Спектакль Современного художественного театра «Минск, я люблю тебя!» продолжает международную традицию посвящений городам. В кино уже существуют признания в любви Нью- Йорку, Москве, Парижу. А вот в Украине сняли «Киев, я тебя ненавижу!», видимо, пресытившись романтикой и идеализмом. Потому что все прежние сюжеты, как и минские, традиционны: это рассказы о любви. Сделаны они в виде небольших новелл, которые написали и поставили разные сценаристы и режиссеры.
«Минск, я люблю тебя!» состоит из трех историй «Minsk.live» (Сергей Ковальчик и Андрей Курейчик), «Свадьбы не будет» (Венедикт Расстриженков и Диана Балыко) и «Самый чистый город» (Николай Рудковский и Сергей Куликовский).
Если не ждать от театра какого-то особенного художественного message, а настроиться на отдых, спектакль можно считать состоявшимся - в нем много веселых сцен и узнаваемых персонажей. Для СХТ стало хорошим, адекватным замыслу опытом соединение видеоряда с русской и белорусской музыкой, двумя языками и трасянкой.
«Minsk.live» разворачивается в парке на углу улиц Свердлова и Ленинградской с участием скульптуры Жбанова. Бронзовый молодой человек не только привычно просит сигарету, но и наблюдает за развитием романа заезжего москвича (единственного, кто позволяет себе нецензурную речь на сцене) и минской студентки родом из Жлобина. Набор стереотипов о скромных девушках из провинции, для которых Минск и Москва - это магазины и «звезды», и разбитных россиянах, которые у себя дома сутками прогибаются за нефтедоллары, а расслабляются у нас, в душевном Минске, - все это звучит в диалогах, знакомых каждому белорусу. Проблемы тех людей, кто уезжает из любимого города, и тех, кто остается, живет и работает дома, обсуждались не раз и не два - в том числе автором этих строк с автором этого сценария. Подобный опыт имеют и многие музыканты, актеры, художники, фотографы - это, собственно, и есть социальный контекст «Minsk.live». А любовная история заканчивается хорошо: москвича учат уму-разуму, приручают и «принимают в белорусы».
«Свадьбы не будет» - история, где Минск слабо участвует в сюжете, разве что герои не выбирают между Минском и Москвой, а живут на грани «деревня - город». Первая любовь, деревенский милиционер в столице, женихи и невесты. Опять-таки все узнаваемо, мило, забавно.
И только третья новелла поднимается от бытовой темы «Самого чистого города» к ментальной - к чистым мыслям его жителей. И тут появляется милиционер (навязчивый образ, который почему-то преследует всех трех авторов), оказавшийся актером театра, а потом вдруг превратившийся в непонятного героя. Причем мысли его неожиданно обидны для наивных влюбленных. Чуть-чуть реальная жизнь проверяет их романтизм на прочность, чуть-чуть рассеиваются банальный позитив и розовые поцелуи, но тут же все возвращается на круги своя. Весело, динамично, узнаваемо, благодарные зрители аплодируют.
А любим ли мы Минск - кто ж знает? Главное, что улыбаемся. Закончить хотелось бы одной мыслью Андрея Курейчика, вложенной в монолог его героини: «У каждого города есть сердце. Но сердца Минска я не чувствую - потому что оно бьется вместе с моим».
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК