https://www.traditionrolex.com/8
<p>Большая часть турфирм связана с въездным и внутренним туриз­мом принудительно - за год они должны выполнить план и привезти в страну определенное количество туристов. Заниматься при­емом в Беларуси хлопотно и зачастую менее прибыльно, чем отправлять белорусов на пляжный отдых. О том, что значит для турфирмы ставка на развитие въезд­ного туризма, рассказывает Лариса Хмельницкая, ди­ректор компании «Трэвел».</p>

Большая часть турфирм связана с въездным и внутренним туриз­мом принудительно - за год они должны выполнить план и привезти в страну определенное количество туристов. Заниматься при­емом в Беларуси хлопотно и зачастую менее прибыльно, чем отправлять белорусов на пляжный отдых. О том, что значит для турфирмы ставка на развитие въезд­ного туризма, рассказывает Лариса Хмельницкая, ди­ректор компании «Трэвел».

hmilnickaya

-    Лариса Евгеньевна, как ваша компания начинала работать по приему?

-    После создания компании в 1993 году вопрос развития внутреннего ту­ризма стоял по приоритету сразу по­сле основного зарабатывания денег -    шоп-туров в Польшу и другие стра­ны, которыми тогда занимались все турфирмы без исключения. Так как я закончила географический факуль­тет БГУ и занималась экскурсоведе- нием, внутренний туризм находился в сфере моих интеллектуальных инте­ресов. Я еще успела застать то время расцвета туризма, когда главным по­казателем умения работать были га­рантированный блок мест в гостини­це и хорошие связи с транспортным предприятием. Это время пика славы белорусского внутреннего туризма - на заработанные с его помощью день­ги как раз строилась гостиница «Ор­бита». В 80-х годах прошлого столетия в Беларуси была сформирована очень сильная школа приема туристов: гра­мотные и профессиональные экс­курсоводы, руководители групп. Бе­ларусь входила в комбинированные туры с Прибалтикой, так что первым маршрутом, где я училась как руко­водитель группы и экскурсовод, стал маршрут Минск - Рига. На тот момент в стране было небольшое количество специалистов, которые формирова­ли маршруты, и большое - внештат­ных экскурсоводов. Я бы сказала, что люди, которые вплотную занимались вопросами въездного и внутренне­го туризма в 80-е годы, не оставили их до сих пор - они стали директора­ми, ведущими менеджерами, и прием в Беларуси - по-прежнему их конек. С развалом государственной системы управления в 90-е годы развалился и штат экскурсоводов. Чаще всего они стали руководителями групп. Вста­ла проблема, как найти человека, ко­торый мог бы вести экскурсии по Бе­ларуси за небольшие деньги. Я стала собирать энтузиастов туристическо­го дела, привлекала педагогов. И на тот момент, когда в Беларуси от тур­операторов требовали три лицензии -    на выездной, въездной и внутрен­ний туризм, - наша компания была од­ной из немногих, кто получил их все. В итоге сейчас мы идем своим путем, не вытесняя и не мешая другим турфир­мам, которые занимаются приемом в стране.

-   И в чем заключается этот путь?

-    На белорусском рынке уже про­изошло четкое разделение по спе­циализации работающих на прием турфирм. Многие фирмы, почувство­вав, что Беларусь может быть инте­ресна иностранным туристам, стали сотрудничать с санаториями, кто-то занялся охотничьим туризмом. Мы заняли нишу традиционного туриз­ма: познавательные экскурсии, клас­сические маршруты по стране, в наши группы регулярно собирает­ся большое число туристов со все­го постсоветского пространства. Это дало нам возможность подключить­ся к крупным российским туристи­ческим цепочкам и стать их состав­ляющей - наши маршруты можно увидеть в каталогах очень многих крупных туроператоров.

-    Когда вы только начинали за­ниматься приемом, на что делали ставку?

-    Было понимание, что будут вос­требованы наши санатории. Оз­доровление и лечение - это бес­проигрышный вариант в туризме. Развитию этого сегмента в Белару­си сильно поспособствовало реше­ние государства лишить санатории дотаций. Это был лучший марке­тинговый ход, который в принципе можно было сделать. Оставшись без поддержки извне, санатории были вынуждены искать возможности для зарабатывания денег, стали откры­вать отделы реализации, а не про­сто выполнять некий социальный заказ. В итоге количество иностран­ных граждан в санатории летом мо­жет достигать 80%. Для российско­го туроператора блок хотя бы в 20 мест в белорусском санатории - это большая удача. В Санкт-Петербурге в рекламных объявлениях Беларусь идет сразу после Турции и Египта. Переломным годом для нашей компании был 2001-й, когда мы впер­вые в Беларуси запустили экскурси- онно-развлекательные программы «Святочнага кола Беларусь. Проект охватывает 2 цикла экскурсионных программ: календарно-обрядовый и семейно-исторический. Он в свое время был очень хорошо опробован, активно рекламировался и, по сути, послужил толчком к возникновению анимационных программ в Белару­си. Сейчас проект работает в фазе обновления - мы хотим подвести под него свою материальную базу, поэто­му ближе к весне представим новый вариант этих программ, опробовав их сначала на своих друзьях и посто­янных клиентах.

-    На ваш взгляд, какие еще ре­зервы в развитии въездного и внутреннего туризма у нас не ис­черпаны?

-      Сегодня белорусские маршру­ты обязательно должны включаться в маршруты стран-соседей. Наше бу­дущее в комбинированных турах: Бе­ларусь - Прибалтика, Беларусь - Рос­сия, Беларусь - Украина. Мы сегодня обоснованно являемся прекрас­ной незнакомкой в центре Европы, нас еще только продолжают откры­вать, так что в подобных турах мы можем стать настоящей изюминкой. На осенней ярмарке один из наших венгерских партнеров сказал по по­воду Беларуси: «Жаль, что я вернусь домой - и мне никто не поверит». Я считаю, что в нашей стране должно появляться больше объектов экскурсионно-развлекательного характера, потому что они привлекают массо­вых туристов, обогащают видеоряд. Очень важно, чтобы в Беларуси раз­вился событийный туризм. На осен­нюю туристическую выставку только к нашей компании приехало 30 пар­тнеров из разных уголков Европы, и всех их интересовал чемпионат мира по хоккею 2014 года. Чем больше по­добных мероприятий у нас будет проходить, тем известнее будет наша страна. По-прежнему большое значе­ние будет иметь транзитный туризм. К сожалению, развитие инфраструк­туры в нашей стране сильно отста­ет от роста потоков. Даже междуна­родные трассы у нас по-прежнему не оснащены должным образом - чтобы туристы могли сходить в ту­алет, автобус вынужден останавли­ваться где-нибудь на заправке. Эту проблему нужно без стеснения вы­нести на государственный уровень, так как фактически мы имеем дело с трассами без удобств. Это же касает­ся больших туристических объектов - там рядом тоже должны быть мно­гофункциональные терминалы для туристов. Пока мы не готовы к боль­шому туристическому потоку - как технически, так зачастую и интеллек­туально (я имею в виду гидов-пере­водчиков, особенно на языках стран- соседей). Сейчас Беларусь стараются проехать как можно быстрее. В итоге Брест стал своеобразной перевалоч­ной базой, где скапливается огром­ный поток туристов. И еще очень жаль, что у нас слабо развит речной туризм: это, пожалуй, один из основ­ных наших резервов.

-    Почему так мало белорусских турфирм по-настоящему заинте­ресованы в развитии въездного туризма?

-    Прием - это довольно трудоем­кое дело, требующее постоянного контроля. И довольно непредсказу­емое, учитывая особенности сотруд­ничества с гостиницами. Тем не ме­нее, потребность в специалистах по Беларуси сейчас очень высокая - это можно увидеть даже по объяв­лениям турфирм. А чтобы работать в этой сфере, нужно хорошо знать Беларусь, любить ее, владеть срав­нительным анализом, чтобы знать, как принимают в других странах, и не отставать. Очень позитивная тен­денция - многие молодые люди, кто поработал за рубежом и увидел западные технологии приема, хотят заниматься въездным туризмом. Я всегда говорила, что прием - это са­мые надежные деньги. Мне очень нравится работа, которую сейчас ве­дут компании «Дортур», «Виаполь», «Дудутки-тур». Очень показательно, что иностранные туристы наряду с Минском, замками в Мире и Несвиже просят отвезти их в Дудутки. А что­бы эффективно развивать внутрен­ний туризм, необходимо прививать самим белорусам интерес к приему гостей. Очень радует, что государ­ство поставило перед всеми сельсо­ветами задачу развивать туризм. Еще один момент, который должен всяче­ски поддерживаться у нас, - это раз­витие небольших музеев. Ведь чем больше музеев - тем больше мест, где можно сконцентрировать мате­риал показа, и тем больше возмож­ностей у турфирм создать ориги­нальную экскурсию. Очень приятно, что сегодня в Беларуси уже начали готовить музейных работников. Не­большие необычные местные музеи - это наш шанс показать и расска­зать туристам об уникальности Бела­руси, о том, что отличает ее от стран- соседей.

-    На каких туристов сейчас сле­дует ориентировать белорусский прием?

-     В первую очередь - на наших ближайших соседей. Это огромный рынок: более 140 миллионов росси­ян и 45 миллионов украинцев. При­чем Украина еще только начинает двигаться в нашу сторону - к нам не так давно пришла компания «Канда­гар», которая теперь изучает возмож­ности Беларуси как туристического направления. Уже вторым эшело­ном к нам придет Европа. И, на мой взгляд, каждый менеджер в туризме должен уже сейчас не просто органи­зовывать выездной поток в какую-то страну, но и задумываться, заботить­ся о том, как сделать этот поток двусторонним.

Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8