https://www.traditionrolex.com/8
В издательстве «Четыре четверти» вышла любопытная книга, где собраны биографии художников знаменитой Парижской школы – выходцев из Беларуси. Любопытна книга не только уникальными фактами из жизни замечательных людей, но и небольшим путеводителем по парижским местам, связанным с уроженцами белорусских городов, имена которых известны во всем мире. По просьбе TIO.BY автор книги «Художники Парижской школы из Беларуси. Эссе. Биографии. Путеводитель» рассуждает о том, как с помощью знаменитых земляков привлечь внимание к Беларуси.

В издательстве «Четыре четверти» вышла любопытная книга, где собраны биографии художников знаменитой Парижской школы – выходцев из Беларуси. Любопытна книга не только уникальными фактами из жизни замечательных людей, но и небольшим путеводителем по парижским местам, связанным с уроженцами белорусских городов, имена которых известны во всем мире. По просьбе TIO.BY автор книги «Художники Парижской школы из Беларуси. Эссе. Биографии. Путеводитель» рассуждает о том, как с помощью знаменитых земляков привлечь внимание к Беларуси.

– Во время недавнего визита в Минск мой коллега, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Венгрии, попросил отвести его в Музей современного изобразительного искусства в надежде увидеть работы родившихся в Беларуси всемирно известных художников-авангардистов первой половины ХХ века. Оказалось, что ничего подобного в музее нет. А интерес, как выясняется, есть. Беларусь все больше и больше ассоциируется с жизнью и творчеством модернистов.

В моей книге речь идет о 14 художниках – представителях Парижской школы в изобразительном искусстве первой половины ХХ века, которые были известны тогда и не забыты сейчас. К сожалению, из всех парижских художников – наших земляков – в самой Беларуси известен, пожалуй, только Марк Шагал и чуть меньше – Хаим Сутин. Мало или даже совсем неизвестно имя Осипа Цадкина, хотя он считается одним из выдающихся скульпторов Франции ХХ столетия: в Париже есть музей его работ, а уличные скульптуры можно найти в разных городах Франции. Мало известны Михаил Кикоин и Пинхус Кремень, не говоря уж об очень интересном художнике Осипе Любиче и скульпторе Оскаре Мещанинове. Имена этих художников, как и имена других прославленных выходцев из Беларуси, можно использовать как туристический бренд.

Мне кажется, музей Хаима Сутина в Смиловичах – удачный пример в данном случае. Когда создавалась экспозиция, не все местные жители знали, кто это такой. Как известно, музей создавался буквально на пустом месте. Во-первых, не было никаких экспонатов. Во-вторых, был некоторый скептицизм в отношении самой идеи. В-третьих, не сразу нашлось помещение. Тем не менее все было создано, причем за совершенно небольшие деньги, которые выделило ЮНЕСКО. Все понимают, что экспозиция – весьма скромная, но отзывы самые лестные, и не только туристов, но и серьезных искусствоведов. Картины, которые хотя и были перенесены с репродукций на полотно, все же дают представление о творчестве художника. Многим нравится воссозданная атмосфера парижского кафе, которая помогает почувствовать парижский период, когда художника окружали его друзья: Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Фернан Леже, Михаил Кикоин, Пинхус Кремень и другие. Теперь музей – одно из популярных туристических мест, где для посетителей готовят кофе и демонстрируют снятый в 60-е годы ХХ века документальный фильм, в котором о Хаиме Сутине рассказывают его близкие друзья и просто коллеги по авангардному движению.

Как видим, такие экспозиции создавать вполне реально. В Парижской школе было 14 представителей из Беларуси, но ни одной экспозиции, кроме скромной смиловичской и солидной витебской, в стране нет. Все туристы, которые бывают в Витебске, знакомятся с жизнью и творчеством Марка Шагала. Почему бы в бывшем здании Народного художественного училища не создать объединенную экспозицию, посвященную представителям Парижской школы, чья жизнь, учеба или творчество были связаны с Витебском? Ведь из этого города вышли три таких видных ее представителя, как Марк Шагал, Осип Цадкин и Оскар Мещанинов.

Кстати, во время одних «Шагаловских чтений» работники культуры из Даугавпилса рассказывали, как они создавали музей Марка Ротко, очень известного американского абстракциониста, который родился в Даугавпилсе (в то время – Двинск Витебской губернии). Каким-то образом им удалось получить один-единственный оригинал его картины. И вот они считают, что это – единственная картина Марка Ротко во всей Восточной Европе, а значит, она привлечет большое число туристов хотя бы только из-за этого факта. Поэтому местные власти отдали под музей одно из лучших зданий города. Главное – интерес, и прежде всего интерес местных властей. Если он есть, то все возможно.

Конечно, неплохо было бы иметь оригиналы, но иногда подлинники – не самое главное. Если сама экспозиция создана с творческим подходом, это уже хорошо. В каждом городе или местечке, где родились художники, можно организовать если не целый музей, то небольшую экспозицию в уже существующем музее или даже в Доме культуры – не принципиально. Биографии художников известны. Репродукции работ находятся в открытом доступе. Используя современные информационные технологии, несложно сделать репринт полотен, перенести репродукции на холст. Более того, если постараться, то еще можно купить и работы мастеров. Конечно, работы художников первого плана – Хаима Сутина и Марка Шагала – стоят довольно дорого, но, скажем, работы Михаила Кикоина, Пинхуса Кременя, Осипа Любича – доступны. Эти художники внесли большой вклад в развитие экспрессионизма и развитие Парижской школы. Их творчество – доказательство того, что в белорусской истории были периоды, когда наши контакты с западной культурой имели характер улицы с двусторонним движением. Чем больше туристов будет посещать Беларусь и видеть, что здесь у нас эти художники хорошо известны, тем прочнее будет укореняться мнение, что это наши художники. При этом, как мне кажется, главное – не просто показать, что они были нашими земляками или как мы ими гордимся, но изучить феномен белорусской истории и культуры. Эти художники родились в небольших, забытых богом местечках. Почему именно они стали такими видными экспрессионистами?

В Гродно я бы обязательно создал музей или экспозицию, посвященную уроженцу этого города – Льву Баксту. Это ведь не просто очень интересный художник, это целая эпоха: он учил рисованию детей русского царя, был декоратором «Русских сезонов», которые устраивал Сергей Дягилев в Париже в начале ХХ века. Выставки его работ неизменно пользуются успехом на Западе, а у нас на его творчество как-то не обращают внимания. Мы еще можем успеть приобрести произведения художника: они пока продаются на аукционах, более-менее доступны по цене.

ЮНЕСКО всегда подчеркивает, что любое культурное наследие может способствовать социальному и экономическому развитию регионов – это справедливо и в отношении произведений искусства. Например, Пинхус Кремень родился в маленьком городке Желудке, где есть объекты архитектурного наследия – родовое поместье князей Святополк-Четвертинских. Если к этому добавить экспозицию, посвященную Пинхусу Кременю, то получится отличный маршрут. Отец художника занимался тем, что продавал на базаре всякие поделки для украшения деревенских изб. Почему бы, собственно, в этом музее не выставить и такие народные декораторские штучки и показать, откуда у Пинхуса Кременя вообще появился интерес к живописи? И если пространство Хаима Сутина – это парижское кафе, то здесь можно было бы сделать небольшую выставку традиционных предметов для украшения сельского быта, которые найти еще проще, чем работы художников.

У каждого художника – своя легенда: у Якова Баглея из Бреста и Осипа Любича из Гродно, у Надежды Ходасевич-Леже из местечка Осетищи Докшицкого района Витебской области. Кстати, в 1970 году художница передала свои работы и копии работ всемирно известных художников в дар Зембинской школе Борисовского района и Государственному художественному музею БССР, т.е. даже искать и покупать не нужно – они есть. Просто нужно желание и немножко фантазии.

https://www.traditionrolex.com/8