Надежда СУСЛОВА, фото автора
Существует расхожее мнение, что наша современная жизнь - это сплошная череда праздников. На эту тему любят шутить юмористы, мол, не успел отметить Новый год - а там уже и Старый Новый год на пороге, а затем Крещение, Татьянин день, «мужской» и «женский» дни и прочая и прочая. Однако если проанализировать обычаи наших предков, то можно обнаружить, что они веселились и отдыхали не меньше, а возможно, и больше нас. И когда знаешь, в каком регионе Беларуси проходит тот или иной праздник, то весь год можно превратить в непрекращающийся отдых.
...Поженив 7 января на Лепельщине Терешку, через неделю отправляемся за 150 км от столицы в Копыльский район Минской области, чтобы принять участие в другом уникальном обряде - «Колядные Цари», внесенном в 2009 году в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
«Шчадрэц» в Семежево
Время проведения обряда выбрано не случайно, ведь именно в «Старый Новый год» на территории Беларуси отмечали так называемый «Шчадрэц» (Шчодрык) - по имени языческого бога веселья - или «шчо- дры вечар». Этот предновогодний вечер величали в народе «шчодрай куццёй», ибо еде наши пращуры также придавали магический смысл. Бытовало такое изречение: «Mi шчадрэц, Mi каляды - усё адно».
«Шчадрэц» подразумевал активное общение между односельчанами и, разумеется, колядование, одаривание друг друга различными вкусными вещами. Ученые-этнографы утверждают, что в различных регионах нашей страны существовали свои, уникальные традиции проведения «Шчадраца». Где-то эти традиции утрачены безвозвратно, а где-то живут и здравствуют и по сей день. «Колядные Цари» в Семежево - как раз из их числа.
А зародилась эта традиция, как это бывает часто, от скуки. В XVIII веке в Семежево стояли регулярные российские войска. Долгими зимними вечерами делать солдатам было нечего, а уж в праздники, да еще зимой, и подавно. Вот они и придумали себе развлечение: наряжались в костюмы, ходили по хатам, пели и плясали, разыгрывали представления. За это жители одаривали их разными вкусными вещами. Удивительное дело: солдаты уехали, а традиция осталась - уж больно пришлась по душе сельчанам. За три века здесь вырастили не одну сотню «царей». Особого внимания заслуживает форма, похожая на гусарскую, только с некоторыми коррективами: белую рубаху перевязывают тремя семежевскими поясами с традиционным орнаментом, а шею украшает яркий женский платок. На голову надеваются высокие бумажные колпаки, причудливо украшенные цветной аппликацией и лентами. Кстати, на сегодняшнем празднике сфотографироваться в костюме «Царя» может каждый желающий.
Как рассказала нам Татьяна Шауро, директор Семежевского центра культуры и досуга, руководитель коллектива художественной самодеятельности, этот обряд возобновили в Семежево в 1996 году. Именно тогда вспомнили о старинных обрядах, таких как «Колядные Цари» и «Первый сноп», а также занялись возрождением ткачества. По мнению Татьяны Ша- уро, на сцене этот обряд неинтересен, он теряется, хотя по сути является театральной постановкой. Зрители, безусловно, важны, но большое количество зевак может повредить камерности этого обряда. По домам не должно ходить много народа.
По традиции «Цари» посещают только те дома, куда их приглашают, или те, где есть молодые девушки. Все, что наколядовано - колбасы, сало, водку, печенье, конфеты, - цари делят со своими подругами. Кстати, говорят, что местные жители за месяц скупают в магазинах весь запас конфет, потому что в «Шчодры вечар» ходят колядовать и дети.
Татьяна Шауро обращает наше внимание на язык, на котором проходит представление: «Это и не русский, и не белорусский язык, а некая смесь».
Царь Максимилиан, лекарь и Мамай
До начала проведения обряда публику развлекают местные фольклорные коллективы, которые делают все, чтобы поддержать атмосферу веселья, заводят публику песнями и плясками. Желающие могут отведать «прысмакау» и поддержать силы горячительными напитками, произведенными в деревне. Особенно вкусными на легком морозце кажутся блинчики с картошкой, колдуны и оладьи с маком. Чай из трав тоже очень кстати. Желающие узнать судьбу отправляются к гадалке или прибегают к помощи красавца-петуха. Можно полюбоваться на образцы ткачества, которым славится Семежево.
Впрочем, расслаблялся народ недолго, потому что появились герои сегодняшнего вечера - сами «Колядные Цари»: молодые ребята, участники художественной самодеятельности. Среди них есть электрик, грузчик, социальный работник, остальные - студенты. Все оживились и бросились фотографировать живописных артистов.
Представление «Царь Максимилиан» в старину обычно играли в бат- лейках - оно было частью рождественских спектаклей. А теперь эту драму разыгрывают сами люди. Помимо семи царей в обряде принимают участие Мамай и нечистая сила - Дед и Баба. Деда одевают в старую одежду, а лицо, по традиции, измазывают сажей, у Бабы в руках - метла.
Участники обряда выстраиваются по росту. Впереди идет главный «Царь» - самый веселый и красивый парень. Последним идет барабанщик. Командиром обрядного строя является лекарь. Если он скажет «налево», все идут в дом, стоящий по левой стороне, если «направо» - в стоящий справа.
Мы идем в дом, стоящий справа, в гости к Марии Григорьевне Лешене. Маршируя, «Цари» приговаривают:
– А што там відаць?
– Дом!
– Чый ён?
– Гаспадароў!
– Рады нам там?
– Рады!
– Шагам марш!
Само представление длится около 15 минут, но за это время в доме хозяев разворачиваются батальные сцены и раскрываются секреты врачевания. Текст в каждом доме произносится один и тот же. «Царь Максимилиан» хвастается:
- Я – грозны цар Максімільян! Я Солнцу брат, Луне сват!
Но не тут-то было! Мамай не согласен и произносит следующий монолог:
- Рыцар мой, стань переда мною, як ліст перад травою! Кто будзе яшчэ гаварыць, я ў землю вабью, па ушы ў гразь укалачу! Нясі гэта пісьмо цару Максімільяну, хай выдасць дарагія падаркі! А калі не выдасць, вайною пайду!
Царю Максимилиану приносят письмо от Мамая, и он восклицает:
– Што я бачу, што я чую, цар Мамай патрабуе ад мяне дарагіх падаркаў?! Не пабаюся ні агня, ні мяча! Стану на воды – воды кіпяць! Стану на горы – горы дражаць! Не дам цару Мамаю ні салодкай маркоўкі, нi салёных агуркоў!
В это время прибывает «царь задонский», который намерен драться с Максимилианом.
Затем происходит сцена с участием лекаря, большим «знатоком» всех хворей. «Цари» жалуются ему по очереди на свои болезни, а лекарь назначает лечение:
– Селязёнка!
– Калі баліць селязёнка, трэба паслаць да харошай дзяўчонкі!
– Пяткі!
– Калі баляць пяткі, трэба наварыць мяткі! Сем раз дубінай абвесці, а потым бальному пляшачку гарэлкі паднесці!
– Сэрца!
– Калі баліць сэрца, трэба намазаць пад носам перца!
Завершением представления становится колядование. Для всяких вкусностей припасен большой мешок. Сначала рассказывается про волхвов, которые «приходили и дары Богу приносили». Затем от намеков переходят к прямым просьбам: «Поздравления примите в честь торжественного дня, и при силах одарите, если можете, меня!» Впрочем, дело серьезное, поэтому доходит и до угроз: «Дай, баба, колбасу, а то кошелек растрясу!» «Цари» добиваются своего и получают знатное колечко колбасы, бутылку водки и много чего еще. Довольные «Цари», маршируя под песню «Посею лебеду на берегу», отправляются дальше собирать аппетитную «дань». Мы вместе с «Царями» заходим «налево», в следующий дом, где любуемся его рукотворным убранством, беседуем с хозяйкой Марией Степановной «за жизнь» и обсуждаем возможность развития в Семежево сельского туризма.
Стемнело, и с неба пошел медленный снег, падающий крупными хлопьями. Ночью шествие выглядит особенно завораживающе, потому что «Цари» берут в руки горящие факелы. В старину этот обряд длился всю ночь. Правда, деревня тогда была очень большая - около 4 тысяч жителей - и имела статус местечка. Как появилась сама деревня Семежево, историки спорят до сих пор. Кто- то считает, что племя пришло на территорию Беларуси с севера Италии. Председатель семежевского сельского исполкома Николай Кулик придерживается версии, что жителей деревни привезли не то из Испании, не то из Голландии и поселили на острове. В удаленном поселении старались жениться только на односельчанках. Благодаря этому семежевцы и смогли сохранить традиции. Спорят ученые и о происхождении названия. Первая версия такова: между двух рек когда- то нашли гнездо, где было семь ежей, отсюда и название - Семежево. Вторая версия: здесь когда-то поселился средний, или сермяжный, сын. Существует и третья: здесь жило семь хозяев, и было семь межей.
Впрочем, далеко не всегда считалось, что народные традиции - это хорошо. В 50-х годах обряд «Колядные Цари» запретили, сочли религиозным. Но местные жители не сдались и продолжали проводить «Шчадрэц», как делали из века в век. Как рассказал нам местный житель Николай Скоморох, он был одним из главных «Царей» в 1988 году. По его словам, за ними гонялась милиция и комсомольцы, грозили выгнать из комсомола: «Мы от них по всей деревне убегали!» «Ветеран» обряда посетовал, что сегодня участники «Колядных Царей» не все делают правильно: «У нас были другие костюмы, да и ходят они не так: нужно носок тянуть, а они топочут, как кони».
Обряды - это наше все?
На обратном пути в нашем микрике разгорелась нешуточная дискуссия о роли и месте обрядов в развитии въездного отечественного туризма. По мнению одних участников поездки, следует придать традициям характер массовых мероприятий и повсеместно их тиражировать. По мнению других, обряды, в том числе и «Колядные Цари», носят исключительно камерный, эксклюзивный характер. Руководитель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова считает, что иностранные туристы должны расценивать участие в наших обрядах как нечто престижное и даже бронировать себе места заблаговременно. Прецеденты в мировой практике есть. Количество туристов при этом не должно превышать 15-20 человек. Такого же мнения придерживается организатор обряда «Женитьба Терешки» на Лепельщине Ольга Маханенко: «Конечно, мы можем принять и несколько автобусов с туристами. Но обеспечить полноценное участие в обряде для такого количества народа не получится, а проводить его «для галочки» нам бы не хотелось».
Единодушие участники обсуждения высказали только в одном вопросе: обряд - это, безусловно, замечательный повод для того, чтобы привлечь туристов в нашу страну, да и самих белорусов познакомить с духовным наследием собственной страны. Вместе с тем отдельно взятого праздника для организации маршрута явно маловато: необходимо комфортабельное размещение, качественное питание, хороший транспорт, а главное - привлекательный имидж страны.