Юрга и Ричардас Анусаускасы - литовские музыканты, родители двух сыновей и талантливой молодой певицы Эвелины, которая уже несколько лет подряд выступает на международном музыкальном фестивале «Славянский базар» в Витебске». А несколько лет назад музыку в их сердце потеснило другое великое увлечение - фотография. В ноябре они представили в Минске свою выставку «Далекое - близкое» и одноименный фотоальбом, в котором собраны снимки из их путешествий по 140 странам Азии, Африки и Америки. Помимо уникальных фотографий, фотоальбом включает истории - истории, которые способны изменить наше представление о мире, в котором мы живем. Эти истории, привезенные из дальних стран, уже изменили жизнь и стиль мышления европейцев Анусаускасов, и они непременно изменят вас, если вы впустите их в свое сердце.
Ричардас: Мы, как и все, колесили по миру и фотографировали, фотографировали, фотографировали... себя. Себя на фоне достопримечательностей. Однажды к нам в гости пришел один художник, иностранец, который знал о том, что мы путешественники. Попросил: покажите свои снимки, вы ведь так много повидали! Я вытащил фотографии - и сам изумился. То моя физиономия, то лицо Юрги или, в лучшем случае, кого-то из детей. Наш гость сказал: мне не нужны семейные портреты - покажите мне страны, в которых вы бывали! Тогда я понял, что мне и показать- то нечего. Знаете, есть анекдот про то, когда заканчивается социализм и начинается капитализм. Оказывается - тогда, когда ты прекращаешь есть красный борщ и начинаешь пить красное вино! В нашей жизни точно зафиксирован момент, когда мы начали заниматься фотографией: это произошло, когда перестали запечатлевать на память свои физиономии и оглянулись по сторонам.
Юрга: Расскажи историю про девочку.
Ричардас: На нашей первой выставке к этой фотографии подошел седой человек и спросил: «Ваша работа?» Я ответил: «Да, моя». И он сказал: «Ну так приходите к нам, я принимаю вас в Союз фотохудожников». Оказалось, это был председатель Союза фотохудожников Литвы, известный фотограф Антанас Суткус.
Юрга: Эта фотография изменила всю нашу жизнь.
Ричардас: А история такая. В 2005 году мы попали в Кению, в город Момбаса. Этот город, построенный в XVI веке путешественником Васко да Гамой, очень хорошо сохранился. Путешественники со всего мира едут туда, чтобы увидеть уникальные работы ремесленников - столяров и кузнецов. И мы, как все туристы, шли по городу и фотографировали все эти двери и балконы, и даже если видели детей, то нисколько не умилялись. Честно говоря, они скорее действовали нам на нервы: они постоянно клянчат деньги, и если соберешься что-то сфотографировать, а они заметят - непременно туда залезут и ни за что не слезают, пока не получат доллар. И тут гляжу - сидит маленькая красивая девочка у массивной украшенной двери, получается очень живописная картинка. Я, конечно, очень быстро щелкнул фотоаппаратом, чтобы она не успела закрыть лицо. А потом, когда посмотрел вокруг, сразу понял, как назову снимок: «ангел города Момбаса», это очевидно. Тут уж ни убавить ни прибавить. Когда видишь, что получился красивый кадр, начинаешь интересоваться жизнью человека, чью душу у тебя получилось раскрыть в кадре. Чувствуешь, что информация об этом человеке тебе просто необходима. И мы узнали, что девочка - сиротка, уже два года живет абсолютно одна в этом доме. Огромном, красивом, богатом доме в самом центре старого города. Восемьсот квадратных метров - не дом, а настоящий дворец! Захожу в дом - а он абсолютно пустой. Прохожие заботятся об этой девочке. Кто-то отрезал метр старого корабельного паруса и пошил девочке платье. Кто-то причесал, кто-то умыл, кто-то покормил. Но приходит ночь, и такие дети остаются совершенно одни в этом большом городе. Половина его жителей больна СПИДом в четвертой стадии, и нищих, одиноких детей-сирот там столько, что ни мир, ни власти ничего не могут поделать. Вернее, мир закрыл на это глаза, ничего не видит и не знает об этом, а власти не имеют никаких возможностей помочь этим сиротам.
И после того как узнаешь такое, что-то происходит в твоей голове, и ты начинаешь видеть не двери, украшенные ажурной ковкой, а детей у каждой такой двери. Детей и их драматические судьбы. Три года спустя мы снова поехали в Кению, чтобы найти нашего ангела, удочерить и увезти с собой. Чистой воды авантюра: ехать в далекую африканскую страну, чтобы найти в двухмиллионном городе ребенка, о котором мы не знали ничего, даже имени! Нам удалось ее разыскать. У истории счастливый финал: она не погибла и не умерла от голода - ее уже удочерила одна арабская семья.
Юрга: Очень трудно отобрать материал для выставки, еще труднее решить, какому снимку суждено войти в книгу. Ведь из каждого путешествия мы привозим огромное количество фотографий - иногда до 20 тысяч! В нашем фотоальбоме 300 уникальных фотографий. Отбирая их, мы спрашивали себя: почему именно эта фотография? У нас есть два основных критерия: во-первых, качество снимка, а во-вторых, история, которая за ним стоит. Мы рассказываем истории, чтобы люди - особенно наша молодежь! - понимали, что кофе и бананы растут не в супермаркетах.
Ричардас: Редкие животные исчезают прямо на глазах. Мы были в национальном парке во Вьетнаме. На входе в парк на табличке подробно перечислены звери, которых здесь можно увидеть в живой природе. Спрашиваем у гида: где это все? Где это изобилие зверья? А-а, уклончиво отвечает тот, наверное, сейчас не сезон - зима, звери попрятались. Но это неправда! Приходим в деревню, а там стоят банки - трехлитровые, десятилитровые - с кусками порубленного мяса на продажу: медведи, белые тигры, которых во всем мире осталось не больше шестидесяти, королевские кобры. Были в одном крокодиловом парке - от крокодилов осталось только название, а самих крокодилов уже истребили.
Юрга: В нашей книге есть множество интересных историй о том, как обстоятельства влияют на человека. Вот снимок - уличный скрипач в Мексике. Лицо человека в глубокой тени, на месте лица под сомбреро - черный провал, и это неслучайно: у человека нет лица, главное в его облике и в его жизни - это его инструмент. Когда отец умирает, он как самую ценную реликвию передает старшему сыну свой инструмент, свою одежду, свой репертуар и чаще всего даже место на улице, где он всю жизнь работал. Вот девочка получила от матери кувшин, и с этого момента она целый день носит на голове этот тяжелый кувшин с водой, чтобы продать кому-нибудь стакан воды.
Ричардас: Каждая мать мечтает подарить своей дочери профессию, чтобы обеспечить ее будущее. В Тунисе, в пустыне Сахара, одна из самых хороших профессий - продавец воды. Когда девочке дарят этот тяжелый 5-килограммовый кувшин, который вместе с водой весит килограммов 10, это означает, что она всю свою жизнь будет носить и продавать воду. А то, что через три года у нее совершенно исчезнет шея, а через десять лет непоправимо деформируется позвоночник - это уже никого не волнует. Ребенок, которому в Мексике отец подарил скрипку, станет музыкантом, а в Афганистане отец дарит ребенку ружье. Кем станет этот мальчик, когда вырастет? Один подарок определяет всю жизнь человека!
Юрга: Иногда очень трудно понять и принять ход мыслей людей, которые живут в совершенно других условиях, чем мы, европейцы. Однажды в Африке мы ехали на своем джипе и увидели детей - троих мальчишек из ближайшей деревни. Мы остановились, чтобы спросить дорогу.
Ричардас: А Юрга, сидя в машине, любит смотреть назад - и вдруг она видит, что на дорогу вышел лев! Я говорю детям: быстро прыгайте в машину! Они качают головами: нет, не нужно. Мы: но ведь там лев, он вас съест! Они помолчали, помялись и говорят: да нет, всех не съест, съест только одного. У этих мальчиков на снимке такие серьезные, совершенно не детские лица. Отношение к человеческой жизни в этих странах совсем не такое, к которому мы привыкли.
Юрга: Продолжение темы. Вьетнам, гавань Гаонга, бухта Спящий Дракон, деревня на воде. Дома, школа, больница, церковь - все на воде. На воде проходит вся жизнь людей. Однажды мы наблюдали за поведением одной семьи из этой деревни. Родители собираются на ночь ставить сети, а маленький ребенок - года полтора, не больше - ползает без присмотра, едва не падая в воду. Мы не могли на это смотреть, подозвали переводчика, говорим: что же они делают, ведь ребенок утонет - пусть хоть за ногу его привяжут! А родители совершенно спокойно отвечают: «Будда желал подарить нам этого ребенка - он сделал это. Если захочет забрать - значит, так надо». Для нас такое отношение - совершенная дикость. Для них - норма.
Ричардас: Во Вьетнаме есть абсолютно неоткрытые места, пять тысяч островов, на многие из которых никогда не ступала нога человека. Во время войны многие вьетнамцы находили прибежище на островах, попасть на которые можно только два месяца в год - в остальное время уровень воды повышается, и даже подплыть к ним на лодке бывает невозможно. Мы были на одном таком острове и видели жителей деревни - дедушек и бабушек, которым по 100-104 года, - с ушами, как у масаев. Нигде, ни в одной книге, ни в одном источнике мы не встречали упоминания о том, что есть вьетнамцы с ушами масаев!
Мы видели вьетнамские рисовые плантации, на которые во время войны американцы сбрасывали химические бомбы. Они преследовали определенную цель - уничтожить партизан. Но спустя десятилетия проявились последствия, о которых в те годы никто не задумывался: рождаются дети с генетическими мутациями - без рук, без ног. Химическое оружие ударило по генетическому коду человека! Возникает законный вопрос: а что же в таком случае произошло с природой? Что происходит с рисом, который на этом месте продолжают выращивать вьетнамцы, потом продают его Китаю, а Китай экспортирует по всему миру?!
Юрга: Подготовка к каждому путешествию - огромный труд. Вначале я шарю по Интернету, собирая сведения о стране и местах, которые меня интересуют. Потом мы связываемся с туристической компанией и вместе составляем маршрут. Мы сразу говорим, что хотим увидеть в стране. Национальные парки, какое-нибудь дикое племя. И - это одно из главных наших условий! - никаких городов. Кроме тех, которые необходимы, чтобы состыковать перелеты, переезды по стране. Города включаются в маршрут только в случае, если там мы можем стать свидетелями уникального культурного явления, которое непременно надо увидеть в стране, - например, королевский театр на воде во Вьетнаме. В Аргентине, куда мы планируем отправиться сразу после Нового года, мы обязательно пойдем на танго! Но в основном нас интересуют не туристические достопримечательности, а то, что исчезает. На горе Килиманджаро когда-то лежал снег.
Когда мы фотографировали эту гору, снег еще лежал, хоть его оставалось немного. А сейчас его нет вообще!.. Особые требования мы предъявляем к нашим гидам. Всегда оговариваем: нам нужен местный житель, хорошо знающий нужный нам маршрут, но не обычный гид. Конечно, они наизусть знают трассу, по которой в этой стране обычно путешествуют иностранцы, но как раз эта трасса нас абсолютно не интересует! Наши проводники - это всегда профессиональные биологи, экологи или историки. Я часто повторяю: когда мы разбогатеем, поставим памятник нашим гидам, которые уже столько раз спасали нам жизнь! Мы же непослушные туристы - ведь для того, чтобы сделать уникальные кадры, иногда приходится рисковать собой.
Записала Людмила ДРИК