«ВРАГ ГОСУДАРСТВА №1»
(11, Пт, НТВ, 23-30)
Mesrine: Part 1 – Killer Instinct, Канада – Франция – Италия, 2008, 113 мин., R. Реж. Жан-Франсуа Рише («Любовь», «Нападение на 13-й участок»); в рол.: Венсан Кассель (Жак Мерин), Сесиль де Франс (Жанна), Жерар Депардье (Гьюдо), Жилль Лелуш (Поль), Рой Дюпюи (Жан-Поль Мерсье), Елена Анайя (София), Флоранс Томассен (Сара), Мишель Дюшоссуа (Пьер Андре Мерин), Мириам Буайе (мама Жака), Абделхафид Металси (Ахмед), Людивин Санье (Сильвия)
Криминальная ретро-драма. Первая часть киноистории жизни Жака Мерина (Mesrine, 28.12.1936–2.11.1979), основанная на его книге «Смертельный инстинкт». Он родился под Парижем. Учился в престижной католической школе, но был исключен за агрессивное поведение. В 1955 году женился на Лидии де Соусе. С 1956 по 1959 год воевал в Алжире. В 1961 году женился на Марии де ла Салидад, родившей ему троих детей. В 1962 году был впервые арестован при попытке ограбления банка вместе с сообщниками. Отсидев 1,5 года, устроился в архитектурную компанию, но после увольнения по сокращению штатов вернулся к преступной деятельности, которая приобрела международный масштаб. Ограбил магазины в Женеве и Париже. Открыл ресторан на Канарах. Попался во время ограбления особняка военного губернатора в Пальма-де-Майорке. Спасаясь от преследователей, Жак вместе с любовницей Жанной Шнайдер бежал в Канаду, где некоторое время работал поваром и водителем, но затем снова вышел на преступную тропу. При арестах Мерин умел напускать тумана, используя его в свою пользу. Его криминальные акции становились все наглее, как и побеги из тюрем. После осознания, что в Канаде и США он слишком «наследил», Мерин со своим подельником Мерсье, прихватив любовниц, отправляется в Венесуэлу, а затем в родную Францию. Получив 20 лет строгого режима, он пишет книгу «Смертельный инстинкт» – неполную, но подробную автобиографию. Рукопись была незаконно вывезена и опубликована. Жак хвастался, что лично убил 39 человек. Он мастерски маскировался, заработав прозвище «Человек с сотней лиц». Сотрудничал с террористами. Но в обществе у официального «Врага государства №1» было немало поклонников, покупавшихся на его слова, что он романтик и (или) добивается политических целей. Как завершилась «карьера» Мерина, лучше узнать из фильмов о нем. Кстати, первая экранизация биографии преступника под названием «Мерин»была создана еще в 1984 году. Важно отметить, что Жак был выдумщик еще тот, поэтому верить всему, что происходит в книге/фильме, не обязательно. Об этом честно сообщается авторами представляемой картины. В ней много выразительного насилия (но без натурализма), не обходится и без обнажёнки. Словно в 70-х годах, активно используется полиэкран. Да и в целом фильм снят в классических традициях. Такой мог бы появиться и 30 лет назад. Иное дело, хорошо это или плохо? Авторы ленты определенно играли в классиков и, видимо, были счастливы, когда прочитали в газете «Le Figaro»: «Безжалостный триллер, динамичный и захватывающий. В стиле американских гангстерских фильмов, таких как «Бонни и Клайд», «Крёстный отец» и «Казино». Да-да, фраза «Франция обрела своего «Крёстного отца» воспринята всерьез, хотя, на мой взгляд, натяжка очевидна. Не думаю, что «Враг государства №1» оставит след в искусстве, хотя история жизни известного человека передана весьма интересно, а фоном проходит история стран и народов. Например, в конце 60-х молодой французский воин Жак Мерин на вполне легальной основе, в чем-то даже героически, пытает в Алжире борцов за независимость. Ничего не напоминает из более близких к нам событий? Франции это не помогло, она до сих пор кается в грехах и терпит за них, а между тем Жак возвращается из Африки с пистолетом, боевым опытом и нежеланием зарабатывать на жизнь ежедневным трудом. Полученную в общем-то хорошую работу не ценит, зато с завистью посматривает на друга Поля, который занимается темными делишками, но «весь в шоколаде». Постепенно и Жак втягивается в криминальную деятельность. Родители его раздражают, особенно отец, который во время войны – о ужас! – принудительно работал на немцев. Первый раз попавшись и отсидев, Мерин пытается жить честно – но мешает любовь. От нее неожиданно рождается дочь, нужны деньги. Личная жизнь у Жака не складывается категорически (избиваемая им супруга смывается, оставив ему трех детей), появляются и карточные долги. Вместе с натуральным головорезом Жанной Жак идет на очень серьезные преступления. Как следствие, и полиция, и криминалитет решают его убрать. Приходится бежать за океан. В Монреале удается найти хорошее убежище, но желания трудиться нет совсем. Очень быстро доходит до очередного кровавого эксцесса… Съемки проходили во Франции, Канаде, США (в т.ч. Долине монументов), Испании, Великобритании и Алжире. Премии «Сезар»: режиссура, Кассель и звук. Номинации: фильм, сценарий, съемки, декорации, костюмы, монтаж и музыка М.Белтрами и М.Трампа. 41-летний В.Кассель («Доберман», «Черный лебедь»), выдающийся актер и муж М.Белуччи, удостоен приза МКФ в Токио, французских премий «Lumiere», «Etoile d'Or» и претендовал на «Golden Capital» (Италия). Специально для этого фильма актер набрал 20 кг. Этот процесс занял 4 месяца. По ходу съемок вес намеренно терялся. В борьбе за главную роль Венсан опередил Б.Межимеля («Пианистка»). Причем их творческая конкуренция порой выходила за рамки приличий. Отмечу также, что Л.Санье и С.де Франс выиграли кастинг у Е.Грин и М.Котийяр. Сборы в США $0,55 млн. Сборы в остальном мире $23,2 млн. Сборы в России $2,5 млн. Во Франции фильм посмотрели 2,3 млн. зрителей. Рейтинг IMDb – 7,5/7556 голосов. **1/2
«ДОМ СОЛНЦА»
(11, Пт, ОНТ, 23-05)
Россия, 2009, 95 мин., R. Реж. Гарик Сукачев («Кризис среднего возраста», «Праздник»); в рол.: Светлана Иванова (Саша), Станислав Рядинский (Солнце), Дарья Мороз (Герда), Иван Стебунов (Малой), Моисес Бланко (Хуан), Кирилл Поликашин (Скелет), Алексей Горбунов (Кореец), Ольга Блок-Миримская (Елизавета Анатольевна), Михаил Ефремов (проф. Немчинов), Александр Мохов (Владлен Степанович), Никита Высоцкий (адмирал Карелин), Чулпан Хаматова (Галина), Нина Русланова (баба Оля), Анна Цуканова (Баба Беда), Евдокия Германова (руководитель тургруппы), Иван Макаревич (Андрей Макаревич), Даниил Маргулис (Евгений Маргулис), Татьяна Агафонова (полковник), Сергей Баталов, Михаил Горевой, Иван Кокорин (пьяный дембель), Иван Охлобыстин (лектор), Алексей Панин (матрос), Зоя Кайдановская, Александр Митта, Александр Скляр, Наталья Павловская, Александр Сукачев (клавишник), Гарик Сукачев (Владимир Высоцкий)
Ретро-мелодрама по сценарию Г.Сукачева и Н.Павловской («Атлантида»). С идеей этой заведомо ностальгической ленты рок-идол Гарик носился давно. К ней так привыкли, что реальный выход фильма показался данностью. Причем «Дом Солнца» не просто не вызвал зрительского интереса, а разочаровал многих потенциальных фанатов картины, у которых к тому времени в сознании успело сложиться свое кино о советских хиппи. Спасти положение мог могучий творческий заряд, но на экране лишь пересказ истории, по форме недалеко ушедший от «мыльного» сериала. Между тем Сукачев говорил, что это проект, созданный для широкого проката, поэтому, мол, и пришлось идти на творческие уступки продюсерам. Получается, что напрасно. И потому, что фильм не всегда искренний, и потому, что многие за свою юность не хиппейную, а комсомольскую обиделись. Лично я одинаково сторонился что одного, что другого, видя в них лишь стилистическую разницу. А априорная зацикленность системы на дурных привычках и вовсе отталкивала. У хиппи мне нравилась художественная часть и антивоенная направленность, с которой, впрочем, в системе СССР, увы, почти не «парились». Так что мое отношение к теме картины намного более сложное, чем к ней самой. А уж что и как видят в «Доме Солнца» юные зрители, помнящие себя с постсоветской эпохи, мне и вовсе трудно представить.
Итак, 70-е годы прошлого века. В СССР – расцвет застоя. Милая Саша очень рада, что поступила в мединститут, и очень расстроена, когда выясняется, что влиятельные родители ее «подстраховали». Они стараются сделать это и в отношении личной жизни дочери, сводя ее с перспективным дипломатом. А еще делают поистине царский подарок – путевку в Болгарию. Саша всему этому рада, но еще при поступлении в вуз она обратила внимание на харизматичного парня, которого окружающие называют Солнцем. В надежде вновь увидеть его девушка охотно входит в систему хиппи, которую, правда, ее правильный парень логично называет хаосом. Первым делом Саша попадает на полуподпольный премьерный концерт группы «Машина времени», буквально на ходу принявшей это название (среди исполнителей ролей «машинистов» – двое сыновей участников классического состава и сын режиссера). Они начинают с песни «Битва с дураками». «Что это?» – удивляется Саша. «Рок-музыка», – отвечают ей. Конечно, налетает милиция и разгоняет антисоветчину. В ходе «бегов» по полям Саша узнает, что Солнце – с другой планеты и никогда не знаешь, где и когда он появится. Поэтому ожидать его лучше, покуривая марихуану. И вообще: нет завтра – есть сегодня, всегда сегодня. Ей приходится осваивать заковыристый сленг хиппи. Например, выясняя, что такое «три топора» и «слезы Мичурина» и зачем их разогревать. Много внимания в системе уделяется искусству. Например, стихам Бродского. Среди важных занятий – фарцовка. Костюмы многих экранных хиппи напоминают карнавальные, хотя бывали и такие персонажи. На «детей солнца» устраивали засады, провоцировали якобы антивоенные демонстрации и разгоняли их с помощью конной милиции, действовавшей аки черная казачья сотня. По крайней мере, так было, исходя из данного фильма. Саша искренне удивляется: «Ну как такое может происходить в нашей стране, чтобы били ни за что – лишь за светлые идеалы? Мы же не Америка какая-нибудь». – «С чего ты взяла, что это твоя страна? Это – ИХ страна», – мягко объясняет политическую ситуацию девушке Солнце. «А где тогда моя страна?» – «В тебе и больше нигде». Сбежав из тура в Болгарию, Саша отправляется вместе с системой в вожделенный для нее Крым. Понятно, что, учитывая его красоты, для картины это беспроигрышный вариант. «Мы что, здесь будем жить?» – с ужасом спрашивает Саша (хотя, по меркам советских дикарей, условия вполне хорошие) и слышит в ответ: «Здесь мы будем наслаждаться жизнью». На фоне других девушек системы она безмерно наивная, читай никакая, но, видимо, этим и зацепила «христосообразного» юношу, сына бравого адмирала. Прототип Солнца – лидер московской системы хиппи Юра «Солнышко» Бураков. Хорошая шутка своего времени: «Иногда так хочется быть Богом… или хотя бы секретарем обкома партии». Актерский состав фильма – своеобразная система-тусовка, основанная на дружеских и родственных связях. Производство фильма неоднократно замораживалось и в сумме продолжалось около 4 лет. Съемки проводились в Москве и Крыму (Балаклава, Карадаг, Керчь). На загоревших обнаженных телах девушек видны полоски от стрингов, которых в СССР не было. Подобных непопаданий во время в «Доме Солнца» немало. В саундтреке звучат «Машина времени», «Воскресение», «Калинов мост» и мировые хиты начала 70-х. Музыка Алексея Белова из группы «Парк Горького». «Дом Солнца» активно показывается на разного рода мелких и узконаправленных фестивалях, в том числе американских. Завоеваны и награды, но не из числа тех, о которых стоит говорить. Сукачев все еще надеется, что его детище попадет в мировой прокат. Так и хочется съязвить, что исключительно вместе с «Утомленными солнцем – 2». Рейтинг IMDb – 5,7/126 голосов. Рейтинг «Кинопоиска» (РФ) заметно выше – 7,2/4307 голосов. Женская оценка на 0,6 балла выше мужской. **
«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ» **1/2
(12, Сб, БТ, 21-40)
Meet the Parents, США, 2000, 108 мин., СD, PG-13. Реж. Джей Роуч («Остин Пауэрс – 1-3», «Ужин с придурком»); в рол.: Бен Стиллер (Гейлорд «Грег» Фокер/Трахер), Роберт Де Ниро (Джек Бирнс), Тери Поло (Пэм), Блайт Даннер (миссис Бирнс), Оуэн Уилсон (Кевин), Джеймс Ребхорн (д-р Лэрри Бэнкс), Николь де Хафф (Дебора), Томас Маккарти (д-р Боб Бэнкс), Филлис Джордж (Линда), Джон Абрахамс (Денни), Спенсер Бреслин
Комедия положений. Иной раз смотришь документальный фильм из жизни животных – да и поразишься значению, которое придается разного рода условностям. Даже тогда, когда они теряют всякий смысл. Впрочем, у братьев наших меньших все основано на веками отшлифованных инстинктах, способствующих (или способствовавших) сохранению вида. А что мешает нам, людям, не придавать значения тому, что не имеет практического смысла? Неужели тоже инстинкты? Причем соблюдение условностей часто настояно на натуральной дедовщине, хотя и не имеет отношения к армии. Кто не сталкивался с тем, как силами старшего поколения все относящееся к созданию новой ячейки общества превращается в форменное издевательство над молодыми? Пусть и под прикрытием пышных нарядов и высоких фраз. И почему так редко бывает, чтобы родители говорили детям: «Это ваша свадьба. Как сделать, чтобы она вам понравилась?» Куда чаще встречаются диктат и желание реализовать собственное эго. А всего лишь знакомство с родителями близкого человека бывает пострашнее парткомиссии. И никакой скидки на то, что жених не вливается в семью невесты, а увозит ее с собой, как и на то, что повлиять на решение дочери родители практически не в состоянии. Они словно обязаны продемонстрировать характер и внести в атмосферу нотки «холодной войны», что никак не поможет в налаживании дальнейших отношений… Теперь вы, надеюсь, лучше представляете состояние замечательного медбрата Грега, который решается, как казалось, на самый трудный для него шаг – объясниться в любви восхитительной Пэм (29-летняя экс-балерина Т.Поло, «Пришествие»). Но следом возникает не менее сложная задача: познакомиться с ее родителями таким образом, чтобы понравиться им. И мало того, что Грег и без того безумно нервничает, так Пэм еще и предупреждает, что у «предков» свой взгляд на жизнь и полное неприятие шуток. Особенно это касается ее папаши Джека, в прошлом психоаналитика ЦРУ, который, используя накопленный опыт, основал бизнес по созданию и реализации средств слежения. И потенциальный зять сразу же оказывается под колпаком, да еще и совершает ряд тактических ошибок, которые дают Джеку повод заподозрить Грега в ужасных грехах. Еще страшнее оказываются его «проделки» вроде разбитой урны с прахом любимой бабушки и конфликта с любимцем хозяина дома – наглым котярой по прозвищу Дурной Глаз. Чем сильнее жених пытается понравиться будущему тестю, тем больше тот его ненавидит. Доходит даже до испытания на детекторе лжи. «Вообще-то этой сцены в сценарии не было, – вспоминал Стиллер. – Но однажды Боб принялся рассказывать режиссеру, как он однажды, собравшись сыграть шпиона, тщательно изучал приемы, которыми пользуются люди, желающие обмануть детектор лжи. И мы разом поняли, что его герою в нашем фильме просто необходима такая сцена». Роль жениха писалась под Джима Кэрри, поэтому упор делался на его феноменальную эксцентричность. Роуч же пригласил Стиллера, поскольку тот «является воплощением честности и нервозности». «У Бена всегда озабоченный вид, – рассказывал режиссер, – даже когда он совершенно спокоен и доволен. Он идеально подходит на роль перепуганного жениха, которому любой ценой надо наладить отношения». Стиллер, в свою очередь, признавался, что во время первой читки сценария с трудом подавлял желание заявить: «Ребята, извините, но это не для меня!» К счастью, Роуч мудро предупредил артиста, что с радостью рассмотрит любые его предложения. И постепенно образ перестал быть «кэрриевским». Еще более коварно поступил режиссер, используя нервное напряжение Бена из-за партнерства с его кумиром Де Ниро. Роуч стал сознательно культивировать этот страх, дабы поведение в кадре было еще более убедительным. Например, печально приговаривая: «Не знаю, понравится ли это Бобу…» Позже выяснилось, что у Де Ниро был свой комплекс перед Стиллером, который, в отличие от него, является еще и талантливым сценаристом. Впрочем, вся стратегия Роуча пошла прахом, после того как однажды, ожидая команды «Мотор», партнеры по-своему, но одинаково смешно завертели головами и разом засмеялись друг над другом. «С этого момента все пошло как по маслу, мы постоянно прикалывались друг над другом», – рассказывал Стиллер. Любопытно, что в основу представляемой картины легла идея скромной ленты 1992 года, созданной комиком Грегом Глиенной. Она не вызвала интереса, зато стала питательной средой для создания кинохита. За постановку намеревался взяться сам С.Спилберг. Номинации на «Оскар» и «Golden Satellite» за песню Р.Ньютона «A Fool In Love». Де Ниро претендовал на «Золотой глобус». Номинации на «Блокбастер»: Де Ниро, Стиллер, Поло, Уилсон и Даннер. Премии MTV: Стиллер и Де Ниро (за реплику). Номинация – пара Де Ниро – Стиллер. Премия «Выбор народа» за комедию. Сборы в США $166,2 млн (5-е место в году). Сборы за рубежом $164,2 млн. Бюджет $55 млн. Затраты на маркетинг $34 млн. Гонорар Де Ниро $13,5 млн. Рейтинг IMDb – 7,1/90411 голосов. ***1/2
«МЕРЗАВЕЦ»
(11 и 12, Пт и Сб, СТВ, 20-35 и 7-50)
Les Maries de l’an II/The Scarlet Buccaneer/Scoundrel, Франция – Румыния – Италия, 1970, 98 мин., PG. Реж. Жан-Поль Раппено («Сирано де Бержерак», «Дикарь»); в рол.: Жан-Поль Бельмондо (Николя Фильбер), Марлен Жобер (Шарлотта), Сами Фрей (Анри), Лаура Антонелли (Полин), Мишель Оклер (принц), Пьер Брассер (Госселен), Жюльен Гийомар (представитель народа), Патрик Дэваэр (волонтер), Поль Кроше (Сен-Обен), Вернон Добчефф (пастор)
Исторические романтические приключения. Конец XVIII века. Заводила и ловелас Николя (36-летний Ж.-П.Бельмондо, «Великолепный») постоянно оказывается в сложных ситуациях. Сначала из ревности он убивает любовника своей пассии Шарлотты (27-летняя М.Жобер, «Пассажир дождя»), а спасаясь от наказания, оказывается за океаном. Там Николя делает удачную карьеру и вновь собирается жениться – на дочери богатого судовладельца, но находятся недруги, которые предают огласке сведения о том, что в таком случае он станет двоеженцем. Вернувшись на родину за разводом, Николя выясняет, что он, оказывается, уже… Важным для перипетий фильма обстоятельством становится Великая французская революция. В советском прокате фильм демонстрировался под названием «Повторный брак», а оригинальное название – «Супруги второго года революции». Музыка Мишеля Леграна. Съемки проводились в Румынии и в Компьенском дворце (Франция). Участие в МКФ в Канне. Во французском прокате – 8-е место в сезоне. Рейтинг IMDb – 6,3/474 голоса. **1/2
«НОРЬЕГА – ЛЮБИМЧИК БОГА»
(11, Пт, СТВ, 0-10)
Noriega: God's Favorite, США, 2000, 120 мин., PG. Реж. Роджер Споттисвуд («Завтра не умрет никогда», «Проект «Ельцин»); в рол.: Боб Хоскинс (Мануэль Норьега), Джеффри Деманн (Нунцио), Роза Бласи (Викки Амадор), Луис Авалос (президент Барлетта), Нестор Карбонелл (Джиролди), Тони Плана (Диас-Эррера), Саби Дорр (Ирвин), Ричард Мазур (Марк), Дэвид Маршалл Грант
Биографическая драма для ТВ. История Мануэля Норьеги (род. 11.2.1934 г.), который в 1983-89 годах был диктатором Панамы. На пост главы государства он пришел, будучи высокооплачиваемым тайным агентом ЦРУ, но в 1988 году Администрация по борьбе с наркотиками США вынесла ему обвинение. В конце 1989 года была проведена военная операция по смещению тирана. Американский суд приговорил его к длительному заключению. Ныне он отбывает срок уже во Франции, а еще его дожидается родная Панама. В данном фильме мы видим и как начинается карьера горе-политика, и как Норьега доходит до жизни такой, что провоцирует США на военное вмешательство в дела иностранного государства. Будучи виртуозным демагогом и отчаянным популистом, Норьега не знает никакой меры. Причем на самом деле он верит и в собственные обещания, и в особую миссию, и в свою незаменимость. Зато политических оппонентов запросто лишает жизни, а на разнообразные, часто аморальные, забавы тратит сколько пожелает. Ему даже нравится, что, относясь к нему неприязненно, западные лидеры все равно имеют с ним дело. Между тем все более бедный народ Панамы дозревает до революционной ситуации, коррупция разлагает все и вся, а у Штатов вот-вот закончится терпение… Съемки проводились на Филиппинах. 57-летний Б.Хоскинс («Кто подставил кролика Роджера?») номинировался на премию «Golden Satellite». Кстати, он говорил, что любит играть исторических персонажей, а до Норьеги сыграл похожего по типажу Муссолини. Номинации на премии ALMA: телефильм и подбор латиноамериканских актеров. Рейтинг IMDb – 6,2/297 голосов. Видеоназвание – «Фаворит бога». **1/2
«ПОКА ЕЕ НЕ БЫЛО»
(12, Сб, НТВ, 0-30)
While She Was Out, США – Германия – Канада, 2008, 108 мин., R. Реж. Сьюзен Монтфорд (единственная постановка известного продюсера); в рол.: Ким Бейсингер (Делла), Лукас Хаас (Чаки), Крейг Шеффер (Кеннет), Джеми Старр (Хьюи), Леонард Ву (Вин), Луис Чавез (Томас), Люк Гэйр (Терри), Эрика-Шей Гэйр (Тэмми), Эри Соломон
Приключенческий триллер по рассказу Эдварда Брайанта. 54-летняя оскарная лауреатка К.Бейсингер («Секреты Лос-Анджелеса») играет в прошлом первую школьную красавицу, а ныне лишь внешне благополучную даму Деллу, маму симпатичных близнецов. Беда в том, что деспотичный муж буквально третирует ее, добиваясь чистоты и уюта. Делла смиренно переносит давление, но внутренне из-за этого очень напряжена. И даже процесс шопинга не приносит ей расслабления. Тем более что в супермаркете накануне Нового года очень много покупателей и припарковаться – проблема. Увидев, что одна из машин поставлена таким образом, что занимает два места, Делла ведет себя заведомо невежливо и нарывается на конфликт. Но разве можно было себе представить, что ей придется вступить в бой с четверкой агрессивных и жестоких парней? Очевидно, пытаясь соблюсти политкорректность, создатели фильма подчеркивают, что они относятся к разным расам. Бандиты готовы издеваться и куражиться, но неожиданно сталкиваются с ожесточенным сопротивлением. Выясняется, что Делла больше не хочет быть только жертвой… В фильме скромен постановочный размах, но подход к теме весьма серьезен. Есть место социальным и феминистским мотивам. Среди продюсеров – К.Бейсингер и топ-режиссер Гильермо Дель Торо («Лабиринт Фавна»). Съемки проводились в Британской Колумбии (Канада). Наград нет. Сборы в мировом прокате $0,3 млн. Сборы в России $0,12 млн. Бюджет $6 млн. Рейтинг IMDb – 4,8/2838 голосов. Женская оценка на 0,6 балла выше мужской. **
«V ЦЕНТУРИЯ. В ПОИСКАХ ЗАЧАРОВАННЫХ СОКРОВИЩ»
(13, Вс, ОНТ, 23-10)
Россия, 2010, 107 мин., PG. Реж.-сцен. Руслан Бальтцер («Даже не думай – 1-2», «Дерзкие дни»); в рол.: Денис Никифоров (Сергей Потемкин), Инна Гомес (Галина Ткаченко), Эвклид Кюрдзидис (Джафар), Ёла Санько (Зарина), Олег Долин (Вилкс), Пак Хёк Су (Карим), Владимир Зайцев (Генрих Рост), Наталья Рудова (адвокат), Георгий Пицхелаури (Тимур), Руслан Бальтцер (художник)
Приключения. Апрель 1945 года. Красная Армия вплотную подходит к Берлину. Группе советских солдат из взвода разведки капитана Потемкина, ворвавшихся в старинный замок, удается буквально вытащить из печи загадочные артефакты: жезл, диадему, амулет, кинжал и браслет… Несмотря на робкие возражения командира, солдаты делят трофеи между собой, не забывая, впрочем, и Потемкина… Проходит время, и уже в наши дни потомок немецкого барона, роду которого когда-то принадлежали те самые реликвии, решает вернуть утраченные сокровища. Его люди находят в России Сергея Потемкина, внука того самого капитана, мелкого авантюриста – например, «шакалящего» на дороге под видом гашника. Правда, чтобы его заполучить, приходится вытаскивать его из тюрьмы под видом отправки на лечение от шизофрении. Потемкину предлагают разыскать артефакты за вознаграждение в миллион евро (по 0,2 млн за каждую реликвию). Он соглашается – разумеется, даже не подозревая, какая опасность грозит миру, если он выполнит задание… Срок – две недели. Немцы планируют следить за каждым его шагом, ведь «клоун не так глуп, как кажется». Для начала Сергей непринужденно устраивает социальный бунт в сносимой деревне… «V Центурия» напоминает и «Индиану Джонса», и «Мумию», и «Копи царя Соломона», но в манере есть место российскому своеобразию. Не уверен, правда, что многие зрители воспринимают это как положительный фактор. Тем более что картинка выглядит беднее, чем потраченная на нее сумма. Особенно по части трюков и спецэффектов. Не радуют и диалоги, хотя случаются действительно смешные реплики. Не обходится сюжет и без романа. Есть намек на продолжение. Сборы в России $0,7 млн. Бюджет $5 млн. Рейтинг IMDb – 4,9/30 голосов. *
«РИКИ»
(8, Вт, БТ, 22-55)
Ricky/Ricky – Una storia d'amore e liberta, Франция – Италия, 2009, 90 мин., R. Реж.-сцен. Франсуа Озон («Бассейн», «8 женщин»); в рол.: Александра Лами (Кати), Серхи Лопеc (Пако), Мелюзин Маянс (Лиза), Артюр Пейре (Рики), Мэрилин Эвен (Одиль), Вероника Жоли
Фантастическая мелодрама с философским подтекстом по мотивам рассказа «Мотылек» британки Роуз Тремейн. Правда, Озон его основательно переработал, сместив и основные акценты. Итак, вполне привлекательная мадам Кати (37-летняя А.Лами, «Счастливчик Люк») и ее 7-летняя дочь Лиза живут в очень скромной квартирке. Где отец девочки – неизвестно, да и был он категорически против ее появления. По утрам мама завозит Лизу на мопеде в школу, а сама отправляется на маленькое химическое, очень вредное производство. Стоя у конвейера в респираторе, она заворачивает крышечки на каких-то бутылках. И, естественно, мечтает о женском счастье. Да и, чего греха таить, о практической реализации основного инстинкта. Едва познакомившись с новым работником этой же фабрики Пако (43-летний С.Лопес, «Порнографические связи»), Кати в туалете вступает с ним в бурную интимную связь. Далее следует короткий роман – и мужчина, сразивший ее, в том числе и невероятной лохматостью тела, перебирается к ним жить, тем более что Кати уже ожидает от него ребенка. К чести Пако, он находит подход к Лизе да и вообще ведет себя достойно. Так что появление мальчика Рики воспринимается с удовлетворением. Конечно, не обходится без проблем. Лизе теперь приходится делить жилое пространство с братиком, уделяя ему много внимания. Но она вполне позитивный ребенок, так что, скорее всего, сложилась бы нормальная семья, если бы у прожорливого и крикливого Рики не появились бы синяки на плечах. Не выдержав обвинений в том, что он якобы бьет сына, Пако быстро и тихо покидает Кати. Ей и без того трудно, а между тем у младенца синяками дело не ограничивается. На их месте начинают расти крылья, все более очевидные. Но Кати не намерена консультироваться с врачами и собственными силами пытается разобраться с проблемой. А она чем дальше, тем серьезнее становится… И в самом деле, бодро порхающий младенец – это нечто. Представляю, как таковое воспринимают молодые мамы. Хотя не все спецэффекты в этом плане удались. Вот если Голливуд захочет переснять «Рики», то они станут главным достоинством ленты. В литературном первоисточнике весомо значение линии, связанной с желанием отца получить деньги за информацию о чудо-ребенке, но в фильме этому моменту уделено не много внимания. Озона принято считать выдающимся художественным провокатором. «Рики» – не исключение, хотя режиссер словно тормозит себя, обрывая потенциально скандальные фрагменты. Но если смотреть внимательно, то все равно можно их заметить. Сам Озон так комментирует произошедшие с ним и его стилем метаморфозы: «Раньше я был революционером, более агрессивным, что напрямую отражалось в моих фильмах. Сейчас я повзрослел, и вы можете это заметить. Ныне я снимаю совсем другое кино». Поэтому не удивляйтесь финальному всплеску, оборачивающемуся одой семейным ценностям. По признанию Озона, самым трудным для него было провести кастинг, а затем снять сцены с младенцем. Ведь объяснить ему что-либо невозможно, приходилось подстраиваться под режим сна и кормления этого артиста. Съемки проводились в Париже. Участие в МКФ в Берлине. Сборы в США $3,5 тыс. Сборы в мировом прокате $2,3 млн. Сборы в России $67 тыс. Во Франции фильм посмотрели 0,24 млн зрителей. Рейтинг IMDb – 6/910 голосов. **1/2
«ЯДЫ, ИЛИ ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ОТРАВЛЕНИЙ»
(12, Сб, Лад, 21-45)
Poisons or the World History of Poisoning, Россия, 2001, 106 мин., R. Реж. Карен Шахназаров («Курьер», «Город Зеро», «Палата №6»); в рол.: Игнат Акрачков (Олег Волков), Олег Басилашвили (Иван Петрович Прохоров/Папа Александр VI), Жанна Дуданова (Катя Волкова), Александр Баширов (Арнольд Шарапов), Людмила Касаткина (Евгения Ивановна), Ольга Тумайкина (Зоя), Андрей Панин (Чезаре Борджиа), Екатерина Климова (Жанна д’Альбре), Руслан Горштейн (тучный господин)
Фантасмагория по сценарию К.Шахназарова и А.Бородянского. Когда я говорю, что мне пришлись по вкусу «Яды», нередко вижу в глазах собеседника ту же степень недоумения, что и при лояльности к «Макдональдсу». Но меня это не смущает. Я ведь не сравниваю закусочную с шикарными ресторанами, а фильм Шахназарова с мировыми шедеврами. Но в рамках помпезно-натужного и откровенно подражательного отечественного «киновала» того исторического периода «Яды» порадовали отвязностью и сочетанием несочетаемого: бытовой склоки и ретроспекций в глубины истории и высокой политики. На мой взгляд, за исключением нескольких тяжеловесных сцен, все остальное получилось вполне съедобным. Да и семейные разборки не выглядят «мыльными», скорее «щелочными», что значительно интереснее. Итак, жила-была пара молодых супругов. На первый взгляд счастливая, но уже на второй – обреченная. Слишком уж разные люди составили экипаж семейной лодки, которая обречена разбиться о первую же попавшуюся на пути корягу. Ею становится невзрачный, подленький мужичок, слесарь мясокомбината Арнольд, решивший использовать соседку-толстушку Катю в своих жлобских интересах. Он быстро добивается своего, хотя победа оказывается пирровой, что выяснится несколько позже… А пока новый знакомый брошенного мужа колоритный Иван Петрович рационально предлагает разрешить возникшую коллизию с помощью убийства и в подтверждение своей позиции приводит множество примеров из собственной биографии и мировой истории (римский папа Борджиа, персидская царица Парисатида, королева Екатерина Медичи, римские императоры Калигула и Нерон…), когда сложные узлы развязывались с помощью сильнодействующих ядов. Конечно же, происходящее на экране нельзя воспринимать в лоб, как наукообразную версию или, не дай бог, руководство к действию. Ведь это художественное преувеличение. Но, принимая правила игры авторов «Ядов», можно получить удовольствие от изысканного цинизма во взгляде на человечество. Впрочем, судя по высказанным в прессе мнениям, Шахназарову и Кє мало кого удалось убедить в своих намерениях. Вот как отзывается о ленте В.Трофимов («КМ»): «Достоинства: фильм снят с далеко не отечественным размахом, впечатляют сцены балов и довольно аутентичные декорации разных эпох. Картина информативна и легко смотрится, хотя и не содержит особенно запоминающихся сцен. Недостатки: чувствуется, что сам режиссер не способен отравить даже кошку, поэтому фильм воспринимается лишь как занятная игра. К тому же попытка перенести зощенковский стиль в постсоветскую эпоху оказалась обреченной на провал, а иллюстрированные исторические эпизоды кажутся слишком театральными. В результате картина не подымается выше уровня хорошо разыгранного анекдота». На месте Шахназарова я бы публично отравил кошку Трофимова. «Яды» кажутся типичной шахназаровской картиной, – пишет в «Итогах» Ю.Гладильщиков (его оценка – 2,5 из 5). – Сюжет опять периодически опрокидывается в прошлое, опрокидывания снова смешны и абсурдны. Балы окарикатуривают и бал у Сатаны, и ритуальные действа из фильмов Гринуэя. Персонажи – все как один чересчур гротескны. И это первое, что заставляет после просмотра пожимать плечами. «Яды» оказываются похожи на фильмы так называемых молодых, а в реальности давно не юных режиссеров, которым интереснее не шахназаровский абсурд, а обычный стеб – чаще всего бессмысленный («Даун Хаус»). Смущает непроявленность авторского замысла. Финал дорогостоящих «Ядов» не то чтобы странен – его словно бы нет. Фильм развивается-развивается – и вдруг проваливается в никуда. Тем не менее, рискну предположить, что Шахназаров желал уподобить человеческую историю коммунальным сварам». Подвести итог дискуссии можно словами режиссера: «Я снял картину так, как я ее видел, я не могу это объяснить словами. Это комедия. С годами я стал склоняться к тому, что комедия – самый высокий жанр. Рассмешить человека, чтобы это было не глупо, очень сложно». В массовках участвовало 600 человек. Натурные съемки проводились в Крыму и Средней Азии. Музыка А.Кролла («Мы из джаза»). Гран-при «Жемчужина мира» на фестивале «Кинотавр». Участие в МКФ в Карловых Варах. Номинации на премии «Ника»: декорации и костюмы. Рейтинг IMDb – 6,5/122 голоса. **1/2