https://www.traditionrolex.com/8
<p>Что же происходит с белорусским туризмом, куда он будет двигаться в этом году и можно ли что-либо спрог­нозировать? Давайте попробуем ра­зобраться. Конечно же, с упором на технологии, которые, начиная с предстоящего сезона, скорее всего, начнут играть первую скрипку.</p>

masurnovsky Евгений МАСУРНОВСКИЙ

Прошедший 2010 год был не самым про­стым для белорусской туристической отрасли. В какие-то моменты ее пред­ставителям могло пока­заться, что мировой эконо­мический кризис позади, ситуация выправляется, клиент есть, он хочет, мо­жет, покупает. Но бывало и наоборот, когда казалось, что все снова катится вниз, и вообще продажи туров не поддаются какой-либо логике. Турфирмы зачастую говорили, что в один день телефоны менеджеров бук­вально разрывались, а на завтра была необъяснимая тишина. И когда эта тишина затягивалась, начинали «подгорать» уже не путев­ки, а нервы директоров. Потому что как-то уж очень неровно все было.

Что же происходит с белорусским туризмом, куда он будет двигаться в этом году и можно ли что-либо спрог­нозировать? Давайте попробуем ра­зобраться. Конечно же, с упором на технологии, которые, начиная с предстоящего сезона, скорее всего, начнут играть первую скрипку.

До технологий и интернета хоте­лось бы отметить вот что - связывать состояние нашего туризма и уровня продаж с мировым кризисом боль­ше явно не приходится. Да, в какой- то момент белорусы действительно снизили активность по покупке отды­ха именно потому, что были напуганы глобальными проблемами и немного попридержали сбережения, так как сложно было расставить приоритеты в расходах. Но если это и было, то где- то на стыке 2008-2009, а все, что было в последующем, не имеет к общеми­ровому кризису практически ника­кого отношения - просто потому, что наша страна выключена из большин­ства глобальных финансовых про­цессов, и уж если на отечественный туризм и влияет экономический кри­зис, то только наш собственный. К слову, прогрессирующий.

На мой взгляд, относительный успех сезона 2008 года, о котором так часто вспоминают, обусловлен одной простой вещью - тогда люди поверили, что все хорошо. К этому моменту в стране начали раздувать­ся зарплаты, и какой-то части населе­ния вдруг показалось, что они, нако­нец, могут себе позволить отдохнуть за рубежом. И клиент, что называется, «попёр». Холодный душ в первых числах января 2009-го остудил лю­дей и задал тон всему последующе­му сезону.

Наступило время, когда «мы вооб­ще не понимаем, что происходит», признаются руководители турфирм. И им действительно непонятно, где рекламироваться, кто их клиент, ка­кие цены и направления предлагать. Турист пошел «разношерстный», не поддающийся классификации, и аб­солютно неясно, чем его завлекать.

Все дело в том, что параллельно с процессом падения платежеспособ­ности населения идет и другой, несо­мненно, важный для осознания про­цесс - те туристы, которые находят средства оставаться таковыми, от по­ездки к поездке учатся и становятся все более опытными.

Два этих явления в связке говорят о том, что потенциала выездного ту­ризма в Беларуси уже нет, количе­ство туристов будет либо держать­ся на уже достигнутом уровне, либо снижаться. Следовательно, тур­фирмам придется (уже приходит­ся) делить между собой одних и тех же клиентов. А те, как уже отмеча­лось, «опытные». И социально ак­тивные. И, побывав «там», живут в русле мировых тенденций. И интер­нет у них есть. Постепенно эти ту­ристы трансформируются - из тех, кто не мог обойтись без турагента, в тех, кому он если и нужен, то толь­ко очень квалифицированный. А луч­ше отчасти «виртуальный» - чтобы помог забронировать отель и билет. Или продал привычный «пакет», но тоже через интернет.

К этому, собственно, и клоню. Ми­ровая практика показывает, что число самостоятельных путешествен­ников неуклонно растет. Растет онлайн-бронирование всего и вся - отелей, авиабилетов, экскурсий. И трансформация белорусского туриз­ма от продаж в офисе к продажам че­рез веб неизбежна. Стремясь найти наиболее выгодные предложения, современные путешественники ак­тивно погружаются в онлайн, форми­руя новый тренд на туристическом рынке. Появилась возможность вы­брать новые маршруты, авиакомпа­нии, гостиницы, которые рекомен­дуют в Паутине бывалые туристы. И количество таких отдыхающих, кото­рых когда-то называли «индивидуа­лами», в дальнейшем будет неуклон­но расти, становясь нормой.

Поэтому игнорировать интернет представителям белорусского ту­ризма больше не удастся - именно он в ближайшей перспективе смо­жет дать преимущество одним и по­губить других. Потому что техноло­гия созрела, ее потребители - тоже. В условиях продолжающегося кри­зиса направление онлайн-продаж получило отличный толчок к разви­тию, когда, с одной стороны, широ­кополосный интернет стал доступен по всей стране, а с другой - сокраще­ние доходов заставило путешествен­ников внимательнее отнестись к тра­там на отдых.

И если еще вчера технологическое преимущество действительно не могло дать агенту или оператору ве­сомого превосходства на рынке, так как привыкший к выбору туров по каталогам и оплате в офисе потреби­тель не был готов, то его готовность к покупкам через интернет сегодня - свершившийся факт.

В интернете сейчас доступна вся информация: цены, расписания авиа­рейсов, детали перелета, карты, фото гостиниц и отзывы о них - все это по­зволяет спланировать путешествие в удобное время в удобном месте.

Прошло и время, когда многие не доверяли электронным платежам, считая их ненадежными: уже сегод­ня белорусские эквайринговые ком­пании, принимающие электронные платежи, фиксируют ежемесячный рост, в свою очередь гарантируя кли­ентам защиту. А доступность из дома 24 часа в сутки делает сервисы бро­нирования и онлайн-платежей удоб­ными и экономными.

Сеть окончательно проникла во все сферы жизни активного чело­века, а растущее количество ка­чественных зарубежных онлайн- сервисов значительно упрощает организацию как туристических, так и деловых поездок. Даже мировые сервисы бронирования отелей кос­венно уже обратили внимание на Бе­ларусь, введя показ цен на гостини­цы в нашей родной валюте - BYR.

«Наши» просто не могут не пред­ложить адекватного ответа - иначе количество обслуживаемых тури­стов и прибыль будут сокращаться все стремительнее. Ведь новых кли­ентов брать практически негде, а старые, того и гляди, улизнут на гло­бальные системы бронирования. Или к тем, кто предложит все полно­ценные онлайн-услуги первым. Не исключено, что это будут абсолютно новые бренды.

Хочется добавить, что количество агентств, несмотря на возможный всплеск в связи с отменой лицен­зий, очень скоро начнет уменьшать­ся. Хотя бы потому, что они не смогут обеспечить покупателю требуемый уровень технологий и качества услуг. Развитие агентского бизнеса в целом будет обуславливаться новыми тре­бованиями, предъявляемыми совре­менными путешественниками.

В ближайшие два-три года все удержавшиеся на рынке агенты бу­дут входить во франчайзинговые сети какого-либо оператора, обе­спечивающего стандарты обслужи­вания и обладающего программ­ным обеспечением. Операторы же, в свою очередь, вынуждены будут ста­новиться все более многопрофиль­ными. Иначе их аффилиатам придет­ся продавать чужой продукт, так как, помимо всего прочего, турист «но­вого поколения» требует еще и ас­сортимент.

То, что перемены назрели, мы уви­дим уже в этом сезоне. И если бы они шли плавно, то их можно было бы даже не заметить. Но возрос­шая с подачи интернета и других ви­дов связи скорость распростране­ния информации ведет к тому, что трансформации в обществе и раз­личных отраслях бизнеса зачастую происходят весьма бурно и внезап­но. Для нас же, несмотря на пожела­ние древних китайцев «не дай вам Бог жить в эпоху перемен», другого выхода просто нет. Те, кто не готов или не успевает изменяться, - оста­ются не у дел.

https://www.traditionrolex.com/8