https://www.traditionrolex.com/8
<p>Выставка с таким названием проходит в Музее современного искусства в рамках проекта «Земля под белыми крылами», который сейчас показывается практически во всех минских художественных галереях. Но «Внутренние ландшафты» отличаются от других составляющих этого большого цикла очень существенно: современной концепцией, молодостью авторов, стилистикой, неожиданностью, которая встретит зрителей в музейном зале.</p>

Выставка с таким названием проходит в Музее современного искусства в рамках проекта «Земля под белыми крылами», который сейчас показывается практически во всех минских художественных галереях. Но «Внутренние ландшафты» отличаются от других составляющих этого большого цикла очень существенно: современной концепцией, молодостью авторов, стилистикой, неожиданностью, которая встретит зрителей в музейном зале.

Мы привыкли видеть на стенах музея картины, но это стереотип: такой была презентация искусства прошлых веков. Если в наших музеях до сих пор экспозиции основаны на таких произведениях и строятся именно таким образом, это выбор наших кураторов. Во всем мире современное искусство давно ушло от этой привычной взгляду, но, признаемся, скучноватой манеры представлять живопись, графику, скульптуру, фотографию.

«Молодые» авторы на самом деле художники средних лет, достаточно известные и уже работавшие вместе. Это Алена Атрашкевич, Денис Барсуков, Павел Войницкий, Сергей Жданович, Сергей Завиженец, Дарья Ивановская и Игорь Савченко. Они поставили перед собой задачу поменять прежде всего свои творческие задачи, а затем показать зрителю, что же из этого получилось. Изменилась в результате атмосфера музея: вы можете погулять среди аутентичных ульев, привезенных художниками с Полесья («Штучный мед») и посмотреть видео в окошечке, куда должны влетать пчелы; почитать поэтичные описания несуществующих фотографий и пофантазировать по поводу не/изображений. Можно представить себе чистый взгляд на мир – сквозь прозрачное стекло шара («Чыстае вока»). Еще один интересный проект подготовили студенты Академии искусств. Они сфотографировали портреты нескольких человек, затем договорились со своими моделями две недели не говорить ни о ком ничего плохого, а потом повторили фотосессию. Возможность понять что-либо по лицам людей, участвующих в эксперименте, предоставляется зрителю. От вас требуется всего лишь внимательно всмотреться, вдуматься, поискать новое выражение лица – как раз то, чего так не хватает в жизни. Этот проект своей концепцией, формой, простотой и ясностью идеи удачно демонстрирует, что же такое современное белорусское искусство. И отвечает пожеланиям многих зрителей, которые имеют возможность бывать в разных странах и сравнивать наши музеи с зарубежными.

«Мы, удзельнiкi выставы, жадаем зрабiць утоеную душэўную тапаграфiю адчувальнай. Гэта залежыць не толькi ад нас, але ў першую чаргу ад глядацкага саўдзелу. Мы спадзяемся, што экспазiцыя будзе каталiзатарам i адпраўным пунктам вандравання – для заснавання ўнутраных ландшафтаў, iндывiдуальных для кожнага», – говорит сокуратор выставки Павел Войницкий.

Нельзя сказать, что объекты и инсталляции совсем не показывают в Минске. Фестиваль «Дах» во Дворце искусств работает с этими жанрами, галерея «Ў» ищет молодых авторов, не боится рисковать. Но, честно говоря, по-настоящему новых идей, как и качественного их воплощения, очень мало. Тем временем приближается Венецианское биеннале, в котором впервые в истории официально должна участвовать Беларусь. Как это будет, каким предстанет наше искусство на всемирном форуме – эта интрига сохранялась в течение всего года, и, думается, «Внутренние ландшафты» послужат полезной информацией для принятия решения.

 

Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК

https://www.traditionrolex.com/8