– Прежде всего стоит отметить, что принятая директива – это не нормативный акт, а всего лишь изложение принципов функционирования рыночной экономики. И главный принцип, упомянутый в директиве, – конкуренция «везде, где возможно». Если государство действительно будет придерживаться этого принципа, это даст бизнесу больше свободы, и частным предпринимательством начнет заниматься больше людей, которые до этого момента, может быть, не решались открыть свое дело, поскольку существовала масса ограничений. Добросовестная конкуренция полезна для туристического бизнеса, как и для любого другого. Если человеку нравится туризм и он уверен, что справится, пусть приходит и пробует свои силы. В любом случае выживет сильнейший – тот, кто будет работать добросовестно и качественно. Точку в споре конкурирующих турфирм все равно поставит потребитель, который сам решит, устраивает его турфирма или нет. И тогда не понадобится никакого дополнительного контроля сверху: ни сертификации, ни лицензирования. На мой взгляд, не нужно ограничивать количество турфирм – пусть откроется больше, чем 1 200 агентств. Половина из них уйдет, на их место придут новые, зато останутся только самые опытные и надежные. В этом и заключается смысл конкуренции.
Другой пункт директивы, который я хотел бы отметить, касается правового регулирования и качества подготовки нормативных правовых актов. Во-первых, важно, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов решение по спорным вопросам будет приниматься в пользу предпринимателей. Во-вторых, все принимаемые госорганами решения, которые касаются условий работы частных предприятий, должны будут вступать в силу не ранее чем через три месяца со дня опубликования – таким образом, у предпринимателей будет время подготовиться к работе по новым правилам. В-третьих, в этом пункте директивы еще раз подчеркивается, что проекты законодательных актов должны проходить обязательное общественное обсуждение. По большому счету, такая норма заложена и в Законе «О туризме», однако часто турфирмам приходится буквально «отлавливать» проекты документов не в Министерстве спорта и туризма, а в других ведомствах. Все заинтересованы в том, чтобы было легче работать и больше зарабатывать, от этого становятся богаче как само государство, так и его граждане. Значит, государству выгодно сотрудничать с бизнесом, а не менять условия работы, не поинтересовавшись мнением фирм. Одним словом, если публичное обсуждение станет обязательным, это позволит избежать многих непродуманных решений, в том числе и в туризме.
Еще один интересный момент, на который следует обратить внимание, – пункт, предусматривающий свободное ценообразование. В начале года мы утвердили цены на наш турпродукт, и теперь вынуждены продавать туры по одной и той же цене весь год. Но для фирмы было бы намного лучше, если бы мы самостоятельно регулировали цены в зависимости от спроса: сегодня поднять, потому что есть хороший спрос, а завтра – опустить, потому что нет продаж.
В целом ни один из пунктов директивы не вызывает существенных возражений. Будем надеяться, что новое правительство определит приоритеты и расставит акценты так, что нам на самом деле будет свободнее и проще работать. В течение трех месяцев Совет Министров должен разработать план конкретных мероприятий, чтобы реализовать все пункты директивы, поскольку для большинства из них нет даже необходимой нормативной базы. Главное, чтобы эти мероприятия были по-настоящему эффективными. Кроме того, было бы просто замечательно, чтобы в этот план мероприятий попали и те, которые будут содействовать развитию туристической отрасли, в которой по-прежнему существует множество проблем – от налоговых до визовых и транспортных.
С другой стороны, если все перечисленные в директиве принципы либерализации будут работать, экономика будет развиваться, люди станут богаче, а значит, смогут позволить себе чаще путешествовать. Так что в конечном итоге турбизнес только выиграет.