https://www.traditionrolex.com/8
<p>Рубрика <strong>«</strong>Кинопремьера»<strong> </strong><strong>Олега ПАВЛОВА<br /></strong>Военные приклю­чения. <strong></strong>К событи­ям этого фильма мне труд­но подходить с обычны­ми мерками, поглядывая со стороны на творческие до­стижения либо неудачи его создателей. Мы все вырос­ли в атмосфере преклоне­ния перед героями Бреста, эта тема насущна, остра и поныне.</p>

Рубрика «Кинопремьера» Олега ПАВЛОВА

The Brest Fortress, Беларусь - Россия, 2010, 131 мин., PG. Реж. Алек­сандр Котт («Ехали два шофера», «Посторонний»); в рол.: Алексей Копашов (Сашка), Андрей Мерзликин (Кижеватов), Павел Деревян- ко (Фомин), Александр Коршунов (Гаврилов), Евгений Цыганов (По- черников), Анатолий Кот (диверсант), Вероника Никонова (Аня), Яна Есипович (Кижеватова), Александр Сирин (военврач), Михаил Павлик (Вайнштейн), Геннадий Гарбук (Акимов), Кирилл Новицкий

kino

Жанр. Военные приклю­чения.

Восприятие. К событи­ям этого фильма мне труд­но подходить с обычны­ми мерками, поглядывая со стороны на творческие до­стижения либо неудачи его создателей. Мы все вырос­ли в атмосфере преклоне­ния перед героями Бреста, эта тема насущна, остра и поныне. Иногда ее цинично эксплуатируют в угрюмых политических целях, в том числе и для оправдания каких-нибудь кошмаров, но в данном случае я о том, что происходит в сердце, а не о партбилете.

Формат. «Брестская крепость» - это качественное кино советского типа, приближенное ко вкусам почитателей телесериалов. Если именно этого хотели достичь создатели ленты, то они могут собой гордиться. У них действительно широкая и благодарная аудитория - не ровня тем, ко­торая бывает у фильмов, попадающих в лауреаты топ-фестивалей. Начи­ная с того, что мозги зрителей всерьез не напрягаются (хотя бы рассказом непосредственно о Брестской крепости). Авторам картины, несомнен­но, важнее добиться сопереживания, чем рассказать что-нибудь новое. Очень хорошо выбраны типажи. Сразу понимаешь, хороший ли перед то­бой человек. Предателей или струсивших почти нет. Поэтому комиссар Фомин не выдан своими, а фактически просит врагов его расстрелять как еврея и коммуниста. Немцы в «Брестской крепости» сильны, но тупова­ты. Они легко попадают в простенькие ловушки и неважно стреляют. Осо­бенно на фоне положительных героев, которые демонстрируют потряса­ющую меткость даже из револьвера. Немецкие диверсанты, уже одетые в форму НКВД, прибывают в СССР целыми эшелонами. Под немецкие ко­манды они строем уходят, чтобы тайно нанести нашим вред. На только что бурлившей народом приграничной станции это событие интересно лишь пожилому смотрителю, которого враг цинично зарезает. Если все это зрителем принимается как должное, то, учитывая красивую картинку, современную стилистику, динамичность действия и обилие пиротехники, фильм на самом деле способен восхитить. Тем более если в сердце ще­мит от разбросанных по ткани картины кодов-символов.

Символизм/антисталинизм. К примеру, израненный лейтенант Ки­жеватов просит спасти самое главное - знамя части. Слеза накатывает, если считать, что знамя - это не имущество, а нечто более существенное, чем человеческая жизнь. Пожалуй, это единственный момент в фильме, когда вспоминаешь о религии. Даже пребывая между жизнью и смер­тью, герои надеются не на высшие силы, а на то, что Красная Армия дале­ко не отступила и успеет прийти на выручку. Причем надеются не персо­нифицированно. Имя Сталина не употребляется и в отчаянных атаках. Это вам не Никита Михалков, утомивший высокими сферами даже Солнце. При всем этом понимаешь, что бесчисленные жертвы германской агрес­сии на границе - результат кремлевской политики, напоминавшей сабо­таж и приведшей к полной беспомощности. Благодаря данному фильму лишний раз осознаешь, что павшие под «неожиданными» ударами не­мецкой военщины - тоже жертвы сталинщины.

Реалистичность. В Сети изложено множество несоответствий исто­рическому моменту, начиная с шахмат, в которые играют солдаты, яко­бы выпущенных к Олимпиаде-80. Можно удивиться и выбритым лицам бойцов. Но, повторюсь, этот фильм не настраивает на обсуждение дета­лей. Он, скорее, заявление о том, что и ныне есть вещи, которые одина­ково святы на всем пространстве экс-СССР. К такому выводу подталкива­ет и преамбула.

Лубок. Первые 22 минуты фильма рассказывают о прекрасных мирных буднях, наводящих на ассоциации с «Кубанскими казаками». В диалоге уместно мелькает слово «санаторий»: кино, танцы, пиво. Правда, бро­дят слухи, что может начаться война, но органы подчеркнуто корректно с ними борются. Через станцию проходят поезда со свастикой, а комиссар Фомин, напоминая инопланетянина, не может добыть билет на поезд. Но эти и другие нерадостные события пока явно второго плана.

Супербой. Главный герой фильма - Сашка Акимов, талантливо сы­гранный 14-летним московским кадетом А.Колпашовым, - весь фильм совершает подвиги, являясь практически неуязвимым. Он раз за разом плавает в реке, когда другие умирают от жажды, доставляет особый при­каз и находит влюбленную в него Аню. История этого мальчика - «кино в кино», поэтому не удивительно, что он не назван реальным именем, зна­комым нам с детства (Петя Клыпа).

Беларусь. Увы, в фильме нет акцента на место действия. На это наме­кает лишь радист, на «роднай мове» пытающийся сообщить, что крепость все еще ведет бой. Впрочем, непосредственно гарнизон крепости и его се­мьи - это действительно СССР в миниатюре, демонстрация «семьи наро­дов». Хотя, на мой взгляд, если уж фильм заявлен наполовину белорус­ским, с участием двух наших сценаристов (А.Дударева и К.Воробьева), то можно было изыскать возможность напомнить, где происходят события.

Прочая информация. Съемки проводились в июле - октябре 2009 года в Бресте и Пружанах. Музыка Ю.Красавина («Царь»). Сборы в Рос­сии $4,3 млн. Бюджет RUR225 млн. Впечатляет рейтинг сайта «Кинопо­иск» (РФ) - 8,6/8896 голосов. 53-е место в общем списке. Рейтинг IMDb - 8,6/396 голосов.

Смотрите в кинотеатрах Минска с 16 декабря

https://www.traditionrolex.com/8