Мы живем во время, когда стало очевидным: в Европе идут перемены, мало кому понятные, вызывающие множество пересудов и критики. Не считают зазорным усмехаться над европейской толерантностью, над финансовой неустойчивостью такие «беспроблемные» государства как Россия, Китай… У Европы переломный момент, схожий с ситуацией в 1960-е, когда она переживала одновременно революции студенческую, сексуальную и музыкальную. Сейчас корни 60-х дают поросль постмодернизма.
Вначале очень много вопросов, ответы на которые каждый из нас сможет найти, вспомнив теорию пассионарности Льва Гумилева. Главный: способна ли Европа развиваться дальше или ее цивилизационные успехи уже позади?
Вопросы тезисно.
Почему такие страны, как Казахстан, Азербайджан, Турция, Израиль и другие, стремятся участвовать во всех чемпионатах Европы, в конкурсе «Евровидения», но нет обратной направленности: европейцы не участвуют в чемпионатах Азии по бейсболу или крикету, в чемпионатах Австралии и Океании по регби?
Отчего как минимум пять стран, включая и Беларусь, утверждают, что центр Европы расположен на их территории? Почему жить в центре Европы гораздо престижнее, чем на ее окраинах или в географических центрах Азии или Америки? Как так получается, что, не имея существенных природных ресурсов, пройдя через конфликты, войны и бомбардировки, почти все европейские страны стремятся к интеграции и стремление не утихает с годами?
Кто дал совет российским, украинским, среднеазиатским олигархам отдать свои «накопления» банкам кипрским, а недвижимость купить английскую? При том, что сама Великобритания и другие менее сильные экономически страны с 2008 года переводят свои активы к явно обозначенному политическому и экономическому лидеру – в Германию?
С какими целями Германия, Польша, Бельгия создают объединенный военный корпус, если есть ядерный зонтик в образе НАТО?
Много ли мы знаем по именам, фамилиям и в лицо политически активных, стабильных, экономически грамотных, понятных людям, европейских политиков?
Откуда взялись в Европе и зачем здесь столько представителей секс-меньшинств, готовых себя уже сейчас обозначить как большинство?
Европа резиновая?.. Почему она может проявить альтруизм на государственном уровне и принять миллионы зачастую неграмотных беженцев из Азии, Африки (мы не говорим о десятках миллионов иммигрантов из бывших колоний Голландии, Англии, Франции) и в то же время отказывать в виде на жительство инженерам, врачам, не объявившим себя беженцами?
Завершим список вопросов, конечно, далеко не полный, вопросом на смекалку и практичность. Ведь этими качествами наделяют белорусов наши туристические буклеты. Пример из математики: в столице Венгрии Будапеште четыре вида общественного городского транспорта, как и в Минске. При этом в январе будущего года станет уже четыре линии метро, четвертая будет работать без машинистов поезда. Стоимость одной поездки на любом виде транспорта, включая пригородный скоростной поезд, в эквиваленте валют стоит 1 евро. Книжка на 10 поездок стоит 8,3 евро; проездной билет на все виды на 72 часа позволяет ездить по городу трое суток по цене менее чем дюжины поездок. Проездной на неделю равен по стоимости четырнадцати поездкам; на две недели – двадцати, а на месяц – тридцати поездкам в городском транспорте. Таким образом, житель венгерской столицы при покупке месячного проездного билета имеет возможность ездить на пятидесятичетырехметровых трамваях, в первом на европейском материке метро, в автобусах и троллейбусах по городу и пригороду месяц, оплатив 30 евро. Никто не говорит при этом, что транспортники Будапешта возят народ за полцены и дотируются из бюджета, наполняемого теми же жителями столицы…
А теперь вопросы к нам. Сколько стоит с 1 октября в евро аналогичный билет в городском транспорте Минска и сколько при этом мы с вами должны погасить убытков коммунального транспорта, если: в сентябре 2009 года окупаемость составляла 48,1%, в конце того же года – 36,8%, через полтора года – 33%, в сентябре 2011 года – 45%? При этом еще два года назад было обещано довести окупаемость в 2013-м до уровня 90% от затрат?
Парадокс, но в Беларуси по проездному весь 2013 год ездить было на 14% дороже, чем по разовым билетикам, если считать по заложенным в него поездкам и фактической окупаемости, которую мы же с вами своими налогами и гасим.
Это самый простой пример «цивилизационной» разницы между Европой и «неЕвропой».
Да, Европа притягательна. Европа притягательна и для китайцев, и для русских. Вот интересный вопрос: если бы Евросоюз предложил интеграцию России, она бы отказалась от вхождения в ЕЭС?.. Вопрос, думается, риторический.
Впрочем, у каждого, кто уважает традиции, менталитет и экономическую мощь европейцев, есть свои причины это делать.
Мы поразмышляем о спорном и бесспорном…
Признаемся, к своим западным соседям многие из нас относятся чисто потребительски. Европейские товары (особенно в святые дни скидок!), технологии, путешествия по красивым ухоженным городам и туристическим объектам, опера и картинные галереи, городское искусство – все это мы с удовольствием потребляем, посещая Европу. Заметьте, в последние годы наши города внешне все больше становятся похожими на их города. Автомобили, мэрии, телепрограммы, приоритеты в новостях, порядок, технологии – перенимаем многое, всегда забывая поблагодарить… Проще и приятнее упрекнуть.
А так широко освещаемое движение секс-меньшинств в европейских городах? Для нас это лишь повод сказать: эти демократы далеко зашли!
Думается, гей-парады за пределами СНГ правильнее рассматривать не как агрессию радикальных элементов, но как пиар-акции неудовлетворенных своим положением в социуме людей – положением семейным, экономическим, положением в культурном пространстве. В условиях процветания устоев постмодернизма это явление обречено быть модным. Назвав, к примеру, тех же людей «антиэкологистами» и раскрутив новый непопулярный имидж, их можно было бы вынести за пределы «тренда», и разноцветные парады перестали бы радовать туристов – думаю, Европа надолго забыла бы об этих экзальтациях.
Конечно, все это не бесспорно. Но различные движения (правые, левые, культурные, музыкальные, сексуальные и т.д.) – явления, характерные для очень многих стран – и для богатых, и для бедных. Но только не для нас. Что есть у нас? Как мы себя ведем сегодня? Никак! Молчим. Как всегда – молчим. Толерантность наша?.. Нет, скорее, безразличие и, пожалуй, завышенная самооценка.
Тут надо обязательно подчеркнуть, что на европейском континенте проникновение любых идей, плохих и хороших, «фильтруется» культурой, традициями, менталитетом городских жителей. К сожалению, белорусская столица негармонична именно своими жителями. Полностью разрушена гармония и в тех городах и селах, откуда набрались сегодняшние минчане…
…«Ода к радости» Бетховена когда-то была принята в качестве объединяющего гимна Евросоюза. Это произошло во времена всеобщей эйфории от ожидания впечатляющих достижений и открывающихся радужных перспектив. Абсолютно очевидно, что, несмотря на споры и скандалы, несмотря на финансовые потрясения и прочие трудности, народы европейского континента не отменили своего стремления к радости.
Так надо ли свысока насмехаться над чужими повседневными заботами, пролетая над гнездом Европы?..