Рубрика «Кинопремьера» Олега ПАВЛОВА
The Brest Fortress, Беларусь - Россия, 2010, 131 мин., PG. Реж. Александр Котт («Ехали два шофера», «Посторонний»); в рол.: Алексей Копашов (Сашка), Андрей Мерзликин (Кижеватов), Павел Деревян- ко (Фомин), Александр Коршунов (Гаврилов), Евгений Цыганов (По- черников), Анатолий Кот (диверсант), Вероника Никонова (Аня), Яна Есипович (Кижеватова), Александр Сирин (военврач), Михаил Павлик (Вайнштейн), Геннадий Гарбук (Акимов), Кирилл Новицкий
Жанр. Военные приключения.
Восприятие. К событиям этого фильма мне трудно подходить с обычными мерками, поглядывая со стороны на творческие достижения либо неудачи его создателей. Мы все выросли в атмосфере преклонения перед героями Бреста, эта тема насущна, остра и поныне. Иногда ее цинично эксплуатируют в угрюмых политических целях, в том числе и для оправдания каких-нибудь кошмаров, но в данном случае я о том, что происходит в сердце, а не о партбилете.
Формат. «Брестская крепость» - это качественное кино советского типа, приближенное ко вкусам почитателей телесериалов. Если именно этого хотели достичь создатели ленты, то они могут собой гордиться. У них действительно широкая и благодарная аудитория - не ровня тем, которая бывает у фильмов, попадающих в лауреаты топ-фестивалей. Начиная с того, что мозги зрителей всерьез не напрягаются (хотя бы рассказом непосредственно о Брестской крепости). Авторам картины, несомненно, важнее добиться сопереживания, чем рассказать что-нибудь новое. Очень хорошо выбраны типажи. Сразу понимаешь, хороший ли перед тобой человек. Предателей или струсивших почти нет. Поэтому комиссар Фомин не выдан своими, а фактически просит врагов его расстрелять как еврея и коммуниста. Немцы в «Брестской крепости» сильны, но туповаты. Они легко попадают в простенькие ловушки и неважно стреляют. Особенно на фоне положительных героев, которые демонстрируют потрясающую меткость даже из револьвера. Немецкие диверсанты, уже одетые в форму НКВД, прибывают в СССР целыми эшелонами. Под немецкие команды они строем уходят, чтобы тайно нанести нашим вред. На только что бурлившей народом приграничной станции это событие интересно лишь пожилому смотрителю, которого враг цинично зарезает. Если все это зрителем принимается как должное, то, учитывая красивую картинку, современную стилистику, динамичность действия и обилие пиротехники, фильм на самом деле способен восхитить. Тем более если в сердце щемит от разбросанных по ткани картины кодов-символов.
Символизм/антисталинизм. К примеру, израненный лейтенант Кижеватов просит спасти самое главное - знамя части. Слеза накатывает, если считать, что знамя - это не имущество, а нечто более существенное, чем человеческая жизнь. Пожалуй, это единственный момент в фильме, когда вспоминаешь о религии. Даже пребывая между жизнью и смертью, герои надеются не на высшие силы, а на то, что Красная Армия далеко не отступила и успеет прийти на выручку. Причем надеются не персонифицированно. Имя Сталина не употребляется и в отчаянных атаках. Это вам не Никита Михалков, утомивший высокими сферами даже Солнце. При всем этом понимаешь, что бесчисленные жертвы германской агрессии на границе - результат кремлевской политики, напоминавшей саботаж и приведшей к полной беспомощности. Благодаря данному фильму лишний раз осознаешь, что павшие под «неожиданными» ударами немецкой военщины - тоже жертвы сталинщины.
Реалистичность. В Сети изложено множество несоответствий историческому моменту, начиная с шахмат, в которые играют солдаты, якобы выпущенных к Олимпиаде-80. Можно удивиться и выбритым лицам бойцов. Но, повторюсь, этот фильм не настраивает на обсуждение деталей. Он, скорее, заявление о том, что и ныне есть вещи, которые одинаково святы на всем пространстве экс-СССР. К такому выводу подталкивает и преамбула.
Лубок. Первые 22 минуты фильма рассказывают о прекрасных мирных буднях, наводящих на ассоциации с «Кубанскими казаками». В диалоге уместно мелькает слово «санаторий»: кино, танцы, пиво. Правда, бродят слухи, что может начаться война, но органы подчеркнуто корректно с ними борются. Через станцию проходят поезда со свастикой, а комиссар Фомин, напоминая инопланетянина, не может добыть билет на поезд. Но эти и другие нерадостные события пока явно второго плана.
Супербой. Главный герой фильма - Сашка Акимов, талантливо сыгранный 14-летним московским кадетом А.Колпашовым, - весь фильм совершает подвиги, являясь практически неуязвимым. Он раз за разом плавает в реке, когда другие умирают от жажды, доставляет особый приказ и находит влюбленную в него Аню. История этого мальчика - «кино в кино», поэтому не удивительно, что он не назван реальным именем, знакомым нам с детства (Петя Клыпа).
Беларусь. Увы, в фильме нет акцента на место действия. На это намекает лишь радист, на «роднай мове» пытающийся сообщить, что крепость все еще ведет бой. Впрочем, непосредственно гарнизон крепости и его семьи - это действительно СССР в миниатюре, демонстрация «семьи народов». Хотя, на мой взгляд, если уж фильм заявлен наполовину белорусским, с участием двух наших сценаристов (А.Дударева и К.Воробьева), то можно было изыскать возможность напомнить, где происходят события.
Прочая информация. Съемки проводились в июле - октябре 2009 года в Бресте и Пружанах. Музыка Ю.Красавина («Царь»). Сборы в России $4,3 млн. Бюджет RUR225 млн. Впечатляет рейтинг сайта «Кинопоиск» (РФ) - 8,6/8896 голосов. 53-е место в общем списке. Рейтинг IMDb - 8,6/396 голосов.
Смотрите в кинотеатрах Минска с 16 декабря