Почему в Беларуси – стране двадцати тысяч рек и знаменитых водных каналов – нет традиции путешествовать по воде, и что можно было бы сделать, чтобы исправить ситуацию? На эти вопросы отвечают Николай Чирский, председатель Белорусского общественного объединения экскурсоводов и гидов-переводчиков, Татьяна Хвагина, заведующая отделом регионального туризма Полесского государственного университета, и Александр Захаренко, консультант управления морского и речного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций.
Николай ЧИРСКИЙ: «На белорусском участке Августовского канала туризма нет! 40 миллиардов «зарыли в землю»!
– К сожалению, речной туризм в Беларуси практически не развивается, хотя у нас много судоходных рек и каналов. На мой взгляд, наиболее популярным может быть маршрут Одер–Висла–Днепровско-Бугская водная система–Днепр, с выходом к Черному морю. Нужно садиться за стол переговоров с европейскими партнерами и разрабатывать этот маршрут. Мы совсем недавно, развивая речной туризм, зарыли в землю 40 миллиардов белорусских рублей на воссоздание Августовского канала, но мы все знаем, что на белорусском участке канала туризма нет. Там нет инфраструктуры. Этот 21 км не стоит таких больших денег. Если мы хотим развивать речной туризм, нам необходимо обратить внимание на трансъевропейский речной коридор с Балтийского моря до Черного. Он будет интересен как европейцам, так и нам, потому что это будет самый кратчайший путь из Европы к Черному морю. С созданием такого маршрута туда быстро пойдет капитал, товары, услуги. Уже сегодня мы можем использовать часть этого маршрута: от Бреста до Черного моря. Нам необходимо ехать в Украину, арендовать там небольшие суда и организовывать отдых граждан Беларуси и гостей, знакомить их с нашими экскурсионно-познавательными программами. У нас нет сильного туроператора, который смог бы зафрахтовать судно в Киеве, пригнать в Брест, начать там посадку туристов и организовать 10–12-дневный маршрут, например, до Одессы. Одним из перспективных маршрутов может стать Брест–Пинск–Могилев–Смоленск. Для этого русло Днепра из Орши до Смоленска необходимо углубить.
Хочу отметить, что круизные туры в России расписаны на год-полтора. Это очень популярный вид отдыха. Я знаю это не понаслышке, проработав директором круизов с Москвы до Астрахани, Ростова-на-Дону, Перми, Уфы. Да, это требует больших финансовых вливаний. Необходимо создать инфраструктуру вдоль судоходных рек, причалы, места отдыха. Необходимо закупить специальные машины, которые будут очищать реки от ила, очистительные сооружения для судов. На причалах необходимо построить водонапорные башни. Но это окупится. Этот проект вдохнет новую жизнь в наш туризм на участке от Бреста до границы с Украиной.
Татьяна ХВАГИНА: «В нашем регионе водный туризм развивался лишь «за польским часом»
– На первый взгляд развивать водный туризм в Беларуси можно и нужно. К примеру, Полесье пересекает судоходный Днепровско-Бугский водный путь, по которому из Бреста или Пинска можно запросто дойти до Киева и Черного моря. Но сегодня по рекам и каналам «Янтарного пути» следуют в основном буксиры и баржи. Собственного круизного судна для многодневных путешествий у нас нет. Западные суда из Польши, Германии и других стран со стороны Бреста в Беларусь не войдут, на границе насыпана дамба. Придется решать вопрос на государственном уровне и то ли разрушать эту дамбу, то ли сооружать специальную подъемную систему, которая позволит круизным судам преодолевать границу.
Но это не единственная проблема. Тут же возникает еще множество других вопросов: какова аттрактивность маршрута, т. е. концентрация достопримечательностей по берегам рек и каналов? могут ли берега и поймы наших белорусских рек своей красотой и необычностью составить конкуренцию круизам по знаменитым крупным рекам Европы, Азии и других континентов? какую инфраструктуру для туристов стоит создать вдоль берегов? и, главное, где потенциальный клиент для круизов по рекам и каналам Беларуси? В советское время – время массового, но социального по своей сути туризма, на территории Беларуси не осуществлялось водных круизов, а лишь непродолжительные теплоходные прогулки. Пассажирские перевозки на Припяти или Днепре на «быстроходных ракетах» не были связаны с туризмом. В нашем регионе водный туризм развивался лишь «за польским часом», т. е. в 1920–1930-е гг. Тогда из Пинска по рекам и каналам Полесья ходило великое множество пароходов на дальние расстояния: в Луцк, Давид-Городок, Телеханы и т. д. Еще раньше, в Российской империи из Пинска совершались регулярные пассажирские рейсы в Киев. Но все это происходило тогда, когда не было шоссейных дорог и автомобильного транспорта, который может доставить туристов в любую точку во много раз дешевле круизных судов и приспособлен к перевозкам не только больших, но и малых групп.
Отважившись на создание водных круизов по рекам и каналам Беларуси, мы должны четко понимать, что почти все, кроме самих водных путей, придется создавать с нуля. Большой патриот водного туризма Иван Михайлович Киевец, генеральный директор РУЭСП «Днепро-Бугский водный путь», в свое время подчеркивал, что туристов каждый день должна ждать интересная остановка, поэтому без соответствующей инфраструктуры водный туризм невозможен, одного пейзажа недостаточно, особенно, если он не меняется на протяжении многих часов или дней.
Одна из проблем, которая сдерживает развитие водного туризма, – это высокая стоимость круизов. Аренда теплохода, расходы на топливо и прочие услуги делают это направление весьма затратным, а потому риск «недогрузить рейс» здесь по сравнению с другими видами туризма весьма высок. Надо бы не спешить и присмотреться к зарубежному опыту, особенно в части окупаемости круизов. На сегодняшний день в Беларуси наиболее перспективны корпоративные вечеринки, прием делегаций, свадебные и юбилейные торжества на борту теплохода. Эти предложения, несомненно, найдут отклик. А в платежеспособность белорусских туристов я не особенно верю. Абсолютное большинство даже при желании не сможет купить путевку на подобный круиз. А те, кому это по карману, предпочтут круизы по Средиземному морю или иным «заграницам». Стоит ли рассчитывать на зарубежного туриста? Не уверена. Еще недавно мы тешили себя надеждой привлечь гостей в наши уголки нетронутой природы. Но чуда не случилось. Ученых-экологов и любителей природы, жаждущих увидеть наши леса и болота, оказалось не так и много, заметного турпотока нет. Отдельный локальный успех в каком-либо национальном парке или заказнике, к сожалению, не меняет общей картины, его не удается ни закрепить, ни расширить. Нужна настолько массированная реклама, которую мы в ближайшем будущем обеспечить не сможем. В общем, пока мой прогноз достаточно пессимистичен. Но я за то, чтобы готовиться к созданию в Беларуси водного туризма.
Александр ЗАХАРЕНКО: «В настоящее время дорогу на Запад перекрывает глухая плотина»
– Хочу подчеркнуть, что Беларусь заинтересована в выходе к Балтийскому морю через водный путь Днепр–Висла–Одер. К Черному морю выход свободный. А вот дорогу на Запад перекрывает глухая плотина, построенная на белорусско-польской границе. Снятие изоляции благотворно скажется не только на туризме. Интерес к нашему региону с его нетронутой природой, безусловно, будет. Но можно рассчитывать и на оживление торговли: мы сможем перевозить миллионы тонн грузов. В 2008 году Беларусь присоединилась к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях международного значения. Уже несколько лет мы проводим работы на Днепровско-Бугском канале: построены новые водопропускные плотины, судоходные шлюзы, реконструируются уже имеющиеся. Мы движемся в правильном направлении.
Беседовал Павел ДОБРОВОЛЬСКИЙ