https://www.traditionrolex.com/8
<p>31 декабря 2010 года руководитель государства сделал своеобразный ново­годний «подарок» всему бизнес-сообществу страны - подписал Директиву №4 «О развитии предприни­мательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Данный доку­мент - не закон и не указ, он носит скорее программ­ный характер.</p>

Татьяна ЧУДАК

31 декабря 2010 года руководитель государства сделал своеобразный ново­годний «подарок» всему бизнес-сообществу страны - подписал Директиву №4 «О развитии предприни­мательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Данный доку­мент - не закон и не указ, он носит скорее программ­ный характер, и в данном случае в нем излагаются некие общие рыночные принципы. Правда, экспер­ты отмечают, что подобный документ должен был по­явиться лет 10-15 назад. С другой стороны, обещания главы государства до конца года подписать программу либерализации экономики вполне могли так и остаться предвыборными обеща­ниями. Как бы то ни было, директива подтверждает провозглашенный курс на улучшение бизнес-климата, а значит, у белорусского ту­ризма появился шанс еще раз напомнить о собствен­ных проблемах, решить которые, по идее, позволит заявленная в директиве программа.

Итак, государство недвусмыслен­но дало понять, что оно в курсе про­блем частного бизнеса и готово га­рантировать ему всяческие блага по-настоящему рыночной экономи­ки, включая свободу ценообразо­вания, неприкосновенность част­ной собственности, ликвидацию административных барьеров, за­щиту от произвола чиновников и прочие «небывалые послабления», которые во всем мире давно вос­принимаются как само собой ра­зумеющееся. В то же время в дирек­тиве не прописаны ни четкие сроки реализации программных заявле­ний, ни, что более важно, конкрет­ные практические шаги. Поэтому, несмотря на то что директива содер­жит много правильных и приятных для бизнеса посылов, предпринима­тели относятся к президентской ди­рективе весьма настороженно.

«Самая лучшая мера, которую мо­жет предпринять государство, - это невмешательство: чтобы мы могли работать так, как хотим, и чтобы нам никто не мешал, - считает директор компании «Экспобизнестур» Гали­на Акудович. - К сожалению, любые директивы - всего лишь пустые сло­ва, за которыми ничего не стоит, и даже если в них присутствует рацио­нальное зерно, они не работают. Но и рационального зерна в них нет, по­скольку их пишут не практики, а тео­ретики, которые никогда не занима­лись бизнесом».

При этом эксперты «ТиО» отме­чают две самые большие пробле­мы туристической отрасли, реше­ние которых полностью зависит от государства: «бешеную» арендную плату и непомерные налоги. «Рабо­тать по упрощенной системе налого­обложения турфирмам было гораз­до проще, и возврат к этой системе был бы для нас спасением, - гово­рит Людмила Петрович, руково­дитель компании «Галар-экспо». - Кроме того, в туризме по-прежнему остается множество подводных кам­ней, о которых всем прекрасно из­вестно, и перечислять их в очеред­ной раз просто бессмысленно».

Помимо упрощенной системы на­логообложения, возврата которой ждет весь турбизнес страны, руко­водитель турагентства «Лентяй» Алексей Терентьев добавляет к спи­ску проблем, которые требуют безот­лагательного решения, еще несколь­ко пунктов: «В первую очередь это визовые вопросы - как на въездном, так и на выездном направлении, а также вопросы, связанные с пересе­чением белорусско-польской и бело­русско-литовской границы, где фак­тически отсутствует инфраструктура: когда наконец вступят в действие со­глашения о 50-километровой при­граничной территории, пункты про­пуска просто не справятся с потоком. К тому же пока остается открытым во­прос о реестре и сертификации. Если сертификация станет все-таки обяза­тельной, ни о какой либерализации не может быть и речи».

Между тем директор компа­нии «Весь мир» Владимир Була­тов отмечает, что многие из пун­ктов директивы в поддержку либерализации экономики благо­творно скажутся на развитии туристической отрасли. В частности, это тезисы о конкуренции, право­вом регулировании предпринима­тельской деятельности, свободном ценообразовании, электронной го­сударственной регистрации. «Ко­нечно, я не стану утверждать, что после подписания директивы все сразу заживут счастливо - и малый бизнес, и средний, и крупный, - го­ворит собеседник «ТиО». - Это не нормативный документ, а только лишь перечисление принципов ра­боты экономики. В течение трех ме­сяцев Совет министров должен раз­работать план мероприятий, чтобы реализовать задуманное на практи­ке. Поэтому принципиальное зна­чение имеет то, какие именно меры будут приняты для осуществления программы, изложенной в дирек­тиве. Более того, важно и то, что в этом плане должны быть указаны конкретные исполнители и четкие сроки выполнения плана. Хорошо, если в эти три месяца, пока будет утверждаться план по выполнению директивы, Министерство спорта и туризма успеет предложить проек­ты законодательных актов, способ­ствующих развитию туризма, - ка­сающиеся, к примеру, въездных виз или транспорта: существует мас­са моментов, которые необходимо учесть для нормальной работы от­расли».

Таким образом, с одной стороны, долгожданная директива - это оче­редной предлог вспомнить о набо­левшем в туризме, а с другой - пусть неясный, но все же повод для оп­тимизма. «Если все меры по либе­рализации будут приняты - будет развиваться экономика, люди ста­нут богаче, а значит, у них появят­ся деньги на путешествия. Соответ­ственно, намного лучше будет себя чувствовать и турбизнес», - резюми­рует Владимир Булатов.

https://www.traditionrolex.com/8