https://www.traditionrolex.com/8
<p>Компания «Подевюс» недавно отметила свое «совершеннолетие» - 14 января ей исполнилось 18 лет. За это время тур­фирма достигла немало, но мирно почивать на лаврах ее руководство пока не собирается. О планах на будущее, новых проектах и о том, как непросто порой претворять их в жизнь, газете«Туризм и отдых» рассказали генеральный директор компании «По­девюс»<strong> Виктор Повзун</strong> и директор туристического отдела <strong>Инесса Масловская</strong>.</p>

Компания «Подевюс» недавно отметила свое «совершеннолетие» - 14 января ей исполнилось 18 лет. За это время тур­фирма достигла немало, но мирно почивать на лаврах ее руководство пока не собирается. О планах на будущее, новых проектах и о том, как непросто порой претворять их в жизнь, газете «Туризм и отдых» рассказали генеральный директор компании «По­девюс» Виктор Повзун и директор туристического отдела Инесса Масловская.

pridor

Белорусский турбизнес зарож­дался в 90-х годах. Вашей компа­нии исполнилось 18 лет - это зна­чит, что она была в числе первых. Какими достижениями вы горди­тесь и в каком направлении пла­нируете развиваться дальше?

Виктор Повзун: Наше последнее достижение - это, пожалуй, приоб­ретение предприятия придорожно­го сервиса, существующего с 1997 года. В собственности находится 2 придорожных кафе на 29-м киломе­тре трассы Минск - Гродно, правда, в 2009 году одно из них разрушено, а второе требует существенной рено­вации. Но сейчас это наше детище, у нас очень большие планы по разви­тию этого проекта - на месте разру­шенного кафе мы хотели бы постро­ить новый комплекс придорожного сервиса.

Инесса Масловская: Помимо стро­ительства кафе, в планах мини-гости­ница, создание и обустройство дет­ской площадки; и еще мне, как любой женщине, хочется «навести красоту», используя ландшафтный дизайн. За­думок много...

-   Не секрет, что придорожный сервис в Беларуси - это вопрос острой необходимости. И хотя го­сударство пытается привлечь в эту сферу частный капитал, биз­несмены в целом не горят желани­ем вкладывать в нее деньги. По­чему вы решили двигаться в этом направлении?

В.П.: Может быть, потому, что я остался без работы (смеется). В жиз­ни турфирмы уже практически не тре­буется моего участия, в транспорт­ном отделе компании тоже, так что я решил взяться за что-то новое. На са­мом деле у меня всегда было пони­мание того, что бизнес нужно дивер­сифицировать. Туризм - это все-таки сезонная работа, к тому же в какой- то год он может быть на подъеме, а в какой-то - не очень. В целом туризм и ресторанно-гостиничная деятель­ность идут в очень плотной связке, поэтому мне уже давно хотелось от­крыть свое кафе, где туристов могли бы обслуживать в соответствии с мо­ими представлениями о сервисе. Я много путешествую на собственном автомобиле и в западном, и в восточ­ном направлении. Мне легко сравни­вать придорожный сервис Беларуси и наших соседей. К сожалению, сравне­ние не в нашу пользу. А я патриот. Все хорошее, что вижу за границей, я хочу видеть и у себя на Родине. Хочу, что­бы наши зарубежные партнеры и ту­ристы могли так же высоко оценить белорусский сервис и почерпнуть что-то для себя. Я не говорю сейчас про роскошные рестораны столицы - там все на уровне, но там и ценник соответствующий, который далеко не всем доступен. А вот если у меня по­лучится удивить людей, которые еще на пути в столицу, значит, я не зря на­чал это дело. У меня много планов по развитию придорожного сервиса - лишь бы хватило моральных сил на их реализацию и на то, чтобы бороть­ся с бюрократическими препонами. Если все получится, туристов будем кормить в своем кафе, организовы­вать для них развлекательные про­граммы. У нас большой опыт по этой части, а главное - большое желание это делать.

И.М.: Нам часто приходится устра­ивать корпоративные праздники - и маленькие, и с большим числом го­стей. И к сожалению, непросто найти кафе или договориться с туристиче­ской базой, чтобы там накрыли стол по-хозяйски - чисто, вкусно и по до­ступной цене. И если хочешь, чтобы все было на уровне, ты должен при­сутствовать на мероприятии и кон­тролировать все, вплоть до салфеток, чтобы потом не было стыдно перед клиентами. Мы делаем работу, кото­рую не должны делать. Во многих на­ших заведениях общепита качество сервиса, посуды, собственно кухни оставляет желать лучшего. Особен­но остро реагируют на это иностран­ные туристы, которые привыкли к другому уровню. Поэтому, когда Вик­тор Юрьевич на семейном совете со­общил свое окончательное решение об организации точки общепита, мне ничего не оставалось как поддержать его. Скажу честно, это было не только «волнительно, беспокойно, страшно», но и - как все новое - безумно инте­ресно. А если тебе интересно то, что ты делаешь, то людям будет интерес­но с тобой.

- И какой на деле оказалась под­держка государства, которую обе­щали тем, кто решил развивать придорожный сервис?

В.П.: Когда приобретал предприя­тие придорожного сервиса, у меня и в мыслях не было, что при такой под­держке государства и президента (Указ №270 от 15.05.2008 г.) мы стол­кнемся с такой непробиваемой бюро­кратической стеной.

За 18 лет работы компании «Поде- вюс» мы никогда ничего не просили, нам никто не дал ни копейки. Поэто­му и сейчас мы рассчитываем только на свои силы - лишь бы нам не мешали. И я искренне не понимаю: если го­сударство протягивает руку какой-то сфере, почему чиновники все равно ставят ей подножки? Я не вижу смыс­ла браться за какое-то дело, если нет возможности подойти к нему основа­тельно. Но пока нам дают разреше­ние на строительство на месте преж­него кафе только временного здания. А что такое временное здание? На ме­сте прежнего вагончика поставить новый? О каком уровне придорожно­го сервиса в Беларуси тогда говорить? Я хотел бы построить здание, которое простояло бы не один десяток лет. Ка­питальное здание подразумевает и все коммуникации, и газовое отопле­ние. У нас в проекте кухня 90 кв.м - как ее можно сделать временной?

И.М.: Проект нам делали знако­мые архитекторы из Эстонии. Здание с мельницей, с открытыми терраса­ми. На первом и втором этажах два уютных зала, каждый с независимой эстрадой, два банкетных зала с па­норамными окнами - для приватных бесед и для переговоров. Прежний владелец кафе год ходил по разным инстанциям, пытаясь восстановить объект придорожного сервиса, и в конце концов сдался, продал фирму. Нам он сказал: «Я желаю, чтобы у вас хватило сил». Даже не материальных - моральных.

В.П.: Сразу мы получили только эскиз, где учитывались все мои поже­лания, сейчас проект практически го­тов, закончены геодезические иссле­дования. Если в итоге нам все-таки не дадут разрешение на строительство капитального здания, будет потеря­но столько сил и средств! А главное - вера в то, что в нашей стране можно чего-то достичь. Даже если само госу­дарство является инициатором этой идеи. Но отдельные чиновники, прикрываясь различными ведомствен­ными постановлениями или, может быть, устаревшими указами, боятся или же не хотят поддержать инициа­тиву и помочь инвестору узаконить его дело, чтобы он был не на птичьих правах, а с гарантиями какого-то бу­дущего.

Мне кажется, здесь и кроется ответ на ваш вопрос, почему бизнесмены не слишком горят желанием вклады­вать деньги в придорожный сервис. На то он и бизнесмен, чтобы считать деньги и вкладывать их в долгосроч­ные проекты, а не в борьбу с «ветря­ными мельницами». Но я верю, что здравый смысл победит.

- А почему вы не можете полу­чить такое разрешение?

В.П.: В Указе президента №270 от 15.05.2008 года под объектами при­дорожного сервиса понимаются как раз капитальные строения, располо­женные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения. И это правильно. Во всей Европе при­дорожный сервис для удобства участ­ников дорожного движения размеща­ется как можно ближе к дорожному полотну. Иначе это уже не придорож­ный сервис. Это я знаю не понаслыш­ке. Мне приходится, как я уже гово­рил, часто ездить по европейским дорогам, и я останавливаюсь в том кафе (или гостинице), которое вижу вживую с дороги, а не ищу по дорож­ным указателям.

Прежде чем заняться придорож­ным сервисом, я долго изучал эту сферу деятельности. И из опыта уже действующих кафе знаю: если оно удалено от проезжей части, то стано­вится намного менее рентабельным и теряет статус придорожного. Мне ка­жется, прежде чем издать Указ №270, специалисты тоже изучили эту про­блему и пришли к правильному выво­ду: размещать придорожный сервис надо на придорожной полосе, а не в лесном массиве или где-то в поле. Но, как оказалось, в 50 метрах от дорож­ного полотна строительство капи­тальных зданий запрещено - на слу­чай, если дорогу в перспективе нужно будет расширять. На этой территории можно строить только временное здание. Разрешение на него дается на 10 лет, потом опять нужно его согла­совывать. И не важно, что дорогу мо­жет понадобиться расширить лет че­рез 30, если вообще понадобится. Так что, по сути, те придорожные объек­ты в Беларуси, которые действитель­но работают при дороге, временные и существуют на птичьих правах. В слу­чае необходимости государство мо­жет просто их снести. Капитальные здания можно строить, отступив от шоссе на 50 метров, но в нашем слу­чае в 50 метрах от шоссе начинается лес, а земли Гослесфонда, по объяс­нениям представителей лесного хо­зяйства, отпускаются только с лично­го разрешения президента. В итоге я сейчас хожу по замкнутому кругу: до­рожники - райисполком - лесники.

Складывается впечатление, что наши чиновники боятся принимать реше­ния. Хотя справедливости ради хоте­лось бы отметить, что районные вла­сти всячески пытаются мне помочь. Но пока безрезультатно. Мне даже пришлось рассказать о своей ситуа­ции журналистам. В итоге после ста­тьи лесники уничтожили зону отды­ха, которая находилась в лесу еще при прежнем хозяине. Беседки разо­брали и сожгли, детские качели сло­мали и увезли. Деревянный туалет сожгли тоже, «чтобы люди не останав­ливались и не мусорили». Через 1,5 километра на этой же дороге, на тер­ритории другого лесничества, уже в Воложинском районе, лесники сами сделали аналогичную зону отдыха, и никому она не мешает. Эти беседки тут столько лет стояли - а после вы­хода статьи в газете «СБ» вдруг ока­залось, что я эту территорию экспро­приировал.

Между тем для придорожного сер­виса это очень хорошее место. Рядом бьет криница, и проезжающие здесь люди десятилетиями у нее останав­ливаются, чтобы набрать воды. А вот в туалет теперь сходить - только в лес.

- А второе кафе сейчас работает?

В.П.: Работает. Честно признаться, когда я увидел его впервые, у меня возникло желание просто снести его и построить новое. Прежний хозяин изначально больше развивал то кафе, с правой стороны дороги, от которо­го теперь ничего не осталось, а это­му внимания уделял меньше. Это вре­менное здание: железнодорожный вагончик с пристройками. Правда, большой плюс - там работают хоро­шие повара. Я периодически прове­ряю кухню и постоянно интересуюсь мнением посетителей.

И.М.: Сейчас мы реновируем со­хранившееся кафе. Меняем все, на­чиная от электрики, канализации, во­доснабжения и заканчивая посудой, мебелью и внесением элементов де­кора. И, честно сказать, каждое ново­введение лично мне доставляет боль­шое удовольствие. Может, потому, что результат этой работы (пока не полу­чение дохода) виден сразу. Это как у хозяйки, которая делает генераль­ную уборку - переставляет, вычищает, моет, - а потом, уставшая, но удовлет­воренная, видит итог.

Уже успели отметить там 18-летие турфирмы. Волновались, как перед экзаменом, но, к счастью, сотрудни­ки были приятно удивлены и благо­дарны.

На наш взгляд, кухню нужно пред­лагать как европейскую, так и бело­русскую. Если человеку нужно выпить чашку хорошего кофе, нужно дать ему такую возможность. А если ему хочет­ся местной экзотики, он может попро­бовать лечебный чай, настоянный на белорусских травах. Чем больше у го­стя выбор, тем лучше.

В.П.: Основной упор все-таки хочет­ся сделать на белорусскую кухню. Тра­диционные блюда - это часть культу­ры страны, и всегда интересно их пробовать, если ты в поездке. Очень хочется приятно удивлять людей, ко­торые еще только находятся на пути в столицу. Опять-таки, придорожный сервис - это не такая сезонная рабо­та, как туризм. Отдыхать у нас в основ­ном едут летом, а кушать люди хотят независимо от времени года.

И.М.: По большому счету, мы уже достигли того уровня, когда можно было бы успокоиться и просто жить размеренной жизнью. Если раньше я не могла представить, как можно уе­хать вдвоем в отпуск и оставить рабо­ту, то теперь все налажено, и в любой момент можно упаковать чемоданы и уехать хоть на две недели. Но, навер­ное, у нас с Виктором у обоих в харак­тере есть «буравчик» - что-то, что не дает останавливаться. Хочется идти вперед, развиваться, чтобы оставить что-то после себя. Но, учитывая наш возраст, хочется все это делать уже с удовольствием. Знаете, как у Сенеки: «Делайте все с увлечением, это страш­но украшает жизнь!»

Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ

Если в итоге нам все-таки не дадут разрешение на строительство капитального здания, будет потеряно столько сил и средств! А главное - вера в то, что в нашей стране можно чего-то достичь.

https://www.traditionrolex.com/8