https://www.traditionrolex.com/8
Такое столпотворение в маленькой затерянной в лесу на берегу Вилии  деревушке бывает только раз в году. Каждый год в первое воскресенье июля  в Дубке происходит фэст, во время которого сотни верующих проходят по  семи стациям Марианской Кальварии.

Первое, что бросается в глаза, когда мы наконец, немного поплутав по лесным дорогам, а заодно наевшись черники и насобирав лисичек, добираемся до Дубка, – великое множество машин, в том числе с гродненскими, минскими, даже литовскими номерами.

IMG_0623_resize

Такое столпотворение в маленькой затерянной в лесу на берегу Вилии деревушке бывает только раз в году. Каждый год в первое воскресенье июля в Дубке происходит фэст, во время которого сотни верующих проходят по семи стациям Марианской Кальварии.

Фэст открывается торжественной імшой в деревянном костеле, который благодаря своему необычному облику кажется гораздо старше, чем есть на самом деле. Построенный в традициях народного деревянного зодчества, этот храм словно вырос из-под земли когда-то давным-давно вместе с дубами, давшими название деревеньке. Легко поверить, что он, вместе с этими оскаленными львиными пастями по обеим сторонам от входа, и с пышными венками из дубовых веток, стоял здесь всегда – настолько органично он сочетается с низенькими старыми деревенскими хатами, которых здесь раз-два и обчелся, зелеными холмами и петляющей Вилией, отрезающей деревню от всего остального мира.

На самом деле храму еще нет и ста лет. Только в 1928 году здесь, среди древних курганов, выбрали место для строительства каплицы. Через год ее освятили под именем Матери Божьей Неустанной Помощи.

IMG_0677_resize

Возле костела на конструкции из двух деревянных столбов висит колокол, на блестящем боку которого можно прочитать надпись «МOJ ?L?SK 1934». В 1934 году колокол подарил костелу директор фабрики «М.O.J.» из Катовиц. Он весит 40 кг и обладает необыкновенно мелодичным «голосом», который из года в год созывает верующих на фэст в загадочный и обаятельный Дубок.

Внутри каплица еще меньше, чем ожидаешь, стоя у ее стен. Там тоже все из дерева – никаких современных облицовочных материалов. Огромные деревянные колонны и таинственный полумрак. Вход по случаю торжеств украшен не только дубовыми ветками, но и цветами. А львов с оскаленными пастями, что охраняют вход в крохотный костел, в этот день мы вообще не увидели: створки дверей, распахнутые навстречу верующим, совершенно скрыли хищников. 

IMG_2795_resize      

В нынешнем фэсте принимает участие также и ксендз из Люблина, что придает событию международное звучание и дополнительный вес в глазах верующих. Впрочем, событие и без того уникальное: повторяясь из года в год, оно уже стало больше чем религиозной – культурной традицией, которая связывает людей разных поколений и взглядов. Здесь, в этом крохотном уголке, в этот день пульсирует живое сердце истинной Беларуси. Вне времени. И вне политического контекста.

IMG_0666_resize

Исключительная популярность Курганской каплицы среди верующих спустя несколько лет натолкнула ксендза Ромуальда Дронича на идею возведения семи стаций Кальварии. Латинский термин «стация» дословно означает «стояние», остановку на пути. Кальварией у католиков Беларуси, Литвы и Польши называются сакральные места, посвященные культу крестного хода. Обычно стации закладывались на холмах – как напоминание о рельефе Иерусалима.

IMG_2934_resize

Мы приехали на фэст в Дубок не как паломники – просто как туристы. И для отечественного, внутреннего туризма такие события имеют, думаю, исключительное значение. Они, словно яркие солнечные лучи, подсвечивают местечко, подчеркивают его самобытность и своеобразие. Они вдыхают жизнь туда, где она, кажется, едва теплится, отворяют настежь двери храмов, обычно наглухо закрытые для случайного путника, наполняют звонкими голосами пустынные улицы. Чем больше будет таких событий – и чем больше появится информации о них, – тем больше у отечественных путешественников станет поводов выбираться из дома. И тем увлекательнее будет открывать для себя Беларусь – удивительную и непостижимую. Напрасно мы думаем, что знаем эту землю, как свои пять пальцев...    

IMG_2896_resize

 

Первая стация – это сложенная из камней брама в лесу: две высокие башни, соединенные между собой изящным кованым узором, в котором легко прочитывается буква «М» (Мария). Третья стация – скульптура Матери Божьей в гроте, из-под которого на поверхность пробивается крыница с прозрачной холодной водой. Здесь процессия надолго задерживается: многие, зная о чудодейственных свойствах здешней водички, приходят к «крыніцы ля багіні» (так окрестили это место в народе) с флягами и бутылками. Вверху грота выбита дата возведения памятника – 1936 год.

IMG_3137_resize

Шестая стация – крохотная каплица из камней и кирпичей. Она освящена под названием Матери Божьей Скорбящей. На фасаде прибита табличка с призывом к каждому прохожему помолиться о душе Игнатия Сидоровича, умершего 20 июня 1936 года.

Остальные стации Кальварии в Дубке – это огромные дубовые кресты. У каждой стации процессия останавливается, люди молятся.

IMG_3032_resize

Немного сбивает с толку то, что богослужение ведется на польском языке. Не все понятно. Стараюсь знакомые молитвы проговаривать про себя по-белорусски.

Дзева Марыя, Маці Божая, маліся за нас, грэшных, цяпер і ў гадзіну смерці нашай. Аман.

Кальвария в Дубке была освящена 30 августа 1936 года. В тот день здесь собрались 6 000 верующих из окрестных сел и местечек. Говорят, была ужасная непогода. Но люди прошли по всем «стациям» Кальварии, несмотря на ливень.

А нам с погодой повезло. «Наш» ливень грянул намного позже – буквально через пару минут после того, как под шинами автомобиля оказался гладкий асфальт Жодишек. Мы уехали из Дубка, наверное, позже всех. Как-то жаль было уезжать сразу после окончания шествия, и мы удобно устроились под стенами старой хаты и слушали хорошие песни под гитару, а потом прямо перед нами – близко-близко – взмыл в небо белый аист, осенив нас своим крылом, словно благословением.

На Дубок опустилась тишина.

До следующего фэста.

https://www.traditionrolex.com/8