https://www.traditionrolex.com/8
<p>Этот спектакль Театра кукол впервые был показан в Минске на большой сцене. «Адвечная песня» -     спектакль очень совре­менный, режиссерский. Художественный уровень такого театрального языка можно видеть на междуна­родных фестивалях, кото­рые проходят в Минске с подачи нашего же театра, -    там, кстати, собственно кукол очень мало.</p>

Этот спектакль Театра кукол впервые был показан в Минске на большой сцене. Но зрите­ли Германии, Голландии, Польши, Сербии, Бельгии и других стран видели его не раз. Фестивальная судьба спектакля не только не оставила равнодушной, но и заинтриговала минскую публику: в зале были жур­налисты, художники, кине­матографисты, поэты. По окончании стало понятно, почему: «Адвечная песня»  -    спектакль очень совре­менный, режиссерский. Художественный уровень такого театрального языка можно видеть на междуна­родных фестивалях, кото­рые проходят в Минске с подачи нашего же театра,  -    там, кстати, собственно кукол очень мало.

Жанр дает возможность куколь­нику быть художником в самом ши­роком смысле этого слова. Вот и поэма Янки Купалы предстала пе­ред зрителем в таком прочтении - образном, полифоничном, нагру­женном смыслами и вместе с тем очень лаконичном. По сути, режис­сер Алексей Лелявский предложил нам поэму как цепочку из несколь­ких миниатюр. Каждая - отдельное авторское высказывание. Каждая рассказана на своем языке, в своем масштабе - от крошечных человеч­ков на грядке с капустой до актеров в реальный рост. И жанров, которые использует режиссер для расска­за своих историй, тоже несколько, включая танец, хоровую деклама­цию и театр теней.

Идеалистическую сцену, разы­гранную одновременно в четы­рех раскладных бумажных театри­ках, сопровождал «Мой родны кут» в исполнении Леонида Борткевича. Кому-то это показалось детским представлением из 70-х, кому-то - ностальгией по временам, когда в популярной музыке еще не было цинизма и стеба. Так или иначе, это была самая пронзительная сцена из всей поэмы. Потому что следую­щая миниатюра - в трэшевой стили­стике, под панк-рок Сергея Михалка

-    обрушила на зрителя этот самый цинизм. Впрочем, в более традици­онных историях актеры пели бело­русские народные песни, и это тоже было очень ярко. «Живой звук не должен «спорить» с фонограммой»,

-   говорили некоторые из моих кол­лег, но мне такая эклектика показалась уместной.

И еще один звук участвовал в спектакле - шорох сухого сыплюще­гося песка. То ли время в песочных часах, то ли вода, уходящая в песок, замки ли на песке или изменчивые песчаные дюны - режиссер опять предложил нам много ассоциаций и образов.

О чем все-таки этот спектакль? Не ради же режиссерских приду­мок затеял его Алексей Лелявский. Думается, история получилась глу­боко трагичная. Не берусь утверж­дать, что в спектакле именно 12 эпи­зодов, как в поэме, рассказывающей о жизни человека от рождения до ухода. Главное, что человек этот, как и у классика, не герой, а жерт­ва - бесправная, одинокая, далекая в своих реальных жизненных обсто­ятельствах от мечты, от будущего. Как ни старайся избежать пафоса - очень похоже, что «Адвечная песня» получила новое рождение: то, что соответствует нашему времени и со­стоянию современной белорусской культуры, то, что понятно и взросло­му и молодому зрителю без школь­ной хрестоматии.

Будем надеяться, что «Адвечная песня» займет свое место в реперту­арных планах и постановку еще уви­дит широкая белорусская публика.

Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК

https://www.traditionrolex.com/8