https://www.traditionrolex.com/8
<p>Туристическая выставка в Лондоне - одно из важ­нейших мероприятий в мировой индустрии туризма. Здесь встречаются со стары­ми партнерами, завязывают новые контакты, отслежива­ют последниетенденции и ноу-хау в сфере туризма.<br />О том, как проходила WTM 2010 и в каком ключе она постепенно трансформируется, нашему из­данию рассказала Марина Кондрашова, директор компании «Вокруг света».</p>

kondrachova Туристическая выставка в Лондоне - одно из важ­нейших мероприятий в мировой индустрии туризма. Здесь встречаются со стары­ми партнерами, завязывают новые контакты, отслежива­ют последниетенденции и ноу-хау в сфере туризма.

О том, как проходила WTM 2010 и в каком ключе она постепенно трансформируется, нашему из­данию рассказала Марина Кондрашова, директор компании «Вокруг света».

-      Как в этом году выглядела лондонская выставка?

-   Если говорить в общем, то выстав­ка выглядела практически так же, как всегда, изменилось разве что распо­ложение залов. К примеру, павильо­ны Европы и Global Village поменялись местами. Правда, в итоге на количе­стве людей в павильонах это никак не сказалось. С каждым годом лон­донская выставка все сильнее уходит от ярмарочного формата и превра­щается в огромный workshop: прак­тически 90% встреч необходимо на­значать заранее - как с постоянными партнерами, так и с потенциальными. Найти нужного человека в заинтере­совавшей тебя компании, не догово­рившись заранее, очень тяжело. Да и поступившие заявки очень серьезно фильтруются. Возможно, из-за этого на выставке в этом году было гораздо меньше посетителей-туроператоров, которые просто предлагали на стендах свои услуги, - спонтанности на вы­ставке становится все меньше. Один из наших партнеров даже сказал: «Мы каждый год платим тысячи фунтов за присутствие нашего стенда на этой вы­ставке, а в итоге встречаемся со всеми старыми партнерами и практически не видим никого нового». С другой сто­роны, речь идет о компании, которая очень давно работает на рынке, - воз­можно, она достигла уже определен­ного «потолка». В последнее время в плане развития туризма сильно акти­визировались восточные страны, при­чем они начали работать как на прием, так и на выезд. В силу разных причин некоторые из таких стран долгое вре­мя были закрыты, а сейчас их гражда­не начали активно изучать мир. Наши российские партнеры говорили, что в этом году приняли первые группы из Ирака - у них была очень интересная и насыщенная программа с посещени­ем музеев, театров. Потенциально это очень хорошие объемы для России и Беларуси. По-прежнему очень замет­на тенденция нарастания доли рын­ка электронных продаж. Причем если раньше IT-компании выставлялись стендами, то сейчас все выглядит го­раздо проще: рабочее место и мони­тор, на котором можно ознакомиться с системой. Очень необычные стенды были у стран Южной Америки - Бра­зилии, Перу. Потрясающий стенд был у Казахстана.

-      А как на выставке смотрелся белорусский стенд?

-    Последние года три наша страна выглядит очень до­стойно. Конечно, есть определенные вопросы по место­расположению стенда - ближе к концу зала, но боль­шого значения, с моей точки зрения, это не имеет. У компаний и отелей на стенде были очень симпатичные «личные кабинеты», везде на информационных стой­ках был представлен логотип детского «Евровидения» - на него, безусловно, обращали внимание. Хотя, к со­жалению, нельзя сказать, что возле белорусского стен­да был какой-то ажиотаж - у стендов Литвы и России людей было больше. Но коллеги остались довольны со­стоявшимися встречами. Интерес к Беларуси, безуслов­но, есть: уже одно наше географическое положение по­зволяет делать прекрасные комбинированные туры, и туроператоры готовы ими заниматься. Был интересный случай на выставке: к нам подошел польский туропера­тор, который делает туры для европейцев, и спросил, как ему открыть для туристов визы в Беларусь. И был страш­но удивлен, узнав, что он может сделать это в Польше, - три раза переспросил, не будет ли у него проблем и всем ли туристам откроют визу. Это пример, насколько о на­шей стране не хватает информации.

-    На ваш взгляд, вписывается ли Беларусь в об­щемировые туристические тенденции и способна ли сейчас идти в ногу со временем?

-      Пока не способна. Инфраструктура и гостиницы до сих пор остаются больным вопросом для туристи­ческой сферы. Сейчас самая важная задача - увеличе­ние количества номеров, как в столице, так и в регио­нах. Я уже не говорю о качестве - хотя бы с количеством разобраться. Пока этого не будет, нет смысла даже го­ворить о развитии каких-то интернет-технологий и он- лайн-бронирования. Гостиницы заполнены, и им это пока неинтересно. Как только в стране появится боль­ше конкуренции, мы очень быстро догоним соседей по многим пунктам, так как в этом случае все будут вынуж­дены думать о развитии - выживания ради. У нас нет проблемы с разработкой программного обеспечения для туризма - в белорусских компаниях заказывают специализированный софт даже монстры мировой тур- индустрии. Проблема объяснить администрации рай­онной гостиницы, что ей это нужно. Не говоря уже о том, что даже при хорошей материальной базе пред­ставление о сервисе у региональной гостиницы мо­жет базироваться на своем, местном понимании. По- прежнему основной вопрос у партнеров, кто работает с Беларусью, - «не открылись ли новые гостиницы?». Когда им отвечаешь, что не только не открылись новые, но и закрываются на реконструкцию старые, спрашива­ют: «А что нам делать?» Вечный вопрос! С другой сто­роны, настроение коллег и зарубежных партнеров сей­час очень оптимистичное, они довольны результатами года. Да, по финансовым результатам они еще не до­стигли докризисных объемов, зато уже превысили их по общему количеству туристов. Бронировки на сле­дующий год сейчас тоже идут достаточно активно, так что прогнозы на сезон благоприятные. Хотя, если смо­треть по гостиницам соседних стран, они пока не реша­ются поднять сниженные в кризисный период расцен­ки. На их фоне мы, конечно, выглядим печально: мало того, что цены на проживание у нас изначально гораз­до выше и не были снижены даже в кризисный период, так сейчас их еще и повысили.

-    Вы думаете, что массовое строительство гости­ниц к чемпионату мира по хоккею 2014 года сни­мет остроту этой проблемы?

-     Мы все на это очень надеемся. Пока же цены на размещение в Беларуси неоправданно высокие. Гости­ницы, которые существуют и работают сейчас, пережи­вают золотой век по экономическим показателям. И, думаю, далеко не все они будут готовы к той конкурен­ции, которая появится с приходом на рынок новых го­стиниц, особенно сетевых с их стандартами качества. Рынок все отрегулирует.

Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8