Анна БОДЯКО, фото Татьяны ГАВРИЛЬЧИК
(Продолжение. Начало в №45)
Когда возвращаешься из Чечни в Минск, довольно сложно привыкнуть ко многим вещам. Для красного словца хочется сказать, что сложнее всего привыкнуть к тому, что женщины ходят без платков, а мужчины - без автоматов. Но это, пожалуй, не так: сложнее всего привыкать к хамству в общественном транспорте, например. В Чечне такое попросту немыслимо: ты едешь по разбитой дороге, в автобусике образца какого- то дремучего советского года, но люди улыбаются друг другу, уступают место старшим, сажают на колени чужих детей.
На чеченскую свадьбу опасно смотреть с балкона
Мы с Таней сидим в автобусе, который минуту назад выехал за пределы Грозного. Рядом с нами сидят женщина и две молодые девушки. Они улыбаются нам и вдруг начинают угощать только что купленными пирожками. Мы смущаемся и улыбаемся в ответ. Заканчивается все, конечно же, знакомством и приглашением в гости. На одной из девушек платок, тщательно закрывающий волосы (обычно чеченки носят символическую косынку), юбка до пят и кофта с горлышком, открывающая только кисти рук. Девушку зовут Зара, она студентка 5 курса. В дороге мы беседуем с ней об исламе, ее религиозных взглядах и одежде. «Никто не убеждал меня носить такую одежду, - говорит Зара. - Я читала Коран и поняла, что так правильно. Сейчас родители запрещают мне носить хиджаб, но скоро я выйду замуж и буду жить, как велит мне моя религия. У нас с будущим мужем сходные взгляды». Выясняется, что через день Зара выходит замуж, и нас приглашают на свадьбу.
Назавтра, когда мы радостно сообщаем окружающим, что идем на свадьбу, и называем имя невесты, слышим одну и ту же реакцию: «А-а, эта, закутанная, моджахедка (как вариант - ваххабитка)». Впрочем, эта характеристика произносится беззлобно - скорее с легкой иронией. Чеченки никогда не закрывали лицо и не носили одежду, принятую в арабском мире, и многим хиджаб кажется чем-то неорганичным и чужеродным.
Зара на «ваххабитку», конечно же, не похожа - она открытая, приветливая и толерантная, манерами и мягкостью чем-то напоминает девушку из наших широт, решившую уйти в монастырь. В последнее время довольно много говорят об исламизации чеченской молодежи, но, во-первых, нельзя сказать, что это явление носит массовый характер. Во-вторых, ислам всегда занимал значимое место в жизни чеченского общества (в тех же институтах, например, есть молитвенные комнаты), и нет ничего сверхъестественного в том, что при наличии выбора часть молодежи решает посвятить себя религии. К тому же в Чечне традиционный ислам суфийского толка выступает в качестве альтернативы радикальным течениям.
Впрочем, существует и определенное давление сверху на чеченское общество. С 2007 года в Чечне действует указ Кадырова, согласно которому женщинам запрещается находиться в общественных учреждениях без платка (тот факт, что указ противоречит российской конституции, ни Москву, ни чеченское руководство, разумеется, не беспокоит). Указ распространяется и на детей: еще пару лет назад платки обязаны были носить школьницы с пятого класса, теперь - с первого. «Когда мужчины боятся взяться за какие- то серьезные дела, они обязательно хватаются за женский платок», - говорила известная правозащитница Наталья Эстемирова (15 июля 2009 года была похищена в Грозном и в тот же день найдена убитой в Ингушетии). Действительно: в Горагорской средней школе №2, например, ученицы исправно носят платок, а вот отопления в школе нет - вообще нет, ни зимой, ни весной, ни осенью, уже много лет, с момента начала военных действий.
Что же касается платков и отношения к ним, в Чечне можно встретить совершенно разные позиции: кто-то радостно снимает его, выходя из стен госучреждений, большинство носит платок и без принуждения, но все единодушны в одном: носить платок или нет - дело самой женщины и ее семьи, но никак не государства и посторонних людей. «Ты можешь заставить свою дочь, сестру носить платок, но принуждать незнакомую, чужую женщину, даже заводить с ней такой разговор - это полностью противоречит нашим традициям!», - говорят мои собеседники. Между тем нынешним летом по Грозному прокатилась волна нападений на женщин без платков: неизвестные обстреливали их из пейнтбольных ружей. Нападавшие найдены не были. В интервью местному каналу (если судить по переводу, размещенному на сайте «Мемориала») Рамзан Кадыров заявил, что если бы нападавших нашли, он «объявил бы им благодарность».
Хотелось бы добавить, что случаи с обстрелом краской - единичный нездоровый эпизод, нехарактерный для чеченского общества в целом. Отсутствие платка у меня на голове никогда не вызывало негативной реакции, напротив: очень часто люди радовались возможности поговорить на русском с носителем языка, а узнавая, что я из Беларуси, еще больше интересовались другой культурой, не демонстрируя ни капли агрессии или непонимания.
На свадьбу Зары мы идем с Мубарик - родственницей невесты. Мубарик - студентка первого курса, но она уже преподает в школе, получив в институте право на свободное посещение: не хватает учителей. Мубарик замужем: «Мы планировали пожениться, закончив учебу, но друзья моего мужа убедили его меня украсть», - рассказывает девушка. Впрочем, семейной жизнью Мубарик пока довольна. Похищение невест - явление, весьма распространенное в Чечне. При таком оригинальном «предложении руки и сердца» похищенную девушку привозят в дом друзей или родственников жениха, а после договариваются с ее родными о дате свадьбы. Если девушка не согласна, ее обязаны вернуть отцу и матери. Однако чеченки, даже если они почти не знают похитивших их юношей, нередко соглашаются - одну из наших знакомых, например, за неделю до свадьбы украл другой мужчина. Сначала девушка отказалась от столь неожиданного поворота в своей судьбе, но, узнав, что ее избранник отказывается на ней жениться, вышла за похитителя. Сейчас у них дружная семья и трое детей. Нередко совместная жизнь оказывается менее счастливой, и молодые люди разводятся через несколько лет. Недавно за похищение невест в Чечне ввели весьма внушительный штраф - миллион российских рублей.
С одной стороны, мера весьма разумная. С другой - критики утверждают, что это скорее некий шаг в сторону шариатского брака: для юношей и девушек, чьи родители не давали согласия на свадьбу, похищение невесты оставалось единственным способом жениться по любви.
Чеченская свадьба проходит в соответствии с древними традициями: за невестой приезжают старики, приносящие калым ее родителям, и молодые люди со стороны жениха, которые должны будут забрать невесту. Никто из родственников девушки на свадьбе присутствовать не должен, а сама она, не участвуя в веселье, будет весь день молчать, стоя в стороне. Жених же в это время будет прятаться от гостей в дальней комнате. После свадьбы молодые, даже если у них есть собственный дом, должны хотя бы месяц пожить с родителями мужа. Кстати, на протяжении всей жизни чеченки не называют родственников мужа по имени, а для удобства общения выбирают созвучные варианты - например, переименовывая Ису в Игоря.
Впрочем, мы, «представляя» сторону невесты, увидели лишь часть праздничного действа - весьма предсказуемую. А вот на свадьбе в соседнем селе, куда нас звали друзья жениха, одному из гостей прострелили ногу - разумеется, случайно. Дело в том, что чеченские свадьбы непременно сопровождаются стрельбой в воздух из пистолетов и автоматов: именно так здесь принято оповещать окружающих о рождении новой семьи. К сожалению, эта традиция приводит иногда к подобным несчастным случаям. «Если свадьбу празднуют в городе, не смотрите на торжества с балкона - это очень опасно!» - предупреждают нас наши знакомые.
Чечня по правилам и без
Мы едем в Грозный с нашими друзьями. Они возвращаются со свадьбы, поэтому в машине полно оружия, о котором тут же заходит речь. «Вы пятый раз в Чечне и ни разу не стреляли?! Останавливаемся и стреляем!» - и мы действительно выходим из машины и начинаем палить в воздух. Безумие, но почему-то ужасно весело. «Весело приехать на неделю-другую, пострелять, станцевать лезгинку, - усмехаются мои чеченцы. - А пожила бы ты здесь полгодика.»
Жить в Чечне, несмотря на всю любовь и привязанность к этим краям, я, увы, не хочу. Не хотят и многие чеченцы, выбирая путь нелегальной иммиграции - как правило, во Францию. Мы стоим возле блокпоста в одном из поселков в ожидании автобуса до Грозного. «Здравствуйте, коллеги», - приветствует нас молодой человек, представившийся оператором чеченского телевидения (то ли всех приезжих по определению считают журналистами, то ли просто здесь моментально распространяется информация). У молодого человека на пиджаке - значок с портретом Рамзана Кадырова (впрочем, этот аксессуар его самого немного смущает), а его речь - поток дифирамбов в адрес главы Чеченской Республики. Беседа на социальные темы не залаживается, и мы начинаем говорить о другом. Молодой человек рассказывает о своих планах нелегально иммигрировать во Францию. «Если в Чечне все так прекрасно, почему же вы хотите уехать?» - Таня не удерживается от язвительного комментария. «Ты же не знаешь моей жизни, - обижается молодой человек. - У меня мама больная, ей лечение нужно».
Есть, впрочем, и прямо противоположная тенденция: чеченцы возвращаются на родину, оставляя налаженную и комфортную жизнь в Европе. Один из моих друзей-чеченцев живет в Бельгии - он уехал туда в разгар второй войны, выучил языки, получил образование. У него есть работа и дом, а отдыхать он любит в Ницце. Сейчас он приехал в Чечню покупать дом: он собирается вернуться в родные края. «Муса, но ты же понимаешь, что это безумие? - спрашиваю я. - Тут же невозможно жить, ты же видишь, какая тут безработица, коррупция». «Вижу и понимаю, - отвечает мне Муса. - Но я чеченец и хочу, чтобы мои дети выросли чеченцами, на родной земле».
Хотя понять местный уклад жизни в первый же приезд практически невозможно, проводить в Чечне полгода для знакомства со здешней жизнью вовсе не обязательно: в первую очередь в глаза бросается полнейшее пренебрежение официальными законами и правилами - даже дорожного движения. Когда на первых порах я пыталась пристегиваться, на меня смотрели с такой иронией, что об этой привычке я с трудом вспоминаю теперь даже в Минске. По мнению чеченских водителей, ехать по встречной или со скоростью 120 по городу - это абсолютно нормально. Сумасшедший стиль вождения в Грозном сдерживается только постоянными пробками: дороги в городе перекрывают по любому поводу, будь то обязательная пятничная молитва Кадырова в центральной мечети, очередной взрыв или спецоперация. Теракты здесь происходят почти незаметно: место событий моментально блокируется, последствия взрыва ликвидируются, а в паре сотен метров продолжается обычная повседневная жизнь.
«Подумаешь, взорвали. У нас тут бомбы как семечки падали, чего нам бояться», - пожимают плечами местные.
Всю иронию чеченского мироустройства прекрасно иллюстрирует один незначительный эпизод. Приехав в эти края, мы решили обзавестись местной сим-картой. Зашли в расположенный на рынке «Беркат» офис «Мегафона» и, протянув паспорта, получили вполне предсказуемый ответ: негражданам РФ симки не продаются. Увидев легкое расстройство на наших лицах, сотрудница салона подсказала: «Да вон, через дорогу, можно купить без паспорта карту любого оператора». Надо ли говорить, что местный номер у нас тут же появился.
Похожая ситуация в Чечне и с алкоголем: достать его сложно, но все же можно. Официально в Чечне действует сухой закон: алкоголь можно приобрести лишь в нескольких магазинах и только в течение двух утренних часов. В остальное же время местные жители покупают вино, коньяк или водку у знакомых продавцов по весьма завышенным ценам. Впрочем, в запасе у продавца, как правило, всего 3-4 бутылки спиртного: это далеко не самый популярный товар в мусульманской стране, живущей во многом по устоявшимся веками традициям.
Что же касается оружия, которого тут по-прежнему огромное количество, раньше на грозненском рынке можно было купить все - «от шоколада до лимонок». Теперь же, как говорят, процесс приобретения чего-нибудь огнестрельного несколько изменился: нужно знать людей, которые порекомендуют тебя продавцу (впрочем, на себе эту схему мы не проверяли). Расценки варьируются: от 100 долларов за простенький старенький автомат до 2000 за пистолет словацкого производства. «Наденьте камуфляж, купите автоматы - и можете ходить так по окрестностям хоть весь день, никто на вас внимания не обратит, подумают, вы из комендатуры», - убеждают нас в одном из поселков, но мы решаем воздержаться от эксперимента, тем более что нам совершенно не нужен автомат. В правдивость изложенного мнения, впрочем, поверить совсем не сложно: здесь очень часто встречается «форма» без всяких опознавательных знаков, позволяющих определить, в каких войсках и в каком звании служит тот или иной человек с оружием. «Форма» - это нередко что-то камуфляжное или черное, без нашивок, погон и прочих ненужных формальностей. Кстати, помимо стационарных блокпостов, на чеченских дорогах нередко появляются посты выездные. Как правило, это две-три машины и до зубов вооруженные люди - часто в такой же форме без опознавательных знаков, - имеющие право останавливать и досматривать транспорт и его пассажиров. Если федералов легко отличить по внешности, то «кадыровцев» со временем начинаешь узнавать почти интуитивно - по, мягко говоря, уверенному поведению и реакции окружающих.
У того, кто не слишком хорошо знаком с чеченской историей и нынешними реалиями, может сложиться впечатление, что Чечня представляет собой некую область неконтролируемого беспредела. Однако это не совсем так: в условиях, когда законы существуют лишь номинально, общество регулируется традиционными адатами - древними чеченскими законами, своеобразным кодексом чести – и родовыми организациями. В Чечне существует сложная система тейпов и тукхумов - родовых организаций, взаимодействующих между собой. Тейп - это община, члены которой происходят от общего предка, а тукхум представляет собой объединение тейпов.
Родственные отношения в Чечне необычайно сильны. Несмотря на две войны, здесь почти нет детских домов: детей, потерявших родителей, воспитывают многочисленные родственники (к слову, при разводе дети, по чеченским законам, должны оставаться с отцом и воспитываться его семьей). То же с домами престарелых: они в Чечне попросту немыслимы, не почитать стариков считается величайшим позором. Старики здесь окружены вниманием, им редко осмеливаются перечить, а когда бабушка или дедушка входят в комнату, все присутствующие встают в знак уважения к ним.
Не менее сильны в Чечне традиции кровной мести. В милицию здесь обращаются крайне редко и только те, кто потерял родственников и лишился поддержки, в основном же роды и тейпы разбираются между собой сами. Не оценивая такую систему общественных отношений в общем и целом, скажу лишь, что в Чечне в эпоху военного безвластия и нынешней нестабильности и коррупции она оказывается наиболее справедливой и действенной. Область работы милиции ограничивается в основном поиском боевиков: воровство здесь почти полностью отсутствует (мои грозненские друзья, например, могут спокойно оставить на улицах города машину незапертой), с остальным чеченцы справляются сами. «У кровной мести нет срока давности, - рассказывают мне в Веденском районе, - многие мстят за убийства, которые были совершены еще во время выселения чеченцев в Казахстан. Если виновного сажают в тюрьму, это не спасет его от кровной мести: он выйдет на свободу, и его убьют. Мстить может только близкий родственник: сын, брат, двоюродный брат. Если мстит друг, например, это не считается кровной местью, это уже убийство, и отомстивший таким образом тоже приобретает кровников. Если же отомстили по всем законам, кровная месть прекращается и не переходит на потомков». «А женщина может отомстить?» - спрашиваю я.
- «Может, в общем-то. Моя прабабка, бабушка прекрасно владели оружием», - говорит один из моих собеседников, явно не понимая, зачем женщине мстить, если это должны делать мужчины. «Если в роду не осталось мужчин, может женщина отомстить?» - уточняю я. «А-а, ну тогда она обязана!» - понимание, наконец-то, достигнуто. Кстати, за убитую женщину ее родственники убивают двух мужчин: жизнь женщины ценится выше. Что же касается отсутствия срока давности у кровной мести - взгляд на далекое прошлое как на современность в принципе характерен для Чечни. То, что для нас история - для них жизнь. Даже предков здесь поименно помнят - мужчины до седьмого колена, а женщины - до восьмого.
В одну из последних поездок в горную Чечню, когда я гостила у интеллигентной семьи, потомков знаменитого абрека Зелимхана Харачойского, мне рассказывали про обряд примирения тейпов. Если кто-то совершил убийство неумышленно, по неосторожности, и семьи не хотят кровной мести, виновный, пока старейшины договариваются о примирении, не следит за собой, не бреется и не стрижется, проводит дни в скорби и раскаянии. В день примирения виновный надевает широкий плащ с капюшоном, скрывающим лицо. Родственники кладут его на носилки, предназначенные обычно для мертвых, и несут к дому погибшего. Там члены потерпевшего тейпа по очереди обнимают его, а самый близкий родственник убитого снимает капюшон, подтверждая тем самым свое прощение. Раньше родственник жертвы должен был также побрить убийцу: если он все же изменил свое решение и не способен простить виновного, он имел право тут же перерезать ему горло. Обряд с бритьем требовал немалой выдержки и мужества. В Чечне говорят, что найти в себе силы и простить преступника не менее достойно, чем отомстить. Сейчас, впрочем, чаще всего ограничиваются снятием капюшона. Кстати, в Чечне создан специальный штаб по примирению кровников, а Рамзан Кадыров призывает враждующие тейпы к мирному решению конфликтов.
Глядя на столь неукоснительное соблюдение древних традиций, я почему-то уверена, что чеченцев не смогут сломить ни войны, ни коррупция и система откатов, ни навязываемый культ личности и атмосфера всеобщего страха: основы чеченского характера остаются неизменными. Так, в самом начале последней поездки мы с Таней садимся в маршрутку до Знаменского и только в середине пути (на улице уже темно) осознаем, что транспорт стал ходить другой дорогой, в объезд Горагорского. От Знаменского приходится добираться на такси, водитель которого соглашается довезти нас за 250 российских рублей (позже выясняется, что ночной тариф на эти 25 километров ощутимо плохой дороги может достигать 600 р.). Таксист угощает нас сигаретами, жвачкой и минералкой. «Остановите у поста», - прошу я, но водитель решает подъехать прямо к нужному нам дому. Однако возле дома стоит группа местных милиционеров, на которых навешан весь ассортимент оружейной лавки. Таксист, утверждая, что «они к нам обязательно прицепятся», объезжает еще несколько кварталов, чтобы подъехать с другой стороны и высадить нас прямо у подъезда. И не соглашается уехать до тех пор, пока кто-нибудь не выйдет нам навстречу. На наши отговорки о том, что разговаривать по роумингу дорого, протягивает свой телефон. Я звоню семье, к которой мы приехали, и понимаю, что гостеприимство и открытость здесь остаются прежними: некоторые вещи в Чечне не меняются - и вряд ли изменятся, несмотря ни на что.