«Сейчас белорусский турбизнес столкнулся с общей проблемой: все, что мы создавали на протяжении многих лет, разваливается буквально на глазах. Мне сложно представить, что у кого-то не болит душа за его дело, однако изумление вызывает тот факт, что даже в нынешней непростой ситуации мы, вместо того чтобы сплотиться, продолжаем вести себя неэтично и непрофессионально.
Вместо взаимовыручки я вижу только злопыхательство в адрес тех, кто пытается поддерживать должный уровень обслуживания, несмотря ни на что продвигать новые направления и предлагать сотрудничество. К чему эти «венки бесплатно» в комментариях к материалу о возобновлении чартеров на Сицилию, недоброжелательные выпады в адрес Ивана Чуры – откройте последнее «Мнение» – и порой неадекватные комментарии в мастер-классах? Господа анонимы, вам нечем заняться? Если вы ничему, кроме как продавать тезовскую Турцию, не научились, зачем брызгать ядом в адрес тех, кто старается работать творчески?
Кстати, я не могу согласиться с теми, кто считает, что в кризисное время невозможно развивать новые направления. У нас все равно есть категория клиентов, которые готовы платить за сервис и яркие впечатления: туристы, выбиравшие нестандартные направления, и сейчас хотят чего-то свежего и неизбитого. Посмотрите хотя бы на новинку этого сезона, предложенную «АэроБелСервисом», – остров Кос. Это направление успешно загружается, несмотря на кризис. Тем не менее, в прекрасном мастер-классе высокопрофессионального специалиста Анны Траховцовой почти нет вопросов и комментариев. Это парадоксально – никакого интереса к новинке, которая к тому же продается даже в кризисной ситуации!
Сейчас все кричат о том, что падает спрос. Но, уважаемые коллеги, вы пытались хотя бы немного разнообразить предложение? Я пробовал обзванивать туристические компании, позиционирующие себя как многопрофильные, и просил предложить мне отдых в Хорватии. Практически везде мне отвечали что-то в духе: «Зачем вам Хорватия, мы предложим вам замечательную Черногорию или отличную Болгарию». Что вы заработаете на этих направлениях завтра? Уже сегодня вы не получаете на них прибыли и демпингуете, поскольку программы большие, а туристов становится все меньше. Так предложите своим клиентам Португалию, Сардинию, ту же Сицилию или Хорватию!
Вообще мне непонятен подход к новым направлениям. Они продаются даже в кризис, пусть сейчас к нам приходит не тысяча, а сто туристов. К тому же агентствам предлагаются выгодные условия, по многим дестинациям комиссия увеличена до 12% – никто ведь не просит коллег заниматься благотворительностью. Тем не менее, ту же Сицилию загружают только Sunny Travel, Solemare и мы, агентских продаж практически нет. А ведь продукт хороший, уже проверенный туристами и востребованный, с отличными отелями и пляжами, развитой инфраструктурой, множеством достопримечательностей, восхитительной кухней и среднеевропейскими ценами.
Вместо того чтобы опустить руки и ждать, пока турбизнес окончательно заглохнет, можно предпринимать какие-то шаги, чтобы если и не получить прибыль, то хотя бы продержаться на плаву и пережить кризисное время, а после постепенно выходить из того тупика, в котором мы оказались. Давайте начнем с уважением относиться к тому, что делают коллеги, и вместо выпадов из-за угла и злопыхательства попробуем хоть в чем-то консолидироваться.
Вообще, про белорусский турбизнес ходят легенды: ни в одной другой отрасли нет такого недоброжелательного отношения к коллегам. На мой взгляд, проблема не только этического характера: дело в том, что мы умеем только продавать тезовскую Турцию, два раза нажав на кнопку, и анонимно нападать на тех, кто делает что-то более оригинальное.
Продукт TEZ TOUR, бесспорно, качественный, компания достойная, и клиенты остаются довольными, но пусть у нашего туриста все же будет альтернатива заезженной Турции, избитой Болгарии, вдоль и поперек изученной Испании и прекрасной, но не всегда благополучной Греции.
Я с 89-го года работаю в туризме; в туризме коммерческом, когда на курорты стали летать первые чартеры, – с 95-го. Уже 16 лет мы продаем одно и то же, даже не пытаясь развиваться. А сейчас белорусский турбизнес и вовсе деградирует. И самое печальное, что это в какой-то мере формирует и вкусы туристов, ведь они просто не видят альтернативы. Приходя в нашу компанию, клиенты часто говорят, что больше никто не предлагает интересные им направления.
Сейчас, когда практически у всех бизнес трещит по швам, стоит проявить больше корректности и профессионализма, прекратить выяснять отношения, попытаться консолидироваться и разнообразить предложение. И, будьте любезны, оставляйте комментарии к этому мнению под своим настоящим именем – думаю, это будет весьма любопытно».