https://www.traditionrolex.com/8
Беларусь на российском рынке имеет хороший имидж. Российский турист ценит в Беларуси сочетание качественной экскурсионки, хорошего сервиса, развлечений и анимационных программ. Например, в Музыкальной гостиной мы часто устраиваем Шагаловские вечера, в Здравнево – чаепитие по-репински и т.д. Многие уезжают с твердым намерением вернуться сюда вновь. Более того, если сравнивать, Беларусь для россиян – более крутая Европа, чем Европа для нас.

Нынешний летний сезон вопреки ожиданиям, навеянным удачным стартом акции раннего бронирования, для многих турфирм оказался крайне тяжелым. В сложившейся экономической ситуации туристические компании не досчитались клиентов, а спад турпотока был ощутим на всех направлениях. Как складывалась ситуация в регионах? Какую тактику избрали региональные турфирмы в условиях нестабильности валютного рынка? Кто в кризисное время стал самым прибыльным туристом? Об этом и многом другом мы беседуем с директором витебской туристической компании «Илва» Ларисой ПЕТРОВСКОЙ.

– Лариса Михайловна, учитывая реалии сегодняшнего дня – отсутствие валюты, увеличение курса рубля, инфляцию, как можно охарактеризовать летний сезон этого года?

– Начнем с того, что сезон в любой турфирме складывается из отдельных составляющих: кто-то делает упор на пляжный отдых, кто-то ориентирован на внутренний туризм или лечение в белорусских здравницах, кто-то занимается сугубо экскурсионными турами. Мы относимся к разряду компаний, которые занимаются всем: въездом, выездом, внутренним туризмом, различными сопутствующими услугами. Много лет мы работали на выезд, будучи агентами белорусских и российских операторов, и каждый год по продажам занимали ведущие позиции. Но в этом сезоне направление выездного туризма сдало. Оно обещало быть хорошим в начале сезона, когда шло предварительное бронирование туров, но происходящее в нашей экономике никак не способствовало увеличению спроса и привело к некоторому спаду. У нас нет лицензии на работу с наличной валютой, поэтому мы делали бронировки за белорусские рубли. Когда валюта пропала из обменников, а коммерческий курс рубля стал быстро расти, разумеется, многие люди были вынуждены отказаться от отдыха. Спад произошел даже на таком массовом и недорогом направлении как Крым. Мы им давно занимаемся, возим туристов во все регионы – начиная от Южного берега до степного Крыма. И всегда направление пользовалось спросом, а в этом году поток значительно сократился.

– Возможно, удалось заработать за счет внутреннего и въездного туризма?

– Действительно, у нас произошло серьезное увеличение спроса на внутреннем рынке, а именно – в организации туристических и корпоративных поездок для жителей нашего региона. Мы уже провели несколько рекламников для председателей профкомов с демонстрацией возможностей Витебщины, и среди наших постоянных клиентов много предприятий. В этом году благодаря программам, особенно в области культурного туризма, в Витебск увеличился поток иностранных туристов. Главным образом россиян. Прием увеличился в разы. В 2011 году мы уже приняли практически столько туристов, сколько в 2010-м, а впереди еще 4 месяца работы. С 2009 по 2011 годы количество туристов увеличилось почти в 4 раза. Если принимать во внимание объем платных услуг – а этот показатель, к сожалению, важен для туристической отрасли, то он снизился – мы действительно стали оказывать меньше услуг населению. Но общий оборот фирмы увеличился за счет приема иностранных туристов и экспорта услуг. Поэтому сезон можно считать удачным, вопреки тому, что хотелось бы, чтобы оба направления – и въезд, и выезд – развивались динамично.

– Вы сказали, что больший процент приезжих туристов составляют россияне. Каковы интересы российских туристов? Насколько популярны у россиян шоп-туры?

– Как правило, жители крупных мегаполисов – Москвы, Санкт-Петербурга – выезжают на отдых во время больших праздников. Это осенние и рождественские каникулы, майские праздники. Популярны как корпоративные туры, так и просто туристические поездки. Беларусь на российском рынке имеет хороший имидж. Российский турист ценит в Беларуси сочетание качественной экскурсионки, хорошего сервиса, развлечений и анимационных программ. Например, в Музыкальной гостиной мы часто устраиваем Шагаловские вечера, в Здравнево – чаепитие по-репински и т.д. Многие уезжают с твердым намерением вернуться сюда вновь. Более того, если сравнивать, Беларусь для россиян – более крутая Европа, чем Европа для нас. По уровню сервиса мы намного больше оторвались от России, чем Европа от нас. К нам приезжают туристы из Москвы, Питера, Тулы, Смоленска, Орехово-Зуево, Сергиева Посада, и увиденное здесь превосходит ожидаемое. Ну, а шоп-туры всегда пользовались огромным спросом. Россияне в восторге от белорусского льна, трикотажа, сладостей – они уезжают с большими сумками. Есть и такая категория людей, которые приезжают постоянно.

– Охотно ли сюда едут туристы из других стран?

– Приезжают поляки, немцы, шведы. Но для нас это пока эксклюзивный клиент. Мы осваиваем международные рынки продаж. Так, у нас есть информационное представительство в Баден-Бадене, которое занимается пропагандой наших проектов на немецком рынке. Через него мы стараемся наладить связи с Западной Европой. Пока же в большей степени мы возим в Германию своих и российских туристов и в меньшей степени настроены на прием. На этом пути много камней преткновения, начиная с визы и заканчивая транспортным сообщением. Хотя интерес к региону есть, хотя бы потому, что когда в Баден-Бадене была выставка работ Шагала, люди по ночам стояли в очереди, чтобы на нее попасть. В городе есть «Общество друзей Шагала» – и это можно в будущем использовать. Для соседних с нами стран отпугивающим фактором остается виза.

– В один из последних рекламных туров, организованных вашей компанией, были приглашены туроператоры из Финляндии. Витебск заинтересовал представителей финского турбизнеса? Тем более что сообщение между нашими странами налаживается…

– Участникам понравилось в Витебске. Но все отмечали визовый вопрос. Для таможенного союза планируется сделать единое визовое пространство – если, скажем, финн открыл визу в Россию, он спокойно может ехать в Беларусь. А открывать две визы, даже для гражданина Финляндии, несколько неудобно. В целом же Беларусь представляет интерес для Скандинавских стран. Мы участвовали в совместном с Институтом культурного туризма шведского острова Готланд проекте «Панорама Двина – Даугава». Группы шведов до сих пор приезжают на Витебщину. Насколько мне известно, в сентябре-октябре тоже приедет несколько организованных шведских групп. С 2000 года наша компания состоит в Российском союзе туриндустрии (РСТ), где нам подсказали, что к участию в рекламниках можно привлекать различные офисы иностранных государств, находящиеся в Москве. Если падет визовый барьер, то  из этого может что-то получиться. Но пока европейский турист для нас эксклюзивный, а российский – массовый.

– Инфраструктуры Витебска достаточно для приема массового туриста?

– Сейчас работать стало несколько легче. Сфера услуг в городе развивается. Конечно, есть пиковые даты – Новый год, Рождество, «Славянский базар», когда можно столкнуться с нехваткой номеров в отелях. Но в остальное время до 100%-ной загрузки всех отелей пока далеко. В высокий сезон мы делаем бронировку отелей заранее, проблемы могут возникнуть только в случае неплановых заездов. Есть, безусловно, и проблемы.

Как и прежде, у нас страдает служба общепита. В Витебске работает много кафе, но среди них единицы предлагают национальную кухню и местный колорит. Из белорусских блюд в меню чаще встречаются драники, которые, к слову, у иностранцев не очень популярны. Недавно в городе открылся ресторан национальной кухни «Лямус», но он один! Плохо развивается и придорожный сервис. Например, по дороге на Полоцк нет оборудованных туалетов. И только недавно возле Софийского собора поставили туалет для туристов. До этого приходилось ломать голову, куда отвести целую группу. Но как бы там ни было, подвижки в развитии инфраструктуры есть. Гораздо больше вопросов возникает в отношении продвижения имиджа страны на международный рынок – нет целенаправленной государственной политики. Трансляция «Славянского базара» идет по всем каналам – почему бы на несколько минут эфира не показать панораму города? На государственном уровне нам надо помогать в создании имиджа – все остальное мы сделаем сами. Радует, что наши городские власти идут нам навстречу. Когда мы проводили один из рекламников, они оплатили транспортные расходы, частично финансируются и другие проекты. Но хотелось бы, чтобы взаимопонимание этим не ограничивалось – важно, чтобы объединялись регионы и создавался общий достойный продукт.

https://www.traditionrolex.com/8