https://www.traditionrolex.com/8
<p>Не прийти было нельзя: в программе вечера были заявлены старинные белорусские гимны, военные пес­ни, танцы, поговорки, сказки. Чем-то это подкупало. Тем более что средневековая музыка в исполнении современных групп гораздо ближе к понятию «ре­конструкция», чем аттракции рыцарских клубов.</p>

Не прийти было нельзя: в программе вечера были заявлены старинные белорусские гимны, военные пес­ни, танцы, поговорки, сказки. Чем-то это подкупало. Тем более что средневековая музыка в исполнении современных групп гораздо ближе к понятию «ре­конструкция», чем аттракции рыцарских клубов. Му­зыкальная культура, включающая вокал, язык песен, танцы, костюмы и максимально близкие к аутентич­ным мелодии и инструменты, создает гораздо более яркие впечатления, в то время как рыцарская атрибу­тика все чаще становится банальностью. «Testamentum terrae», кроме собственно пения, задействует лучшие средства музыкальной культуры - красивые костюмы, атмосферу дружеского застолья и веселья.

vilno

Презентация альбома началась с более спокой­ных песен и, перемежаясь шутками, продвигалась к самым драйвовым. Под тягучие звуки дуды поль­ки («кожны беларус устане, нават хто пад зямлей ля- жыць») и вальсы («запрашайце, шляхц1чы, можа, гэта ваша будучыня») следовали друг за другом.

Каждую песню предваряла маленькая история про столичный город Вильню, про поход короля Витовта, про воробья, которого посвятили в рыцари, и про них самих, которые много чего переняли у шляхты, а потом выдали за свое.

Зал встречал эти рассказы смехом, но исправно от­вечал на вопросы вокалиста группы Юрия Панкевича: когда была самая главная для белорусов битва? Где была первая столица ВКЛ? Так, очень по-домашнему, были разыграны диски, и даже маечки с рисунком Лявона Вольского кому-то достались.

Мне приходилось слышать Testamentum в форма­те openair, и надо отметить, что фестивальные и клуб­ные выступления группы увлекательны по-разному. Если на фестивалях публика как будто только и ждет первых аккордов, чтобы пуститься в пляс, то на пре­зентации были интересны подробности создания альбома. Группа использовала аутентичные мело­дии, собранные польским исследователем Михалом Федоровским. Он был настолько восхищен белорус­ским фольклором, что записывал материал не редак­тируя. В этом особая ценность и уникальность песен - в основном этнографы слегка адаптируют напевы под свое понимание их мелодики.

Необычным названием альбом тоже обязан звуч­ной фразе. Якобы обычная белорусская бабушка, по­доив корову, присела отдохнуть, а тут Федоровский - песни собирает. И она запела: «Angleza шагам праменада.» Эффект был ошеломляющий! Устоять было невозможно - ни два века назад, ни в наше время. Альбом был обречен получить название, в котором слышны отголоски эпохи Возрождения.

Между песнями инструменты приходилось под­страивать: они сделаны из аутентичных материа­лов и быстро теряют правильное звучание. Но - «рок нарадз^ся у Беларуа»: стародавняя мелодия «Каваль» в исполнении скрипок и дуды зазвучала как нельзя актуальнее.

Музыкантов приветствовала группа «Княжы гуф», а презентацию поддержали общественное движение «Будзьма беларусамi», «Згуртаванне беларусау свету «Бацькаушчына». В общем, перекличка сцены и зала «будзем з традыцыямi - будзьма беларусами» про­должалась весь вечер.

Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК

https://www.traditionrolex.com/8