Большая часть турфирм связана с въездным и внутренним туризмом принудительно - за год они должны выполнить план и привезти в страну определенное количество туристов. Заниматься приемом в Беларуси хлопотно и зачастую менее прибыльно, чем отправлять белорусов на пляжный отдых. О том, что значит для турфирмы ставка на развитие въездного туризма, рассказывает Лариса Хмельницкая, директор компании «Трэвел».
- Лариса Евгеньевна, как ваша компания начинала работать по приему?
- После создания компании в 1993 году вопрос развития внутреннего туризма стоял по приоритету сразу после основного зарабатывания денег - шоп-туров в Польшу и другие страны, которыми тогда занимались все турфирмы без исключения. Так как я закончила географический факультет БГУ и занималась экскурсоведе- нием, внутренний туризм находился в сфере моих интеллектуальных интересов. Я еще успела застать то время расцвета туризма, когда главным показателем умения работать были гарантированный блок мест в гостинице и хорошие связи с транспортным предприятием. Это время пика славы белорусского внутреннего туризма - на заработанные с его помощью деньги как раз строилась гостиница «Орбита». В 80-х годах прошлого столетия в Беларуси была сформирована очень сильная школа приема туристов: грамотные и профессиональные экскурсоводы, руководители групп. Беларусь входила в комбинированные туры с Прибалтикой, так что первым маршрутом, где я училась как руководитель группы и экскурсовод, стал маршрут Минск - Рига. На тот момент в стране было небольшое количество специалистов, которые формировали маршруты, и большое - внештатных экскурсоводов. Я бы сказала, что люди, которые вплотную занимались вопросами въездного и внутреннего туризма в 80-е годы, не оставили их до сих пор - они стали директорами, ведущими менеджерами, и прием в Беларуси - по-прежнему их конек. С развалом государственной системы управления в 90-е годы развалился и штат экскурсоводов. Чаще всего они стали руководителями групп. Встала проблема, как найти человека, который мог бы вести экскурсии по Беларуси за небольшие деньги. Я стала собирать энтузиастов туристического дела, привлекала педагогов. И на тот момент, когда в Беларуси от туроператоров требовали три лицензии - на выездной, въездной и внутренний туризм, - наша компания была одной из немногих, кто получил их все. В итоге сейчас мы идем своим путем, не вытесняя и не мешая другим турфирмам, которые занимаются приемом в стране.
- И в чем заключается этот путь?
- На белорусском рынке уже произошло четкое разделение по специализации работающих на прием турфирм. Многие фирмы, почувствовав, что Беларусь может быть интересна иностранным туристам, стали сотрудничать с санаториями, кто-то занялся охотничьим туризмом. Мы заняли нишу традиционного туризма: познавательные экскурсии, классические маршруты по стране, в наши группы регулярно собирается большое число туристов со всего постсоветского пространства. Это дало нам возможность подключиться к крупным российским туристическим цепочкам и стать их составляющей - наши маршруты можно увидеть в каталогах очень многих крупных туроператоров.
- Когда вы только начинали заниматься приемом, на что делали ставку?
- Было понимание, что будут востребованы наши санатории. Оздоровление и лечение - это беспроигрышный вариант в туризме. Развитию этого сегмента в Беларуси сильно поспособствовало решение государства лишить санатории дотаций. Это был лучший маркетинговый ход, который в принципе можно было сделать. Оставшись без поддержки извне, санатории были вынуждены искать возможности для зарабатывания денег, стали открывать отделы реализации, а не просто выполнять некий социальный заказ. В итоге количество иностранных граждан в санатории летом может достигать 80%. Для российского туроператора блок хотя бы в 20 мест в белорусском санатории - это большая удача. В Санкт-Петербурге в рекламных объявлениях Беларусь идет сразу после Турции и Египта. Переломным годом для нашей компании был 2001-й, когда мы впервые в Беларуси запустили экскурси- онно-развлекательные программы «Святочнага кола Беларусь. Проект охватывает 2 цикла экскурсионных программ: календарно-обрядовый и семейно-исторический. Он в свое время был очень хорошо опробован, активно рекламировался и, по сути, послужил толчком к возникновению анимационных программ в Беларуси. Сейчас проект работает в фазе обновления - мы хотим подвести под него свою материальную базу, поэтому ближе к весне представим новый вариант этих программ, опробовав их сначала на своих друзьях и постоянных клиентах.
- На ваш взгляд, какие еще резервы в развитии въездного и внутреннего туризма у нас не исчерпаны?
- Сегодня белорусские маршруты обязательно должны включаться в маршруты стран-соседей. Наше будущее в комбинированных турах: Беларусь - Прибалтика, Беларусь - Россия, Беларусь - Украина. Мы сегодня обоснованно являемся прекрасной незнакомкой в центре Европы, нас еще только продолжают открывать, так что в подобных турах мы можем стать настоящей изюминкой. На осенней ярмарке один из наших венгерских партнеров сказал по поводу Беларуси: «Жаль, что я вернусь домой - и мне никто не поверит». Я считаю, что в нашей стране должно появляться больше объектов экскурсионно-развлекательного характера, потому что они привлекают массовых туристов, обогащают видеоряд. Очень важно, чтобы в Беларуси развился событийный туризм. На осеннюю туристическую выставку только к нашей компании приехало 30 партнеров из разных уголков Европы, и всех их интересовал чемпионат мира по хоккею 2014 года. Чем больше подобных мероприятий у нас будет проходить, тем известнее будет наша страна. По-прежнему большое значение будет иметь транзитный туризм. К сожалению, развитие инфраструктуры в нашей стране сильно отстает от роста потоков. Даже международные трассы у нас по-прежнему не оснащены должным образом - чтобы туристы могли сходить в туалет, автобус вынужден останавливаться где-нибудь на заправке. Эту проблему нужно без стеснения вынести на государственный уровень, так как фактически мы имеем дело с трассами без удобств. Это же касается больших туристических объектов - там рядом тоже должны быть многофункциональные терминалы для туристов. Пока мы не готовы к большому туристическому потоку - как технически, так зачастую и интеллектуально (я имею в виду гидов-переводчиков, особенно на языках стран- соседей). Сейчас Беларусь стараются проехать как можно быстрее. В итоге Брест стал своеобразной перевалочной базой, где скапливается огромный поток туристов. И еще очень жаль, что у нас слабо развит речной туризм: это, пожалуй, один из основных наших резервов.
- Почему так мало белорусских турфирм по-настоящему заинтересованы в развитии въездного туризма?
- Прием - это довольно трудоемкое дело, требующее постоянного контроля. И довольно непредсказуемое, учитывая особенности сотрудничества с гостиницами. Тем не менее, потребность в специалистах по Беларуси сейчас очень высокая - это можно увидеть даже по объявлениям турфирм. А чтобы работать в этой сфере, нужно хорошо знать Беларусь, любить ее, владеть сравнительным анализом, чтобы знать, как принимают в других странах, и не отставать. Очень позитивная тенденция - многие молодые люди, кто поработал за рубежом и увидел западные технологии приема, хотят заниматься въездным туризмом. Я всегда говорила, что прием - это самые надежные деньги. Мне очень нравится работа, которую сейчас ведут компании «Дортур», «Виаполь», «Дудутки-тур». Очень показательно, что иностранные туристы наряду с Минском, замками в Мире и Несвиже просят отвезти их в Дудутки. А чтобы эффективно развивать внутренний туризм, необходимо прививать самим белорусам интерес к приему гостей. Очень радует, что государство поставило перед всеми сельсоветами задачу развивать туризм. Еще один момент, который должен всячески поддерживаться у нас, - это развитие небольших музеев. Ведь чем больше музеев - тем больше мест, где можно сконцентрировать материал показа, и тем больше возможностей у турфирм создать оригинальную экскурсию. Очень приятно, что сегодня в Беларуси уже начали готовить музейных работников. Небольшие необычные местные музеи - это наш шанс показать и рассказать туристам об уникальности Беларуси, о том, что отличает ее от стран- соседей.
- На каких туристов сейчас следует ориентировать белорусский прием?
- В первую очередь - на наших ближайших соседей. Это огромный рынок: более 140 миллионов россиян и 45 миллионов украинцев. Причем Украина еще только начинает двигаться в нашу сторону - к нам не так давно пришла компания «Кандагар», которая теперь изучает возможности Беларуси как туристического направления. Уже вторым эшелоном к нам придет Европа. И, на мой взгляд, каждый менеджер в туризме должен уже сейчас не просто организовывать выездной поток в какую-то страну, но и задумываться, заботиться о том, как сделать этот поток двусторонним.
Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ