https://www.traditionrolex.com/8
Лет десять назад наши туристы робко мечтали о береге турецком и египетском пляже, через некоторое время, осмелев и освоившись, начали поглядывать в сторону горнолыжных курортов, а потом и вовсе стали паковать чемоданы в Новую Зеландию или Зимбабве. Все испробовав и пресытившись «обычной» экзотикой, туристы ищут ощущений экстремальных – например, осваивают вершины Анд, Гималаев или Атласских гор, «принося» туда с собой инфраструктуру и сервис премиум-класса. Во всяком случае, так гласит расхожий стереотип. Действительно ли высокогорные походы и покорения вершин превращаются в модное туристическое направление для небедных путешественников? Правда ли, что даже на вершинах Гималаев вам обеспечат привычный комфорт и при желании принесут кофе в постель? Известный альпинист, руководитель проекта «Семь вершин» Сергей Варивода рассказывает об особенностях экстремального отдыха и развенчивает связанные с ним стереотипы.

Лет десять назад наши туристы робко мечтали о береге турецком и египетском пляже, через некоторое время, осмелев и освоившись, начали поглядывать в сторону горнолыжных курортов, а потом и вовсе стали паковать чемоданы в Новую Зеландию или Зимбабве. Все испробовав и пресытившись «обычной» экзотикой, туристы ищут ощущений экстремальных – например, осваивают вершины Анд, Гималаев или Атласских гор, «принося» туда с собой инфраструктуру и сервис премиум-класса. Во всяком случае, так гласит расхожий стереотип. Действительно ли высокогорные походы и покорения вершин превращаются в модное туристическое направление для небедных путешественников? Правда ли, что даже на вершинах Гималаев вам обеспечат привычный комфорт и при желании принесут кофе в постель? Известный альпинист, руководитель проекта «Семь вершин» Сергей Варивода рассказывает об особенностях экстремального отдыха и развенчивает связанные с ним стереотипы.

«В советское время сформировался стереотип, что  альпинисты – это некие небожители, узкая каста людей, которым доступны Горы. Я помню, сколько было критики, в том числе на страницах СМИ, когда мы публично начали рассказывать о своих проектах. Чего только мы не наслышались! Говорили, что мы платим большие деньги людям, которые чуть ли не на руках тянут нас к вершине и носят чай-кофе в постель. Хотелось бы пояснить ситуацию с носильщиками-портерами* и «кофе в постель». Дело в том, что в любой мало-мальски серьезной экспедиции альпинисты не несут снаряжение, продовольствие, да и личные вещи. Это слишком большая роскошь – тратить силы на то, чтобы волочь баулы. Да и невозможно это – вы же не на пикник идете, а килограмм 50 – 100 как переносить прикажете? И чем более амбициозные цели ставит экспедиция, тем больше в ее составе обслуживающего персонала, который в том числе приготовит и принесет вам чашку чая или кофе. Есть, конечно, и адаптированные к потребностям обычного городского человека треккинговые** маршруты, когда не надо думать о том, чтобы поставить палатку на леднике, растопить снег и приготовить чай или суп – все делает подготовленный персонал. Это бизнес, и на нем зарабатывают неплохие деньги. Но надо понимать, что за вас могут нести ваши вещи, вам могут приготовить еду, облегчить путь к вершине и даже создать определенные комфортные условия, но никто не будет за вас переставлять ноги и преодолевать технически сложные участки маршрута. И уж точно никто не сможет снять с вас тяготы преодоления маршрута в разреженном воздухе. Ведь подъем на высоту 5370 м – на такой высоте завершается один из популярнейших треккинговых маршрутов в Базовый лагерь Эвереста – сопряжен с нешуточными опасностями для здоровья. При ночевках на высотах более 3000-3500 м, у людей, за редким исключением, проявляются первые признаки горной болезни, особенно это касается новичков.  Никакой гид и никакая туристическая компания не понесет вас к вершине. Более того, существует обратный интерес: клиент за все заплатил и чем быстрее повернет назад, тем лучше для гида и его команды. К сожалению, в большинстве случаев, никто не будет и снимать вас с горных вершин. В горах, особенно на больших высотах, эвакуация пострадавшего является нелегкой задачей, иногда невыполнимой в непогоду или на сложном горном рельефе.

Еще один стереотип гласит, что участники треккингов и восхождений – пресыщенные классическим отдыхом бизнесмены, отправляющие жен и детей в пятизвездочные отели на побережье, а сами штурмующие горы. Доля правды в этом есть: было время, когда мы впервые увидели заграницу, поехали на заграничные морские курорты, потом открыли для себя горные лыжи. Теперь же людей, которые уже приобщились к миру ленивого отдыха, заинтересовали экстремальные виды путешествий. Мне, как руководителю, который живет в состоянии постоянного напряжения, сложно отдыхать на берегу моря, когда ты всецело привязан к мобильному телефону, когда ты продолжаешь думать о работе. От общения с людьми я могу отдыхать только в общении с природой, мне нужен отдых, который сопряжен с выбросом адреналина, с большими физическими нагрузками. В те минуты, когда человек сосредоточен просто на выживании, он не станет думать ни о бизнесе, ни о проблемах спроса или девальвации.

В то же время более половины участников наших экспедиций – это семейные пары.

И, как правило, почти половина состава экспедиций – женщины. Женщинам в не меньшей степени свойственно чувство прекрасного, – а горы потрясающе красивы – и желание познавать мир.

В наши экспедиции отправляются люди совершенно разного достатка: это и госслужащие, и учителя, и врачи, и бизнесмены, и рабочие. Стереотип о том, что треккинги и восхождения стоят запредельно дорого – заблуждение. Треккинг в Гималаях, например, будет стоить полторы тысячи долларов, включая перелет, являющийся основной статьей расходов. Самые дорогие поездки сопоставимы со стоимостью двухнедельного пребывания в турецком отеле 5*. Горы более доступны, чем кажется! Это вопрос только вашего выбора – либо пятизвездочный отель в Турции, либо двухнедельный треккинг в Гималаях.

Мы не ограничиваемся спортивной составляющей и стараемся разнообразить экспедиции.

Наши поездки включают, как правило, три основных пункта: спортивную программу, связанную с треккингом или треккингом и восхождением, культурную программу – ведь мы едва ли сможем позволить себе еще раз вернуться в этот регион, поэтому очень хочется познакомиться с культурой и достопримечательностями страны, и пару дней отдыха, иногда и на морском берегу.  Вообще это здорово – познавать мир, в котором ты живешь. Его невозможно познать, лежа на диване или на турецком пляже. Мир более многогранен, разнообразен, и путешествия требуют определенной нагрузки и отказа от какой-то доли привычного комфорта. Мы прошли, например, чудесный треккинг к Мачу Пикчу – последнему городу великой империи инков, шли тем же путем, которым шла отступающая под напором испанских конкистадоров армия инков.  Это ощущение того, что ты трогал историю руками, ты видел ее живьем. Каждый делает свой выбор, но я считаю, что человек должен оторваться от пляжного отдыха и расширить диапазоны доступного.

С бытующим сейчас мнением, что треккинг и восхождения становятся модным туристическим направлением, тоже можно поспорить. Во-первых, я опасаюсь слова «мода», предполагающего, что в горы массово потянется обыватель, к этому не готовый. Это такая же крайность, как и характерное для советских времен представление об альпинизме, как спорте, доступном лишь избранным. Нельзя беспечно относиться к горам, здесь очень велика цена ошибки, к тому же такие походы – серьезное испытание, к которому нужно быть готовым и физически, и психологически. Во-вторых, в Беларуси этот рынок не сформирован, да и по сути он не очень цивилизованный. Российские компании способны предложить такой продукт, но он будет типовым и массовым, недостаточно любопытным для искушенного путешественника. Нас же влекут новые места, где нет готового турпродукта, мы создаем маршрут каждый раз сами, начиная работу над новой экспедицией на следующий день после возвращения из предыдущей. Это экстремальный туризм не только в смысле спортивных и технических сложностей маршрута, это туризм в некие удаленные уголки планеты, возможность увидеть первозданный мир».

  

* Портеры – местные жители, подрабатывающие переноской грузов.

** Треккинг – пешие путешествия по горным тропам, не предполагающие преодоление сложных препятствий и не требующие специального снаряжения.

https://www.traditionrolex.com/8