В международном конкурсе «Самые удивительные фотографии National Geographic» в этом году победил наш соотечественник - редактор мозырской газеты и путешественник Олег Грицкевич. Его фото, привезенное из Индии, заняло первое место, обойдя 2200 снимков.
- Олег, как была сделана фотография, победившая на конкурсе? Почему вы отправили именно ее?
- Поскольку конкурс назывался «самые удивительные фотографии», я осознал, что фото должно быть неоднозначным - таким, чтобы после его просмотра у зрителя возникали вопросы, чтобы картинка удивляла.
На снимке запечатлен разлив реки Ганг в городе Варанаси и почти полностью затопленный индуистский храм. По меньшей мере каждые два года я возвращаюсь в Индию, путешествуя по различным штатам этой страны, но во всех поездках непременно посещаю Варанаси - даже если мне приходится делать круг. Это древнейший в мире город, сохранившийся практически неизменным с момента основания. Конечно, меня привлекает не сам этот факт, а удивительная атмосфера этого места. Попадая сюда, как будто совершаешь путешествие на машине времени или попадаешь на другую планету: вместо электричества здесь часто горят факелы, по узким улочкам-лабиринтам бок о бок с паломниками и жителями бродят священные для индусов коровы, смрад смешивается с ароматом благовоний, откуда- то доносится музыка. Индусы уверены, что река Ганг спускается к нам с небес, беря начало в Млечном пути, и уходит в вечность. Каждый из них мечтает умереть в священном Варанаси и быть кремированным на берегу Ганга. Когда я приехал в Варанаси в первый раз, я увидел в Ганге останки людей: те, у кого есть деньги на дрова, кремируют своих родственников до конца, если же денег не хватает - покойника слегка «подкоптят» и просто бросают в воду. Поначалу это шокирует, хочется поскорее укрыться от происходящего, но постепенно ты привыкаешь и начинаешь совсем иначе чувствовать город. Там удивительная архитектура, множество древних храмов, которым 3-4 тысячи лет, кроме того, Варанаси - столица йоги и оплот культуры с огромным количеством музыкальных школ, центров искусств. Этот город привлекал многих людей. Марк Твен, побывавший там, сказал, что Варанаси древнее истории, традиций, легенд и наших представлений о древности. А легендарный Джорж Xaррисон, однажды побывав тут, завещал прах свой после смерти развеять над водами Ганга. Кстати, он был развеян в нескольких метрах от храма, который изображен на моей фотографии. Здесь теряется ощущение материального. У берегов Ганга могут играть дети, рядом будет лежать покойник, а сотни паломников будут омываться в водах этой священной, но очень грязной реки. И все очень гармонично и естественно.
Фотография «Переполнение священных вод» была названа лучшей
на международном конкурсе «Самыеудивительные фотографии National Geographic»
- Вы окунались в нее?
Поначалу это кажется просто невозможным. Но потом, когда каждое утро видишь, как жители города заходят в реку, чистят зубы, омываются, здороваются с Солнцем - эта процедура называется Сурья Нама- скар, - возникает ощущение, что ничего страшного в этом нет. Первый раз я зашел по щиколотку, во вторую поездку омыл лицо. А в третий раз - в тот вечер, когда я сделал фотографию, победившую на конкурсе, - я вышел на улицу с непреодолимым желанием искупаться. Так и поступил, подплыв к верхушке храма, изображенного на снимке. Индусы очень удивлялись такому зрелищу, фотографировали меня на телефон. Кстати, вода Ганга мутная, желтого цвета, кажется густой и напоминает кисель. Но ни разу после омовений со мной не произошло ничего плохого, я ничем не заболел.
- Вы профессионально занимаетесь фотографией?
- На мой взгляд, разница между профессиональным и непрофессиональным фотографом заключается в том, что профессионал получает за это деньги. То есть фотограф, снимающий свадьбы и зарабатывающий пару сотен долларов в месяц таким образом, - профессионал. А фотограф, который носит с собой 12 кг фотоаппаратуры в горы и не получает за это денег, - это любитель, это просто его хобби. Как только снимки такого любителя будут востребованы, он, наверное, сможет называть себя профессионалом. Другой вопрос - отношение к тому, что делаешь, насколько серьезно к этому относишься.
- Как вы начинали путешествовать и фотографировать?
- С 2003 года я постоянно выбираюсь в страны Юго-Восточной Азии. В советские времена в составе групп различных турклубов ездил на Кавказ, Урал, Дальний Восток, в Карпаты, Крым - словом, во все места, куда можно было попасть до того момента, когда открылся, наконец, железный занавес.
- Как вы выбираете маршрут?
- Больше всего меня привлекает Китай и регион Юго-Восточной Азии. Первым делом я нахожу в путеводителях в интернете популярные туристические места, такие как Тадж-Махал или пирамиды в Египте, чтобы. ни в коем случае туда не ехать и всячески их избегать (исключением для меня пока являются Анкгор Ват в Камбодже и Шве Да Гон в Мьянме). Я несколько раз бывал в Каире и проезжал мимо пирамид на машине. Пирамиды Гизы были видны в окно. Но я специально не подъезжал к ним: думаю, впечатления об этих достопримечательностях, полученные из качественных снимков, гораздо более цельные. А приехав в место паломничества туристов, можно очень быстро разочароваться, столкнувшись с толпами шумящих людей, платным входом, очередями, торговцами сувениров и попрошайками: рассмотреть за этим всем сам объект бывает иногда проблематично. 7 лет назад я попал в монастырь святой Екатерины возле Шарм-эль- Шейха, проведя 3 часа у входа, чтобы попасть внутрь на 15 минут. Это совершенно не те ощущения, которых ожидаешь.
После того как я составляю список мест, в которые ни за что не поеду, я захожу в Google Earth и ищу фотографии, привязанные к GPS-данным. Если фотографий какого-то места много, оно не очень мне интересно. Если же снимков какого-то уголка нет или их мало и они плохого качества - я обязательно туда еду. Еще ни разу я не разочаровывался в выбранном маршруте: отели везде одинаковые - мне же интересно посмотреть страну до того, как ее меняют турбиз- нес и глобализация. Правда, когда я прилетаю в город, с которого начинается путешествие, я первым делом забываю все, что планировал: образно говоря, дорога сама меня ведет. Кто-нибудь из местных обязательно рассказывает мне о намечающемся событии или празднике, и я меняю свои планы и еду туда.
Иногда осуществить намеченный маршрут довольно сложно. В Мьянме, например, фактически нет дорог, и между различными городами, как маршрутки, летают самолеты: утром из Янгона вылетает самолет, через каждые 40-50 минут делает посадку в другом городе и вечером возвращается в Янгон. По кругу. Поэтому последовательный маршрут составить почти невозможно: забравшись в какое-нибудь селение в горах, приходится той же дорогой возвращаться.
- Египет - это практически синоним массового туризма. Тем не менее, вы путешествовали и по этой стране.
- В Египте нужно погружаться с аквалангом и можно путешествовать вдоль Нила и между оазисами. Я часто поступаю следующим образом: прилетаю в Xургaду и селюсь в самом дешевом отеле 2*, очень колоритном, с пыльными пластиковыми цветами - такими, как у нас на кладбищах стоят. Но поскольку я провожу здесь одну ночь, и сплю я, как правило, хорошо, мне совершенно все равно, где ночевать. Потом можно отправиться нырять с каким-нибудь дайв-клубом или взять машину напрокат - это стоит от 15 до 24 долларов в сутки, а литр бензина процентов на 15 дешевле литра воды - и отправиться в сторону Луксора. Оттуда поехать в направлении Асуана, посетив по пути несколько интересных городов и деревень - таких как, например, город Кена, где меня впечатлил храм Гора: он сохранился лучше всех луксорских и кар- накских храмов, там почти нет туристов и ощущается непередаваемая атмосфера. После, если позволяет время, можно поехать вдоль Нила в Каир, либо, что еще интереснее, отправиться туда через оазисы западнее Нила, которые находятся на расстоянии 200-300 км друг от друга. В Египте идеальные дороги, а в каждом оазисе есть гестхаузы. Полно их и в Каире - хороший номер в этом городе обошелся мне в 8 долларов в сутки.
- Как вы общаетесь с местными жителями? Ведь большинство из них наверняка не владеет английским.
- Английский язык во многих странах Юго-Восточной Азии, за исключением Вьетнама и Китая, знают лучше, чем в Беларуси, тем более что многие из этих государств были когда-то британскими колониями.
В более глухих районах приходится изъясняться жестами. В сущности, потребности путешественника сводятся к нескольким понятиям: попить воды, поесть, поспать и, зная название населенного пункта, спросить дорогу - это все несложно выразить жестами. А вот в Китае, помимо того что местные не знают английского, и разговорник носить с собой бесполезно: вы все равно не сможете это правильно произнести. Правда, можно указать на нужный иероглиф, но если дело происходит в харчевне, лучше идти на кухню, поднимать крышки котлов и указывать пальцем на то, что вы хотите получить на обед.
- Вам приходилось попадать в опасные ситуации во время путешествий?
- Со мной ни разу не случалось ничего плохого, хотя напряженные ситуации иногда возникали. Например, на трассе вдоль Нила через каждые 50 метров стоят блокпосты и вооруженные люди проверяют документы. Напряженная ситуация была в индийском штате Керала, в городе Каннур. Я поехал туда, чтобы увидеть древний ритуал: во время свадьбы, освящения дома, религиозных праздников шаман посредством музыки и какого-то растения входит в транс, перевоплощаясь в бога Шиву, исполняет ритуальный танец, говорит о прошлом и предсказывает будущее. И вот я неделю жил у моря, отдыхал после сложного путешествия и ждал возможности снять этот ритуал. Но под Каннуром, где почти не бывает туристов, живет много мусульман, для которых пляж - исключительно место ловли рыбы: они никогда не видели, чтобы кто-то приходил туда загорать, и когда я улегся на солнышке, им это очень не понравилось. В 1996 году в индийском штате Кашмир, что граничит с Пакистаном, мы с другом были ограничены в передвижении вооруженными людьми, трое суток сидели в сарае, а в Тибете ночью в одном ущелье попали под обстрел - через перевал, с которого мы спустились, люди не ходят, и местный охотник-скотовод просто испугался. К счастью, во всех случаях все разрешилось благополучно.
- Вы объездили почти всю Юго-Восточную Азию. У вас есть какая-то любимая страна в этом регионе?
- Пожалуй, Индия. Еще мне очень нравится регион Тибетского нагорья, которое входит в состав Индии, Китая, Бутана и Непала. Вообще, я прихожу к выводу, что больше всего мне запомнились места, расположенные на высоте более 3500 метров, города, изолированные от цивилизации. Неподготовленный человек не может попасть туда без вреда для здоровья, а потому там никогда не будет массового туризма. В Камбодже неподалеку от Ангкор Ват сохранились другие храмы, которые до сих пор находятся в джунглях. В этих местах появляется очень благостное ощущение - подобные чувства возникают в буддистских храмах Тибета. Такой же прилив сил и гармонию я ощущаю в наших монастырях, где иногда провожу неделю послушником. В Беларуси место с такой энергетикой - пожалуй, Жировичский монастырь.
- Насколько часто вы путешествуете?
- Как правило, каждый год хотя бы на месяц еду в Юго-Восточную Азию. В любое время года, как позволяют обстоятельства - хоть в сезон дождей. Еще месяц-два провожу в Карпатах, Хибинах, Приэльбрусье или Грузии. В прошлом году я попал в Кахетии на ртвели - праздник сбора винограда. А в этом году все лето путешествовал по Беларуси, сплавляясь по рекам на байдарке.
- У вас никогда не возникало желания надолго уехать в Юго-Восточную Азию, пожить там какое-то время? Ведь вы очень любите этот регион.
- Махатма Ганди написал одну повесть о любивших друг друга всю жизнь юноше и девушке, живших на противоположных берегах реки. Они встречались только на середине водного потока, приплывая на лодках. Ганди писал, что это способ сохранить любовь. Я очень ценю свежий взгляд, когда приезжаешь в страну - и все вокруг тебя удивляет. Беларусь, например, я попросту не могу фотографировать: слишком привык ко всему. Если надолго обосноваться в Азии, пропадет ощущение новизны, поэтому я предпочитаю приезжать туда на несколько месяцев.
- Вы планируете в дальнейшем сотрудничать с National Geographic?
- Победа в конкурсе не означает подписание контракта о сотрудничестве, но теперь у меня появился стимул поделиться своими фотографиями не только с друзьями, но и с более широкой аудиторией. Пожалуй, я буду снимать более осознанно, искать какие-то сюжеты и концепции для съемки. У меня есть глобальная идея, которую я думаю осуществить именно для National Geographic. Я поеду в Вашингтон в марте - призом победителю является поездка в главный офис National Geographic Society.