходимость. Сейчас многие иностранцы хотят приехать сюда, а при безвизовом режиме поток туристов значительно увеличится. Мне кажется, что целесообразней было бы не брать с каждого туриста по 60 евро за визу, а получать более значительные вливания в бюджет страны в виде налогов с потраченных туристами денег.
Подготовила Анна БАРАБАН