Этот спектакль Театра кукол впервые был показан в Минске на большой сцене. Но зрители Германии, Голландии, Польши, Сербии, Бельгии и других стран видели его не раз. Фестивальная судьба спектакля не только не оставила равнодушной, но и заинтриговала минскую публику: в зале были журналисты, художники, кинематографисты, поэты. По окончании стало понятно, почему: «Адвечная песня» - спектакль очень современный, режиссерский. Художественный уровень такого театрального языка можно видеть на международных фестивалях, которые проходят в Минске с подачи нашего же театра, - там, кстати, собственно кукол очень мало.
Жанр дает возможность кукольнику быть художником в самом широком смысле этого слова. Вот и поэма Янки Купалы предстала перед зрителем в таком прочтении - образном, полифоничном, нагруженном смыслами и вместе с тем очень лаконичном. По сути, режиссер Алексей Лелявский предложил нам поэму как цепочку из нескольких миниатюр. Каждая - отдельное авторское высказывание. Каждая рассказана на своем языке, в своем масштабе - от крошечных человечков на грядке с капустой до актеров в реальный рост. И жанров, которые использует режиссер для рассказа своих историй, тоже несколько, включая танец, хоровую декламацию и театр теней.
Идеалистическую сцену, разыгранную одновременно в четырех раскладных бумажных театриках, сопровождал «Мой родны кут» в исполнении Леонида Борткевича. Кому-то это показалось детским представлением из 70-х, кому-то - ностальгией по временам, когда в популярной музыке еще не было цинизма и стеба. Так или иначе, это была самая пронзительная сцена из всей поэмы. Потому что следующая миниатюра - в трэшевой стилистике, под панк-рок Сергея Михалка
- обрушила на зрителя этот самый цинизм. Впрочем, в более традиционных историях актеры пели белорусские народные песни, и это тоже было очень ярко. «Живой звук не должен «спорить» с фонограммой»,
- говорили некоторые из моих коллег, но мне такая эклектика показалась уместной.
И еще один звук участвовал в спектакле - шорох сухого сыплющегося песка. То ли время в песочных часах, то ли вода, уходящая в песок, замки ли на песке или изменчивые песчаные дюны - режиссер опять предложил нам много ассоциаций и образов.
О чем все-таки этот спектакль? Не ради же режиссерских придумок затеял его Алексей Лелявский. Думается, история получилась глубоко трагичная. Не берусь утверждать, что в спектакле именно 12 эпизодов, как в поэме, рассказывающей о жизни человека от рождения до ухода. Главное, что человек этот, как и у классика, не герой, а жертва - бесправная, одинокая, далекая в своих реальных жизненных обстоятельствах от мечты, от будущего. Как ни старайся избежать пафоса - очень похоже, что «Адвечная песня» получила новое рождение: то, что соответствует нашему времени и состоянию современной белорусской культуры, то, что понятно и взрослому и молодому зрителю без школьной хрестоматии.
Будем надеяться, что «Адвечная песня» займет свое место в репертуарных планах и постановку еще увидит широкая белорусская публика.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК