«БРАЗИЛИЯ» ***
(6, Вс, СТВ, 23-45)
Brazil, Великобритания -- США -- Франция, 1985, 131/142 мин., CD, R. Реж. Терри Гильям («Приключения барона Мюнхгаузена», «Воображариум доктора Парнаса»); в рол.: Джонатан Прайс (Сэм Лоури), Роберт Де Ниро (Арчибальд «Гарри» Таттл), Майкл Пэлин (Джек Линт), Кэтрин Хэлмонд (Айда Лоури), Ким Грайст (Джилл Лэйтон), Иэн Холм (Картцман), Боб Хоскинс (Спур), Иэн Ричардсон (Уоррен), Питер Вон (Хелпманн), Чарльз Маккоуэн (Лайм), Джим Броадбент (д-р Джоффе), рок-барабанщик Рэй Купер, Терри Гильям (курящий человек)
Монументальная социальная трагикомическая антиутопия, особенно близкая тем, кто жил (или живет) в государствах с тоталитарным режимом. Создана с очаровательным черным юмором, присущим творчеству Т.Гильяма («Король-рыбак», «12 обезьянок») и под очевидным впечатлением от произведений Кафки и Оруэлла. Отчего, несмотря на внешнюю броскость визуального ряда, фильм сложен по мысли, аллегоричен по форме и непрост для восприятия. Первоначально фильм должен был называться «1984 ½», а его лейтмотивом является песня 1939 года «Aquarela do Brazil» Ари Барросо, исполняемая в различных вариациях -- от возвышенных и воодушевляющих до угрожающе зловещих. Место действия -- где-то в ХХ веке. 13 лет идет война. Невероятно могущественная государственная машина (в основном состоящая из труб и чиновников) дает маленький сбой: свалившееся тельце жука изменяет букву в печатающемся документе. В результате, как это принято, эффектно арестовывается (со стрельбой и вырезанием куска стены) и увозится во всесильное Министерство информации не Баттл, а Таттл. В неисчислимую армию бюрократов входит и центральный персонаж «Бразилии» -- мелкий клерк Сэм Лоури, почти насмерть запуганный технократической диктатурой, но давно уставший быть «винтиком». В мечтах и снах он видит себя свободным крылатым Икаром, спасающим прекрасную девушку... Роль Сэма сочинялась под валлийца Д.Прайса («Кэррингтон»), и первоначально его герою было 25 лет. Но так как съемки начались, лишь, когда Джонатану уже исполнилось 37 лет, Гильяму, чтобы его не потерять, пришлось на 10 лет состарить Лоури. 41-летний Р. Де Ниро («Крестный отец») очень хотел играть Джека, но эта роль была уже обещана М.Пэлину («Рыбка Ванда»), единственному актеру, призванному из любимой Гильямом комик-группы «Монти Пайтон». И все же Роберт, чья карьера в эту пору словно бы «зависла», так хотел участвовать в фильме, что взялся за другую роль. Вот как описано его участие в «Бразилии» в биографической книге Э.Дугана: «В этот период Роберт впервые узнал, что работа над фильмом не всегда бывает творческой и удовлетворяет в художественном отношении, а может быть просто посредственной. Урок преподала ему «Бразилия». Де Ниро снялся в эпизодической роли инженера -- оружейника повстанцев, который как-то раз ночью приходит в дом персонажа Прайса. Эта работа была не из тех, что могла встряхнуть Де Ниро. Он знал это с самого начала, но она давала ему возможность поработать с Гильямом, эксцентричным и талантливым режиссером. Тем не менее Де Ниро заработал на этой картине $1 млн. всего лишь за несколько съемочных дней...». Но не только «непопадания в актеров» тревожили Гильяма. К концу съемок между ним и Universal Pictures разгорелась настоящая война. Компания настаивала на привычном голливудском хеппи-энде, что решительно не соответствовало замыслу. Дошло до того, что фирма сделала собственную монтажную версию со счастливым финалом, но она лишь единожды была показана по американскому ТВ. Режиссер пригрозил, что откажется от авторства картины, что отрицательно скажется на прокате, и поэтому в кино и на видео зрители увидели уже авторский финал. Эта история получила широкую огласку и была описана в книге «Битва за «Бразилию», ставшей бестселлером. Топ-критик С.Кудрявцев (его оценка 8 из 10) называет «Бразилию» наиболее амбициозным, грандиозным по декорациям и размаху проектом Гильяма, в котором он «дал полную волю своей неиссякаемой фантазии». В то же время, «Наверно, вопреки желанию режиссера, супердекорации Н.Гарвуда, причудливые композиции художников К.Пейна и Д.Бирда, оригинальные костюмы Д.Эчисона начинают доминировать в фильме, отвлекать внимание зрителей от повествования, которое во второй половине развивается все труднее, медленнее, угасающе, почти на холостом ходу». Определеннее всех высказался справочник «Мувиз он Ти-Ви энд видеокассет»: «Вы уже через 5 минут знаете то направление, по которому двинется эта футуристическая комедия -- а она все движется, и движется, и движется». Но это не помешало американским журналистам, пишущим о кино, назвать «Бразилию» в числе 10 лучших за 80-е годы. А среди некоторых ценителей этого гильямовского «метеорита современного кино» (по словам француза Р.Бассана) с загадочной отсылкой в названии к популярной песне 50-х гг. фильм стал культовым». По опросу читателей «Time Out» «Б» вошла в 100 лучших фильмов (50-е место) в истории кино. Я же помню, как «завис» на просмотре «Бразилии» во время недели британского кино в Москве, отчего в аэропорт пришлось ехать на такси, хотя таковое было крайне накладно. Съемки проводились в Лондоне и Marne-la-Vallee (Франция). Номинации на «Оскар»: декорации и сценарий Гильяма, Ч.Маккоуэна и Т.Стоппарда. Премии BAFTA: декорации и спецэффекты. Номинация на «Hugo». Ряд других наград. Сборы в США $9,9 млн. Бюджет $15 млн. Во Франции фильм посмотрели 1 млн. зрителей. Рейтинг IMDb -- 8/78709 голосов. Треть ответивших оценили фильм в 10 баллов. ***
«БУШ»
(5, Сб, Лад, 0-25)
W, США – Швейцария – Австралия – Гонконг - Китай, 2008, 129 мин., PG-13. Реж. Оливер Стоун («Взвод», «Александр»); в рол.: Джош Бролин (Д.-У.Буш), Элизабет Бенкс (Лора Буш), Джеймс Кромуэлл (Джордж Герберт Уокер Буш), Элен Бёрстин (Барбара Буш), Ричард Дрейфус (Дик Чейни), Джеффри Райт (Колин Пауэлл), Скотт Гленн (Дональд Рамсфелд), Тэнди Ньютон (Кондолиза Райс), Тоби Джоунс (Карл Роув), Брюс Макгилл (Джордж Тенет), Йоан Гриффит (Тони Блэр), Дженифер Сайпс (Сьюзи Эванс), Ноа Уайл (Дональд Эванс), Деннис Бутсикарис (Пол Вулфовиц), Стейси Кич (Эрли Хадд), Джейсон Риттер (Джеб Буш), Джесси Бредфорд (Тетчер), Энн Пресли (Энн Калтер), Колин Хэнкс (спичрайтер)
Биографическая драма. Повествует о жизни Джорджа Уокера Буша (род. 6.7.1946 г.), политика-республиканца, 43-го президента США (2001-2009). Представляете, фильм рассказывает о действующем президенте страны (впервые в истории страны), но без пиетета по отношению к нему. Правда, нет в нем провокативности или пародийности, зато ироничности в достатке. Но явно не этого ожидали от работы прославленного О.Стоуна кинообщественность и массовый зритель. Тем более, что репутация Буша подталкивала то ли к сатире, то ли к высмеиванию. Но Стоун не стал «топить» человека, с которым вместе учился в Йельском университете. Впрочем, он узнал про этот факт лишь в 1998 году на встрече выпускников. А в студенческую пору Оливер и Джорож и знакомы не были, и по жизни сильно разошлись. Первый, отучившись год, отправился в воюющий Вьетнам, второй – наслаждался светской жизнью и делал карьеру … Честно говоря, я до конца не разобрался, чего именно хотел Стоун добиться данным фильмом и как к нему может относиться Буш? Возможно мэтр оказался чересчур тонким в подаче материала, с помощью которого, как известно, намеревался удивить, как сторонников, так и противников Буша. Я не отношусь ни к одному из этих лагерей, поэтому просто смотрел фильм о высоком чиновнике, получив в итоге нарезку событий, которые мне были известны из СМИ. Причем, еще накануне президентских выборов 2004 года, в интервью «Playboy» Стоун сказал, что не думает о фильме про Буша, так как «необходима историческая перспектива. Чтобы сделать «Никсона» мне понадобился зазор в 20 лет…». Однако затем режиссер (снявший также фильм и о президенте Кеннеди) пересмотрел собственное мнение, возможно потому, что персона Буша казалась очень уж «горячей». Или же очень захотелось поведать о том, что для победы на президентских выборах США можно быть вполне заурядной личностью? Особенно, обладая поддержкой влиятельных кругов и близким простому народу обаянием. Мол, это важнее, чем не путать Ирак с Ираном. После того, как нам еще раз напоминают, что Бушу выпало судьбой решать масштабные геополитические задачи, зрители фильма погружаются в его молодость. Начиная с посвящения в студенческое братство, напоминающее пытку. Потом Джордж за хулиганство в общественном месте оказывается за решеткой. Папа-конгрессмен приходит на помощь, несмотря на то, что сынок сторонится его. Воспитывает. Вынуждает поработать рабочим на скважине. Очень хочет, чтобы наследник достиг высот, но тот упирается, вынашивая идею стать всего лишь бейсбольным менеджером. Джорджа спорт влечет сильнее, чем бизнес, а о политике он пока не думает. Тем более, что еще и влюбляется-женится. Загулы показаны в эксцентрическом преломлении, но это не мешает нашему герою становиться все популярнее. В дальнейшем переданы многие ключевые сцены политической биографии Буша, с нюансами и вниманием к его окружению. Остается же ощущение серой жизни, события которой происходили на очень-очень сильно освещенной сцене. Уделено внимание и религиозным аспектам в жизни Буша. Съёмки начались 20 мая 2008 года в Шривпорте (Луизиана) и заняли всего 46 дней. Первоначально фильм назывался «Bush», но затем был предусмотрительно переименован в «W». В прокат он вышел накануне президентских выборов. Возможно это было ошибкой. Интерес к «хромой утке» Бушу был в существенной мере потерян. Адмирал Дебора Лоуэр, которая докладывала Бушу утром 9/11, была техническим консультантом фильма. 40-летний Д.Бролин номинировался на «Satellite» и премию Ирландской киноакадемии. Причем, появился он в проекте скоропалительно, после того, как накануне съемок, от роли Буша отказался К.Бейл («Темный рыцарь»). А ведь по свидетельству очевидцев, образ президента «сидел на нем, как влитой». К слову, У.Битти и Х.Форд отказались от роли Буша-старшего по идейным мотивам. Джош Бролин готовился к роли, просматривая документальное видео и пытаясь подражать оригиналу. К началу работы он сильно похудел, чтобы потом «стареть», постепенно набирая вес. Любопытно, что отцу Джоша доводилось играть президента Р.Рейгана. Сборы в США $25,5 млн. Сборы в остальном мире $4 млн. Продажи в США на DVD $4,2 млн. Бюджет $25,1 млн. Рейтинг IMDb – 6,6/23372 голоса. **
«ЖИЗНЬ ЭТОГО ПАРНЯ» ***1/2
(31, Пн, СТВ, 23-25)
This Boy’s Life, США, 1993, 115 мин., R. Реж. Майкл Кейтон-Джонс («Роб Рой», «Основной инстинкт 2»); в рол.: Роберт Де Ниро (Дуайт Хэнсен), Эллен Баркин (Кэролайн Вольфф), Леонардо Ди Каприо (Тоби), Джонах Блехман (Артур Гейл), Крис Купер (Рой), Тоби Магуайр (Чак), Карла Гуджино (Норма), Зэхари Энсли (Скиппер), Трейси Эллис (Кэти), Трэвис Макдональд (Психо)
Ретродрама по автобиографической повести Тобиаса Вольффа (род. 19.6.1945 г.), ныне профессора английской литературы в Колумбийском университете, вспоминающего о своем детстве на рубеже 50-60-х годов. Итак, хронически неудачливая Кэролайн (38-летняя Э.Баркин, «Море любви») после развода с мужем, который женится на богатой даме, вместе с сыном-подростком Тобиасом (18-летний Л. Ди Каприо, «Титаник») почти бесцельно колесит по стране в поисках лучшей участи. Останавливаясь в разных городах, Кэролайн безрезультатно пытается наладить их жизнь. Она переносит множество разочарований, пока не встречает настоящего, надежного мужчину -- приятного и вежливого почтальона Дуайта Хэнсена. Он кажется идеальным супругом и прирожденным отцом. Но опора, выглядевшая более чем надежной, оказывается с изъяном. За мягкими манерами Дуайта обнаруживается характер прирожденного деспота, сурового и вспыльчивого человека, искренне считающего, что злобой, насилием и истерикой можно творить благо. Пасынку Тобиасу он так и заявляет: «Ты плохой и я либо тебя убью, либо сделаю хорошим». Радикальную «Программу по перевоспитанию» Дуайт исполняет с неумеренной активностью, словно главную задачу своей жизни. И жизнь семьи быстро превращается в ад... Яркая, глубокая и несколько неожиданная работа 49-летнего Р.Де Ниро («Мыс страха»), ныне ударившегося в комедии. Впрочем, критика в основном отнеслась к ленте без почтения, упрекая ее авторов в чрезмерной увлеченности американским стилем и вторичности драматургического материала. Как пишет критик С.Кудрявцев (оценка 5 из 10) «Из-за отсутствия неповторимой интонации и собственного стиля изложения все выглядит еще тривиальнее, чем это кажется по изложенному сюжету. Хотя теперь любопытно пересмотреть ленту из-за участия в ней тогда мало кому ведомого юного Ди Каприо». Ныне тоже знаменитый, а тогда 17-летний дебютант Т.Магуайр («Человек-паук») тоже претендовал на главную роль, а снялся в фильме по ходатайству выигравшего у него друга Лео. Кстати, Ди Каприо по ходу съемок вырос, отчего ему пришлось намеренно горбиться. Наград нет. Сборы в США $4,1 млн. А вот рейтинг IMDb высок – 7,2/12230 голосов. ***
«НА ЛИНИИ ОГНЯ» ***1/2
(4, Пт, ОНТ, 0-35)
In the Line of Fire, США, 1993, 129 мин., CD, R. Реж. Вольфганг Петерсен («Президентский самолет»); в рол.: Клинт Иствуд (Фрэнк Хэрриган), Джон Малкович (Митч Лири), Рене Руссо (Лилли Рэйнс), Дилан Макдермотт (Эл Д’Андреа), Джон Махоуни (Сэм), Гэри Коул (Билл Уэттс), Фрэд Далтон Томпсон (Гарри)
Психологический триллер/боевик. Снят на волне моды тех лет на фильмы о телохранителях. По сюжету похоже на «Телохранитель» с К.Костнером. Ведь в обеих лентах главные герои -- профессионалы высшей пробы, которые в прошлом допустили существенный просчет при охране первых лиц, что в корне изменило их судьбу. А противостоят им достойные соперники -- воспитанники американских спецслужб. Основное различие этих родственных лент в том, что если в «Телохранителе» уклон в лирико-музыкальную сторону, то в «На линии огня» -- в нравственно-политическую... Знаменитый К.Иствуд самолично отобрал сценарий Д.Магуайра (в нем использовались реальные ситуации из избирательной компании Б.Клинтона), а из целой группы «очереди» режиссеров предпочел немца В.Петерсена («Бесконечная история»). В 62-летнем возрасте Клинт (за гонорар в $7 млн.) после мучительных раздумий снялся в роли, требовавшей высоких физических кондиций (действительно висел на высоте шестого этажа), а готовили его реальные охранники президента США. Но при всех очевидных приметах высокого профессионализма, на экране -- холодно просчитанный шлягер сезона и не более того. Роль Фрэнка хотели получить Р.Рэдфорд и Д. Хоффман. От роли Лилли отказались Ш.Стоун и Г.Клоуз. Митча мог сыграть Р.Де Ниро. 39-летний Д.Малкович («Тень вампира»), готовясь к роли, месяц жил почти в полной изоляции.Номинации на «Оскар» и BAFTA: сценарий, монтаж и Малкович, который также претендовал на «Золотой глобус», «Saturn» и премию MTV (как злодей). Номинация на «Edgar» за сценарий. Сборы в США $102,3 млн. Сборы за рубежом $85 млн. Музыка Э.Морриконе. Сборы в США $102,3 млн. Сборы за рубежом $74,7 млн. Бюджет $40 млн. Гонорар Малковича $1 млн. Рейтинг IMDb -- 7,2/31765 голосов. **1/2
«ПРИВЕТ, ПОКА»
(2, Ср, БТ, 23-00)
Hello Goodbye, Франция – Италия -- Израиль, 2008, 99 мин., PG. Реж. Грэхэм Гюи («Похитители», «Обет молчания»); в рол.: Фанни Ардан (Жизель Гааш), Жерар Депардье (Ален), Жан Бенгиги (Симон), Лайор Ашкенази (Йосси), Сэссон Габаи (шеф полиции), Жилль Гастон-Дрейфус (Силецки), Франсуаза Кристоф (мама Алена), Жан-Мишель Лами
Драма с социальными мотивами и вкраплениями приемов эксцентрической комедии положений. Обычно эту ленту представляют, как сугубо развлекательную, что, на мой взгляд, не просто неверно, а сопряжено с внутренним отторжением, возникающим у зрителей по ходу просмотра. Ведь приготовился от души посмеяться, а почему-то лишь страдальчески переживаешь за героев, угодивших в крайне затруднительную ситуацию. Более того, не иди речь о солидной ветви религии и стране, в которую эмиграция – обычное дело – показалось бы, что героиня попала под влияние тоталитарной секты, поэтому и совершает неразумные поступки. Иначе бережнее была бы к членам своей семьи, которые ее очень любят, да и к себе самой. Итак, благополучная французская супружеская чета Гааш комфортно проживает в Париже. Ее глава Алан – не просто опытный гинеколог, пользующийся авторитетом и спросом, но и занимающийся наукой. Он написал книгу о плаценте, вызвавшую интерес среди профессионалов. Лишить такого человека любимого, творческого дела – жестокость. Алан трепетно относится к супруге Жизель, терпит ее сумасбродства и не цыкает в ответ, даже когда такая реакция определенно пошла бы ей на пользу. Например, когда она, добиваясь своего, подчеркнуто показно разбивает только что подаренный мужем новенький автомобиль. Мол, и не думай, что я могу поступиться принципами. Но Алан, как мне видится, все равно не предполагает, что дойдет до полного «переформатирования» жизни…Возможно рубежом стал брак сына наших героев Симона, после которого тот начал жить самостоятельно и у Жизели стало совсем мало хлопот. Причем стоит отметить, что сын женился на католичке, а свадьба была проведена без религиозного уклона. Да и насколько я понял, Жизель и не еврейка вовсе, а Алан, корни которого находятся в Литве, вспоминает о своей национальности лишь в свете семейной традиции и культурного контекста. Но чтобы оставить все и отправиться в далекую страну, где нет родственников, язык непонятен, а климат -- непривычен, ему логично кажется неразумным. Тем более, что в житейском плане он ощущает себя стопроцентным французом и иной судьбы не мыслит. Однако Жизель решает, что до этого они жили неправильно, а теперь пришло время срочно исправить ошибки. Поначалу Алан воспринимает эти планы, как некое чудачество и в целом идет на поводу у любимой, надеясь, что у нее это … пройдет. Он лишь мягко ее отговаривает по каждому конкретному пункту, предлагая оценить потери, которые обязательно случатся. В «процессе переговоров» выясняется, что эту даму, про которую казалось все известно, крайне сложно сбить с цели. Тем более, что во время турпоездки Израиль на обоих супругов произвел благоприятное впечатление. Если, конечно, не считать нюансов, вроде жары или обилия вооруженных лиц на улицах. Зато цены на недвижимость показались доступными. Жизель легко находит будущих учителей в вопросах еврейской философии, истории Израиля и иврита, а Алану, что чрезвычайно важно, с ходу предлагают место заведующего отделением серьезной больницы. Не знаю, насколько дальнейшие события реалистичны в практическом плане, но, судя по фильму, супруги стремительно оформляют израильское гражданство, продают парижский дом, а нажитое имущество, начиная с мебели и заканчивая фотоальбомами, отправляют контейнером на корабле, который, как впоследствии оказывается, тонет. Страховка же смехотворна. Мне кажется, что не только надобно, но и легко быть прагматичнее. Начиная с того, чтобы еще до переезда решить вопросы с жильем и работой. Однако все пущено на самотек, взято на веру, как следствие, Алан и Жизель фактически оказываются у разбитого корыта… Впрочем, ощущение катастрофы изводит только Алана, Жизель же воодушевленно проводит время с молодым раввином (заодно чемпионом по пляжному волейболу). Она по-прежнему не хочет идти на уступки и добивается от мужа проведения обряда … обрезания. Алан идет даже на такую жертву, хотя свершающий «это» (без обезболивания и при помощи сексапильной помощницы) врач признается, что впервые имеет дело с взрослым мужчиной. Физические муки Алана ужасны, но еще хуже, что работает он теперь мойщиком машин, теряя квалификацию и прячась от знакомого французского коллеги, прибывшего на конференцию. Добавляет хандры, что жить приходится в практически пустой затрапезной квартирке, пользуясь лишь тем, что подарили сердобольные (и небогатые) соседи. Дойти до такого кризиса надо уметь, но у наших героев получилось. Теперь осталось разобраться, как и где жить дальше? И оставаться ли семьей? Финал ленты открыт, можно запросто снимать продолжение…Я хорошо помню, как уезжали в Израиль советские евреи, пытаясь заново устроить свою жизнь, скрыться от советской тоталитарной системы и разного рода проявлений антисемитизма. Но чтобы в таком же режиме отправляться из не находящейся за «железным занавесом» современной Франции? Может быть, я не совсем понимаю, а именно в этом и заключен юмор? Но, судя по тому, как был принят фильм – его не поняли нигде. А многие из зрителей назвали картинку откровенно антиизраильской. Впрочем, такое относится, прежде всего, к бюрократической системе страны, которая проявляет равнодушие, а то и высокомерие. 59-летние Ф.Ардан и Ж.Депардье, когда-то вместе блиставшие в фильме Ф.Трюффо «Соседка», пребывают в хорошей форме, но едва ли получили от участия в этой ленте творческое удовлетворение. В съемках были заняты не только израильские актеры, но и жители Центра абсорбции, расположенного в Мевасерет Ционе. По свидетельству очевидцев, в перерывах между дублями Депардье с удовольствием игрался с эфиопскими детьми. А вот иврит давался Жерару с большим трудом. Наград нет. Во Франции его посмотрели 64 тыс. зрителей. Бюджет €4 млн. Рейтинг IMDb – 5,2/144 голоса. *1/2
«ФАНТОМНАЯ БОЛЬ»
(4, Пт, НТВ, 22-05)
Phantomschmerz/ Phantom Pain, Германия, 2008, 97 мин., PG-13. Реж.-сцен. Маттиас Эмке (полнометражный дебют); в рол.: Тиль Швайгер (Марк Самнер), Яна Палласке (Ника), Стипе Эрчег (Александр), Луна Швайгер (Сара), Алвара Хёфельс (бармен), Джулия Брендлер (Анна), Кида Рамадан
Драма, сюжет которой основан на реальных событиях, происшедших в 2004 году с велосипедистом Штефаном Зумнером, другом постановщика данного фильма. При его создании он был одним из дублёров необычно лохматого 44-летнего Т.Швайгера («Босиком по мостовой»). Итак, Марк Самнер работает в продавцом спортивном магазине и рабочим, кажется, в порту, а увлекается велогонками, в основном горными. Подходит к этому делу настолько серьезно, что кажется профессионалом. Но это не так, ведь купив автомобиль, он полгода не в состоянии платить алименты бывшей супруге и реже, чем стоило бы встречается с дочерью Сарой (11-летняя Л.Швайгер, дочь Тиля), которая его очень любит. В чем Марк хорош, так это в умении покорять хорошеньких барышень и быть душой компании. Он умен, насыщен разнообразной информацией и все это использует в общении с женщинами и друзьями. При этом Марк вовсе не лишен совести и сомнений. Поэтому однажды продает вожделенный автомобиль, чтобы дать денег маме Сары, а, направляясь по делам уже на мопеде, разбивается и оказывается на грани жизни и смерти. Сначала врачи говорят, что пациент почти безнадежен, потом появляется лучший сценарий. Спасти жизнь может ампутация ноги выше колена. Для человека его образа жизни это вдвойне ужасно, но что сделаешь? Зато к Марку потянулись родственники и знакомые, со многими из которых приходится пересматривать отношения. Включая дочь, подругу Нику и брата Александра. Но особенно изводят Марка фантомные боли. Это удивительное явление человеческого организма, при котором болит то, чего нет. В данном же случае, название несет еще и многогранный психологический подтекст. Оказавшись без ноги, наш герой сначала запивает, но потом вспоминает, что он покорил не все горы, о которых мечтал… Фильм, который едва ли можно назвать кинопроизведением. Это скорее рассказ истории в телестилистике. Но вполне качественный. Съемки проводились в Берлине и Франкфурте на Майне. В Германии фильм посмотрели 94 тыс. зрителей. Сборы в России $10 тыс. Участие в МКФ в Сан-Паулу. Рейтинг IMDb – 6,2/306 голосов. **
«ХОРОШИЙ»
(4, Пт, БТ, 21-45)
Good, Великобритания -- Германия, 2008, 96 мин., R. Реж. Виченте Аморим («Дорога в облака»); в рол.: Виго Мортенсен (Джон Халдер), Джейсон Айзек (Maurice Israel Glückstein), Джоди Уитейкер (Анна), Стивен Макинтош (Фредди), Марк Стронг (Бухлер), Джема Джонс (мама), Анастасия Хилл (Хелен Халдер), Рут Геммель (Элизабет), Стивен Элдер (Адольф Эйчманн), Эдриан Шиллер (Йозеф Геббельс), Ральф Райч
Ретро-драма по пьесе С.-П.Тейлора (6.11.1929 – 9.12.1981), британца который в творчестве, как правило, опирался на свое еврейское происхождение (его семья в этом плане была радикальной) и социалистические убеждения. Он много работал для ТВ. Умер от пневмонии, а заболел, видимо потому, что писал, как привык, сидя в холодном сарае. Пьеса «Хороший» (1981 г.) была впервые поставлена в Королевском шекспировском театре и была отмечена рядом регалий. Именно тогда ее и впервые увидел начинающий актер В.Мортенсен (род. 20.10.1958 г. в Нью-Йорке), прибывший в Лондон на пробы. Они прошли неудачно, но съездил он получается, не зря. Как отмечал Вигго: «Пьеса поразила меня, как сломавшая все традиции. Она совершенно была не похожа на все, что было написано о Холокосте и нацистах до тех пор, хотя было создано множество прекрасных произведений. В этой истории нет катарсиса, нет героического конца, нет маски, надетой для того, чтобы показать хорошего-прехорошего или плохого-преплохого парня. Вот почему здесь не существует дистанции между сегодняшней аудиторией и историческим периодом. Пьеса не предоставляет тебе расстояния, чтобы подумать: «Какие плохие эти немцы! Они мне не нравятся!». Здесь характеры прописаны точно так, как в жизни. Вот почему многие разочаровываются: некоторым не очень приятно отождествлять себя с кем-то из героев произведения. Почему существуют люди, не желающие видеть истинное положение вещей? Почему люди, в какой бы то ни было стране мира, могут вести себя подобным образом? Как могут правительства поступать так, как это? Люди позволяют подобному случаться не только в Германии, но и в Англии и Америке, которая поддерживала правительство Гитлера, а крупные компании устанавливали экономические отношения с нацистской Германией. Так легко говорить о немцах и о том, какими они были нетолерантными, как шли за Гитлером, как стадо овец, верить, что мы-то сами не такие. Но это не так. А что происходило в таких местах, как Аргентина, Чили, Китай, Испания? Что делалось в течение 40 лет правления Франко?». И ведь, действительно, эта история универсальна. Можно назвать множество интеллектуалов и творцов, которые то ли купились, то ли увлеклись, не заметив, что обслуживают тиранов и насаждают зло. А потом еще и удивляются, как могло произойти, что идеи, например, нацизма, овладели массами. Но ведь самые ужасные вещи происходят постепенно, шаг за шагом. Мортенсен («Властелин колец») регулярно выказывает свою гражданскую позицию. Носить фашистскую форму, по его признанию, было неприятно, но к данному факту он отнесся, как к своего рода профилактической для мира миссии. Вигго тщательно работал над поправками к сценарию, а перед началом съемок провел довольно долгое время в Германии и Польше, слушая музыку (в основном, Малера), которую слушал бы Халдер. Артист разыскивал книги, которые его персонаж мог бы иметь, чтобы добавить художественную составляющую образа. А еще собирал цветы, камни, другие предметы с мест, где были концлагеря, и выложил их, как дорожку... Играет же он преподавателя университета Джона Холдера -- мыслителя, имеющего принципы, но буквально задерганного бытом, семейными конфликтами, банальной нехваткой денег. Почти выжившая из ума мать мочится под себя, чтобы привлечь его внимание. Поэтому почти не удивительно, что по ночам Джон пишет роман о благотворной эвтаназии. Именно это произведение, 4 года спустя, в 1937-м, замечают... наци. Самому фюреру понравилось книга Холдера. Сотрудничество оплачивается настолько щедро, что отказаться невозможно. Шаг за шагом движется вверх карьера, а принципы уходят все на более дальний план. Хотя поначалу въехать в квартиру профессора Мандельштама, заняв его место на кафедре, кажется невозможным. И тем более облачиться в форму СС… Этот фильм затрагивает одновременно и эмоциональную, и интеллектуальную сферы, но кинообщественность осталась к нему равнодушной. В 2005 году фильм начинала ставить Лоне Шерфиг («Воспитание чувств») с Хью Джекманом в главной роли. Не сложилось. Съемки проводились в Будапеште. Кстати, венгерские надписи видны на могилах на кладбище, которое согласно сюжету – берлинское. Д.Айзек номинировался на премию критиков Лондона. Сборы в США $27 тыс. Сборы в остальном мире $1,5 млн. Бюджет $15 млн. Рейтинг IMDb – 6,1/2225 голосов.