Татьяна ЧУДАК
31 декабря 2010 года руководитель государства сделал своеобразный новогодний «подарок» всему бизнес-сообществу страны - подписал Директиву №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Данный документ - не закон и не указ, он носит скорее программный характер, и в данном случае в нем излагаются некие общие рыночные принципы. Правда, эксперты отмечают, что подобный документ должен был появиться лет 10-15 назад. С другой стороны, обещания главы государства до конца года подписать программу либерализации экономики вполне могли так и остаться предвыборными обещаниями. Как бы то ни было, директива подтверждает провозглашенный курс на улучшение бизнес-климата, а значит, у белорусского туризма появился шанс еще раз напомнить о собственных проблемах, решить которые, по идее, позволит заявленная в директиве программа.
Итак, государство недвусмысленно дало понять, что оно в курсе проблем частного бизнеса и готово гарантировать ему всяческие блага по-настоящему рыночной экономики, включая свободу ценообразования, неприкосновенность частной собственности, ликвидацию административных барьеров, защиту от произвола чиновников и прочие «небывалые послабления», которые во всем мире давно воспринимаются как само собой разумеющееся. В то же время в директиве не прописаны ни четкие сроки реализации программных заявлений, ни, что более важно, конкретные практические шаги. Поэтому, несмотря на то что директива содержит много правильных и приятных для бизнеса посылов, предприниматели относятся к президентской директиве весьма настороженно.
«Самая лучшая мера, которую может предпринять государство, - это невмешательство: чтобы мы могли работать так, как хотим, и чтобы нам никто не мешал, - считает директор компании «Экспобизнестур» Галина Акудович. - К сожалению, любые директивы - всего лишь пустые слова, за которыми ничего не стоит, и даже если в них присутствует рациональное зерно, они не работают. Но и рационального зерна в них нет, поскольку их пишут не практики, а теоретики, которые никогда не занимались бизнесом».
При этом эксперты «ТиО» отмечают две самые большие проблемы туристической отрасли, решение которых полностью зависит от государства: «бешеную» арендную плату и непомерные налоги. «Работать по упрощенной системе налогообложения турфирмам было гораздо проще, и возврат к этой системе был бы для нас спасением, - говорит Людмила Петрович, руководитель компании «Галар-экспо». - Кроме того, в туризме по-прежнему остается множество подводных камней, о которых всем прекрасно известно, и перечислять их в очередной раз просто бессмысленно».
Помимо упрощенной системы налогообложения, возврата которой ждет весь турбизнес страны, руководитель турагентства «Лентяй» Алексей Терентьев добавляет к списку проблем, которые требуют безотлагательного решения, еще несколько пунктов: «В первую очередь это визовые вопросы - как на въездном, так и на выездном направлении, а также вопросы, связанные с пересечением белорусско-польской и белорусско-литовской границы, где фактически отсутствует инфраструктура: когда наконец вступят в действие соглашения о 50-километровой приграничной территории, пункты пропуска просто не справятся с потоком. К тому же пока остается открытым вопрос о реестре и сертификации. Если сертификация станет все-таки обязательной, ни о какой либерализации не может быть и речи».
Между тем директор компании «Весь мир» Владимир Булатов отмечает, что многие из пунктов директивы в поддержку либерализации экономики благотворно скажутся на развитии туристической отрасли. В частности, это тезисы о конкуренции, правовом регулировании предпринимательской деятельности, свободном ценообразовании, электронной государственной регистрации. «Конечно, я не стану утверждать, что после подписания директивы все сразу заживут счастливо - и малый бизнес, и средний, и крупный, - говорит собеседник «ТиО». - Это не нормативный документ, а только лишь перечисление принципов работы экономики. В течение трех месяцев Совет министров должен разработать план мероприятий, чтобы реализовать задуманное на практике. Поэтому принципиальное значение имеет то, какие именно меры будут приняты для осуществления программы, изложенной в директиве. Более того, важно и то, что в этом плане должны быть указаны конкретные исполнители и четкие сроки выполнения плана. Хорошо, если в эти три месяца, пока будет утверждаться план по выполнению директивы, Министерство спорта и туризма успеет предложить проекты законодательных актов, способствующих развитию туризма, - касающиеся, к примеру, въездных виз или транспорта: существует масса моментов, которые необходимо учесть для нормальной работы отрасли».
Таким образом, с одной стороны, долгожданная директива - это очередной предлог вспомнить о наболевшем в туризме, а с другой - пусть неясный, но все же повод для оптимизма. «Если все меры по либерализации будут приняты - будет развиваться экономика, люди станут богаче, а значит, у них появятся деньги на путешествия. Соответственно, намного лучше будет себя чувствовать и турбизнес», - резюмирует Владимир Булатов.