https://www.traditionrolex.com/8
Без концептуального подхода, который будет включать в себя какие-то сдвиги в общественном сознании, мы далеко не уедем. Минус должен смениться на плюс, чтобы Беларусь начала восприниматься как страна голубых озер или еще чего-то привлекательного.

– Как ни крути, все упирается в политическую ситуацию. Эта проблема в свое время обсуждалась на I Международном форуме «Имидж Республики Беларусь: позиционирование и продвижение городов и регионов». Последовавшие за форумом всем известные политические события не способствовали улучшению этого имиджа. Даже если мы говорим о сфере туризме, о привлекательности той или иной страны для туристов, нужно учитывать очевидный факт. Общеизвестно, что масса людей получает информацию о стране из общественно-политических новостей. И если в новостях постоянно рассказывают, что у нас сажают людей, просто хлопающих в центре города в ладоши, то, даже будь у нас песчаные пляжи и ласковое море, сюда никто не поедет. У Беларуси имидж этакой европейской Сомали. Как мы представляем себе Сомали? Может быть, в новостях все и преувеличено, но мы-то этого не знаем! А СМИ изо дня в день дают информацию о пиратах, о захваченных в плен людях. И никто в здравом уме туда не поедет – именно потому, что сложились устойчивые ассоциации. С Беларусью то же самое. Поэтому без концептуального подхода, который будет включать в себя какие-то сдвиги в общественном сознании, мы далеко не уедем. В общественном сознании минус должен смениться на плюс, чтобы Беларусь начала восприниматься как страна голубых озер или еще чего-то привлекательного. Кстати, многие иностранцы, побывав в нашей стране, уезжают совершенно очарованные и впоследствии пишут восторженные отзывы или, по крайней мере, свидетельствуют, что все тут нормально, никто не арестовывает людей на улицах, и здесь можно прекрасно жить и отдыхать… Но чтобы написать такой отзыв, нужно сначала приехать в Беларусь. Опять-таки одно дело, когда читаешь отзывы конкретно какого-то человека, и совсем другое, когда в СМИ массированно транслируется совсем другая информация. 

В том, что именно интернет является сейчас основным каналом коммуникации, сегодня уже никто не сомневается. А если кто-то этого еще не понял, то этот факт надо побыстрее осознавать. Интернет будет играть все большую роль в продвижении компании, услуг, идей, и его возможностями турфирмам просто грех не воспользоваться. В том числе использовать для продвижения своих идей и продуктов в социальные сети. Сегодня это не просто популярное увлечение: в социальных сетях сидят миллионы людей. И их можно сделать своими клиентами. Есть потрясающая возможность вступать с потенциальными потребителями услуг чуть ли не в личный контакт, а это не через какой другой канал информации не получишь: ни через газеты, ни через телевидение. И не использовать такой канал для привлечения и удержания своих клиентов – по меньшей мере недальновидно. Проблемы с размещением рекламы в интернете, в том числе туристической, я в общем-то не вижу. Есть проблемы у людей, которые неграмотно это делают! Скажем, указывают на сайтах заниженную цену тура в надежде завлечь клиента. На onliner.by недобросовестных продавцов просто исключают из каталога. Например, если есть несоответствие цены той, что указана на сайте, или товара на складе нет, хотя на сайте он фигурирует… Процедура очень проста: по жалобе покупателя проводится проверка, и если жалоба обоснована, продавца исключают. Так что там порядок навели очень быстро! Конечно, покупатель должен быть защищен от недобросовестной рекламы, иначе он просто потеряет время, пытаясь купить компьютер, условно говоря, за пятьсот долларов, а когда придет в офис компании, ему там скажут: извините, у нас такого уже нет, а купите за семьсот… И если такое все еще происходит в туристической сфере, это говорит о культуре рынка и о том, что пока еще никто не занялся наведением в ней порядка.

Как вообще турист, в том числе иностранный, может найти информацию о Беларуси? Вот, например, сайт belarus.by – официальный веб-сайт Республики Беларусь, источник информации о стране. Он как раз и ориентирован на иностранцев, призван дать им информацию о Беларуси в позитивном ключе. Тут представлена история, культура, достопримечательности, интересные уголки природы, праздники, достижения… Внешне все очень симпатично, языки – английский, русский и белорусский. Но! Я зашел на этот сайт только потому, что знал, что он существует. Если бы не знал, ни за что бы не нашел! И пользователь из Европы или Штатов его не найдет. Проведем эксперимент и зададим поиск в Google. Войдя под американским IP-адресом и набрав запрос «travel to Belarus», в первых строчках получаем американские сайты. Практически все сайты, которые выскочили в первых строчках результатов поиска, – зарубежные. Так что даже если белорусский сайт туристической тематики наполнен самой точной и исчерпывающей информацией, при поиске он не появится. Выполнена только одна часть работы. А теперь надо добавить комплекс технических мероприятий по поисковому продвижению сайта.

И вот тут я вынужден констатировать, что в Беларуси предприятия и компании (многие, не только туристические) этого момента до сих пор не понимают. За примерами далеко ходить не надо: об этом свидетельствуют сайты того же БелАЗа, завода «Атлант». Да, сайты у них есть – созданные для галочки. А то, что информацию, размещенную на сайте, нужно находить в поиске тем, кто интересуется их продукцией, им вообще в голову не приходит. Да, по словам «коммунарка» и «милавица» можно найти сайты «Коммунарки» и «Милавицы»! Но никто не будет искать по этим словам! Допустим, какой-то дилер из Европы захочет купить партию кондитерских изделий – он не будет искать слово «коммунарка». Он запустит в поисковик «кондитерские изделия» или «шоколад». И «Коммунарку» поисковик должен выдавать именно при поиске словосочетания «кондитерские изделия», а не по слову «коммунарка»!

Вообще в белорусском интернете сложилась парадоксальная ситуация: здесь невыгодно создавать качественные интернет-продукты. Профессионально созданный продукт может ни копейки не принести его создателю. Если у специалиста есть необходимая квалификация, ему выгоднее работать на российский или европейский рынок – сделать то же самое, но заработать гораздо больше. Например, сайт с посещаемостью 1000 человек в день в Беларуси может принести… два, три, пять долларов в месяц. Проще пойти вагон разгрузить и получить двадцатку! Для людей высокой квалификации такая ситуация – просто издевательство! А аналогичный проект с такой посещаемостью (это очень небольшая посещаемость) на Германию или Штаты принесет уже триста–пятьсот долларов. И это самая главная проблема нашего времени: люди, имеющие понимание того, что должно быть сделано, и квалификацию, чтобы это сделать, не работают в белорусском интернете, понимая, что в аналогичных проектах России и Европы они получат отдачу, большую в разы. Интересные интернет-проекты в Беларуси делают энтузиасты. Кто-то из чувства патриотизма, потому что ему интересно развивать белорусский интернет, кто-то – в надежде на отдачу в отдаленном будущем. В качестве примера приведу сайт «Автомалиновка» (av.by) – сайт объявлений о купле-продаже автомобилей. В первые годы существования сайта создатели практически не зарабатывали. А сегодня он входит в пятерку самых посещаемых белорусских сайтов и очень неплохо зарабатывает на рекламе.

К сожалению, общее резюме неутешительно не только из-за недостаточной интернет-грамотности владельцев сайтов и не только из-за экономической ситуации в стране, которая не позволяет зарабатывать разработчикам на сайтах, ориентированных на Беларусь. Еще одной существенной проблемой является отношение государства к интернету. При том что в мире интернет признан одним из величайших изобретений XX века, без которого экономика многих стран сегодня просто рухнет. Вместо того чтобы использовать его по полной программе на благо государства, представители органов власти открыто демонстрируют непонимание важности интернета и его возможностей. Это в той или иной степени свойственно руководству всех стран СНГ. Например, генеральный прокурор Казахстана открыто назвал интернет и социальные сети «злом». Особенность интернета в том, что нельзя «извлечь» из него какую-то составляющую (например, социальные сети), он весь или есть, или его нет. Фактически стоит вопрос о запрете целиком этого «зла». Как же тогда вести разговор, например, о расширении рынков сбыта наших экспортеров? По-моему, очевидно: или мы продолжаем пользоваться всеми достижениями цивилизации, или возвращаемся к каменным топорам.

Федор Короленко окончил БГУИР (1996), инженер телекоммуникаций. В интернете с 1997 года. Отец-основатель «Акавиты», белорусского сервиса интернет-статистики. В 2005 году на VII Белорусском интернет-форуме был избран Человеком года в белорусском интернете. Автор и разработчик dancesport.by, pesnyary.com и ряда других проектов. Созданная им статистическая система «Акавиты» – основной инструмент для определения посещаемости большинства белорусских сайтов.

https://www.traditionrolex.com/8