В последние годы белорусы все чаще стали интересоваться возможностью получить образование за рубежом. Кто-то повышает собственный уровень на краткосрочных курсах, кто-то обеспечивает будущее и карьеру своих детей, вкладывая средства в престижное образование. О том, как развивается это направление, об особенностях обучения в разных странах и перспективах белорусских выпускников зарубежных вузов рассказывает Павел Жуковский, директор агентства «ДЕЛИУС-ТЕРРА».
– Павел, расскажите, как в течение последних лет менялся спрос белорусов на образование за рубежом?
– По нашим оценкам, людей, которые интересуются такой возможностью, стало больше примерно на 30-40% – их уже можно исчислять сотнями. К сожалению, это во многом обусловлено тем, что люди недовольны качеством образования, которое предоставляют белорусские вузы. Конечно, количество людей, которых мы в итоге отправляем, исчисляется не сотнями, а десятками, потому что получать образования за рубежом достаточно непривычно, да и обходится это дороже, чем дома. Доступ в высшие учебные заведения Беларуси открыт, но о строгом отборе речь зачастую не идет. На некоторых достаточно престижных факультетах на обучение по менее популярным специальностям берут всех, так как количество мест в университетах превышает количество абитуриентов. К примеру, в нынешнем году школы закончило 75 тысяч человек, а вузы на все формы обучения готовы принять 105 тысяч. Так сложилось, что многие школьники поступают в университеты только для того, чтобы на 5 лет отложить выбор профессии – подавляющее число выпускников белорусских вузов не работает по своей специальности. В Европе, если чувствуют, что выбрали неправильно, уходят как можно скорее – пока ты где-то теряешь время, твои сверстники уже изучают нужные предметы и становятся более конкурентоспособными, чем ты. Швеция – самая развитая страна Европы, а высшее образование там имеет всего 13% населения, у нас же высшее образование может иметь и водитель троллейбуса. Престижное образование не гарантирует высокой востребованности на рынке, но можно получить специальность, благодаря которой ты будешь хорошо зарабатывать.
– Куда в основном едут учиться белорусы?
– В целом география достаточно широка, но в первую очередь перечень вариантов зависит от языка, которым владеет человек. Нам очень приятно, что в последние годы белорусы перестали ограничиваться Англией и Америкой, они обращают внимание на англоязычные программы университетов Литвы, Польши, Эстонии. Во-первых, это куда ближе к дому, во-вторых, стоимость этих программ достаточно доступна. Кроме того в этих странах, как, кстати, и в Венгрии, признается белорусский аттестат. Есть еще Болгария, но эта страна пользуется меньшим интересом среди студентов, так как не входит в шенгенскую зону. Выезжая на обучение за рубеж, белорусы хотят иметь возможность путешествовать по всей Европе. По этой же причине менее интересны Мальта и Кипр, так как годы обучения – это важный этап становления человека и, на мой взгляд, проводить его на достаточно небольшой территории не имеет смысла. Но в целом англоязычных программ в близких к Беларуси странах не так много – они требуют соответствующей подготовки преподавателей, а так как язык обучения является негосударственным, в основном такие возможности для студентов предоставляют частные вузы.
– В основном белорусы интересуются высшим образованием или есть также желающие закончить в Европе школу?
– Среднее образование за рубежом получают единицы. Во-первых, очень редкие дети готовы уезжать, они боятся, и это понятно. Во-вторых, степень ответственности за несовершеннолетнего ребенка несоизмеримо выше, поэтому и обучение стоит куда дороже, порядка 25-50 тысяч евро в год. Но и система подготовки там совсем другая. В последних классах европейских школ ученики изучают 5-6 предметов, но очень глубоко. У них есть возможность также получить практические навыки по той профессии, которой они планируют обучаться дальше. Нам сложно представить школу, в переоборудование которой ежегодно вкладывается 5-6 миллионов долларов, где компьютеры должны меняться каждые полтора года, потому что они морально устаревают. Не случайно Европа и Америка переходит на платное высшее образование – бюджет просто не может потянуть такие расходы. И в то же время родители должны понимать, что, отправляя ребенка в раннем возрасте за рубеж, они могут его в определенном смысле «потерять». Дети начинают забывать русский язык, усваивают традиции и культуру другой страны, становятся другими людьми.
– С какими особенностями приходится сталкиваться белорусским абитуриентам при поступлении?
– В Европе сейчас принято 12-летнее школьное образование, которое к 2008 году должно было быть и у нас, но эксперимент не увенчался успехом. Поэтому по сроку обучения белорусские выпускники школ за рубежом являются «недоучками». Достаточно редко они могут рассчитывать на лучшие вузы, так как школьные программы наших стран отличаются. К примеру, у нас в школе по стандартной программе математики не изучают основы матанализа, статистику, теорию вероятности. Поэтому если абитуриент хочет поступать в престижные вузы, это возможно, но очень сложно. На престижную специальность конкурс может составлять и 50, и 70 человек на место, и все они будут лучшими учениками своих школ. Не случайно некоторые вузы хотят увидеть оценки претендента за последние 3 года. Многие из них просят рекомендацию преподавателя, написанную на английском языке и направленную напрямую в вуз. Кардинально отличается и вступительная кампания. Так, примерно в топ 300 университетов США 80% студентов подает документы до 1 ноября, а зачисляется до 1 декабря, при этом в школе обучение продолжается еще до лета. Конечно, и в Беларуси абитуриенты к поступлению начинают готовиться минимум за год до окончания школы, но такая система не всегда им понятна.
– Какие профессии обычно выбирают студенты?
– Чаще всего это бизнес-образование: менеджмент, право – а также международные отношения. В последнее время стали пользоваться популярностью профессии, связанные с модой и дизайном. Но здесь, конечно, важно, чтобы у человека были к этому способности – в сфере очень большая конкуренция. К тому же у него, скорее всего, обнаружится определенный зазор по навыкам – в Европе ученик, планирующий работать в сфере моды, получает навыки окраски тканей, моделирования, шитья уже в школе. Мы всегда говорим своим студентам о том, что есть профессии, которые нигде в мире не приносят высокого дохода. К примеру, учитель средней школы гарантированно всегда найдет себе работу, но зарабатывать будет средне или чуть выше среднего. Важно изначально правильно определиться со своими целями, ведь для того, чтобы уехать из страны, совершенно необязательно получать высшее образование за рубежом. Это вполне можно сделать и с белорусским дипломом. Обучаться за границу уезжают по другим причинам.
– Насколько дорого обучение за рубежом?
– В упомянутых выше соседних странах в среднем оно обходится в сумму порядка 3-4 тысяч евро в год – всего в 3 раза дороже, чем в Беларуси, в Великобритании – 15-20 тысяч долларов в год, в Швеции и Нидерландах – 7-10 тысяч евро в год, в США 25-80 тысяч долларов в год. В чем прелесть и недостаток такого обучения – родители всегда знают, сколько тратят на ребенка. Это в Беларуси они могут ответить, что содержание дочери-десятиклассницы обходится бесплатно, как будто она ничего не ест, никуда не ходит и не одевается. Если сравнить расходы на ребенка в Беларуси и за рубежом, часто оказывается, что это достаточно доступно. Не дешево, конечно, но доступно. К примеру, чтобы студенту получить вид на жительство в Литве, ему достаточно предъявить средства из расчета около 120 евро в месяц. Со скрипом, но на эти деньги там можно прожить.
– Насколько отличаются подходы к обучению в Беларуси и европейских вузах?
– За рубежом человек должен постоянно учиться. Среда очень конкурентная, за плагиат и заимствование чужих мыслей без должного оформления могут с позором исключить. В среднем в Англии только порядка 60% студентов оканчивают вуз, остальные просто физически не справляются, уходят. Если вуз выпускает более 90% набранных студентов, это повод для гордости – их тщательно отобрали. И это также нужно принимать во внимание. У нас один парень уехал в Польшу учиться и вернулся буквально через пару месяцев. Сказал: «Я плачу такие деньги и там еще учиться должен?». Некоторые родители, видя нагрузку, также возвращают своих детей – они уже обеспечили им безбедное существование и не хотят, чтобы их дети работали, когда их одноклассники учатся только от сессии до сессии. Обычный среднестатистический студент в Германии и Англии, изучающий экономику, обязан ознакомиться с 7 тысячами страниц текста в неделю. Да, он их только просматривает, но это огромный объем. Преподаватели дают на семинарах и лекциях только 30-40% того материала, который необходимо усвоить к экзаменам. На зачете там не получится сказать: «Вы нам этого не рассказывали, мы этого не проходили» – это есть в материале, который был обязателен для изучения.
– Как обычно складывается карьера белорусов, получивших образование за рубежом?
– В страну возвращается откровенно мало людей. Причина простая – здесь им не могут предложить соответствующую оплату труда. Очень обидно, особенно если ты там был не последним студентом, возвращаться домой и получать зарплату в 5 раз меньше, чем человек, который на твоем курсе показывал куда худшие результаты. В Эстонии оклад работника по контракту составляет минимум 600 евро – и это еще не зарплата, это сумма, которая зафиксирована социальными гарантиями. Хотя, конечно, есть люди, которые возвращаются, чтобы сделать карьеру, потому что в радиусе 500 километров здесь не будет человека с такими навыками. Они становятся уникальными специалистами и на зарплату в 4 тысячи евро чувствуют себя вполне комфортно, хотя в Европе эта зарплата для специалиста такого уровня будет очень скромной. Опять-таки, гораздо проще многим белорусским выпускникам зарубежных вузов хорошо зарабатывать в Москве или в Украине.
– Летние программы за рубежом пользуются интересом у белорусов?
– Когда к нам приходит человек и начинает о них спрашивать, мы сразу же уточняем: «А что именно вы хотите?». Их на самом деле очень много. Не нужно воспринимать летние программы только как программы для школьников. У нас был клиент, который прекрасно говорил по-английски, но перед международной выставкой хотел получить навыки общения на стенде. И он нашел двухнедельную программу, которая на это была ориентирована и помогла ему повысить эффективность. В Англии можно обучаться в футбольной школе Манчестер Юнайтед, в школе дебатов, можно даже найти курсы для поэтов, пишущих на английском языке. Выбор большой, но нужно учитывать, что на некоторые программы места бронируются очень быстро, так что лучше делать это заранее, хотя бы в октябре. Сложнее отправлять маленьких детей, в 5-6 лет они очень скучают по дому, поэтому их принимают только с родителями. Ну а верхний порог возраста может быть не ограничен. Конечно, далеко не многие дети готовы учиться летом, поэтому эти программы включают, помимо обучения, очень много развлекательных программ. Но есть летние программ, дающие возможность 2-3 недели пожить по распорядку школы-интерната – уроки с 8:45 до 15:30, домашние задания и так далее. Плюс, конечно, много экскурсий, спорта и развлечений. Или можно выбрать курсы иностранного языка, проходящие на кампусе университета – общежитие, столовая, учебные аудитории… Это хороший вариант для тех людей, которые еще не решили, хотят ли учиться за границей – можно пожить в кампусе, познакомиться с условиями обучения и понять, подходит ли вам все это.