Туристическая выставка в Лондоне - одно из важнейших мероприятий в мировой индустрии туризма. Здесь встречаются со старыми партнерами, завязывают новые контакты, отслеживают последниетенденции и ноу-хау в сфере туризма.
О том, как проходила WTM 2010 и в каком ключе она постепенно трансформируется, нашему изданию рассказала Марина Кондрашова, директор компании «Вокруг света».
- Как в этом году выглядела лондонская выставка?
- Если говорить в общем, то выставка выглядела практически так же, как всегда, изменилось разве что расположение залов. К примеру, павильоны Европы и Global Village поменялись местами. Правда, в итоге на количестве людей в павильонах это никак не сказалось. С каждым годом лондонская выставка все сильнее уходит от ярмарочного формата и превращается в огромный workshop: практически 90% встреч необходимо назначать заранее - как с постоянными партнерами, так и с потенциальными. Найти нужного человека в заинтересовавшей тебя компании, не договорившись заранее, очень тяжело. Да и поступившие заявки очень серьезно фильтруются. Возможно, из-за этого на выставке в этом году было гораздо меньше посетителей-туроператоров, которые просто предлагали на стендах свои услуги, - спонтанности на выставке становится все меньше. Один из наших партнеров даже сказал: «Мы каждый год платим тысячи фунтов за присутствие нашего стенда на этой выставке, а в итоге встречаемся со всеми старыми партнерами и практически не видим никого нового». С другой стороны, речь идет о компании, которая очень давно работает на рынке, - возможно, она достигла уже определенного «потолка». В последнее время в плане развития туризма сильно активизировались восточные страны, причем они начали работать как на прием, так и на выезд. В силу разных причин некоторые из таких стран долгое время были закрыты, а сейчас их граждане начали активно изучать мир. Наши российские партнеры говорили, что в этом году приняли первые группы из Ирака - у них была очень интересная и насыщенная программа с посещением музеев, театров. Потенциально это очень хорошие объемы для России и Беларуси. По-прежнему очень заметна тенденция нарастания доли рынка электронных продаж. Причем если раньше IT-компании выставлялись стендами, то сейчас все выглядит гораздо проще: рабочее место и монитор, на котором можно ознакомиться с системой. Очень необычные стенды были у стран Южной Америки - Бразилии, Перу. Потрясающий стенд был у Казахстана.
- А как на выставке смотрелся белорусский стенд?
- Последние года три наша страна выглядит очень достойно. Конечно, есть определенные вопросы по месторасположению стенда - ближе к концу зала, но большого значения, с моей точки зрения, это не имеет. У компаний и отелей на стенде были очень симпатичные «личные кабинеты», везде на информационных стойках был представлен логотип детского «Евровидения» - на него, безусловно, обращали внимание. Хотя, к сожалению, нельзя сказать, что возле белорусского стенда был какой-то ажиотаж - у стендов Литвы и России людей было больше. Но коллеги остались довольны состоявшимися встречами. Интерес к Беларуси, безусловно, есть: уже одно наше географическое положение позволяет делать прекрасные комбинированные туры, и туроператоры готовы ими заниматься. Был интересный случай на выставке: к нам подошел польский туроператор, который делает туры для европейцев, и спросил, как ему открыть для туристов визы в Беларусь. И был страшно удивлен, узнав, что он может сделать это в Польше, - три раза переспросил, не будет ли у него проблем и всем ли туристам откроют визу. Это пример, насколько о нашей стране не хватает информации.
- На ваш взгляд, вписывается ли Беларусь в общемировые туристические тенденции и способна ли сейчас идти в ногу со временем?
- Пока не способна. Инфраструктура и гостиницы до сих пор остаются больным вопросом для туристической сферы. Сейчас самая важная задача - увеличение количества номеров, как в столице, так и в регионах. Я уже не говорю о качестве - хотя бы с количеством разобраться. Пока этого не будет, нет смысла даже говорить о развитии каких-то интернет-технологий и он- лайн-бронирования. Гостиницы заполнены, и им это пока неинтересно. Как только в стране появится больше конкуренции, мы очень быстро догоним соседей по многим пунктам, так как в этом случае все будут вынуждены думать о развитии - выживания ради. У нас нет проблемы с разработкой программного обеспечения для туризма - в белорусских компаниях заказывают специализированный софт даже монстры мировой тур- индустрии. Проблема объяснить администрации районной гостиницы, что ей это нужно. Не говоря уже о том, что даже при хорошей материальной базе представление о сервисе у региональной гостиницы может базироваться на своем, местном понимании. По- прежнему основной вопрос у партнеров, кто работает с Беларусью, - «не открылись ли новые гостиницы?». Когда им отвечаешь, что не только не открылись новые, но и закрываются на реконструкцию старые, спрашивают: «А что нам делать?» Вечный вопрос! С другой стороны, настроение коллег и зарубежных партнеров сейчас очень оптимистичное, они довольны результатами года. Да, по финансовым результатам они еще не достигли докризисных объемов, зато уже превысили их по общему количеству туристов. Бронировки на следующий год сейчас тоже идут достаточно активно, так что прогнозы на сезон благоприятные. Хотя, если смотреть по гостиницам соседних стран, они пока не решаются поднять сниженные в кризисный период расценки. На их фоне мы, конечно, выглядим печально: мало того, что цены на проживание у нас изначально гораздо выше и не были снижены даже в кризисный период, так сейчас их еще и повысили.
- Вы думаете, что массовое строительство гостиниц к чемпионату мира по хоккею 2014 года снимет остроту этой проблемы?
- Мы все на это очень надеемся. Пока же цены на размещение в Беларуси неоправданно высокие. Гостиницы, которые существуют и работают сейчас, переживают золотой век по экономическим показателям. И, думаю, далеко не все они будут готовы к той конкуренции, которая появится с приходом на рынок новых гостиниц, особенно сетевых с их стандартами качества. Рынок все отрегулирует.
Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ