https://www.traditionrolex.com/8
Иногда приходилось слышать в свой адрес и такое: «Это в чистом виде пропаганда язычества!» Но, помилуйте, это же мифы, легенды и предания, которые создавали наши предки. Почему мы не должны об этом знать и помнить? Почему мы не можем использовать это сегодня в своей жизни, в своей работе? Мифология вполне может стать туристической «фишкой» Беларуси

Победителем IX Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь» в номинации «Лучшая экскурсия» стала компания «Центр туристских услуг» из города Поставы. Руководитель центра Егор Шушкевич поделился своим опытом в экскурсионном деле.

– Скоро исполнится четверть века с тех пор, как я в туризме. Турфирму мы создали в 2004 году, и с того момента начали рекламировать свой край. Как кулик, который хвалит собственное болото, мы хотели показать и рассказать нашим гостям о Поставщине, где действительно есть много  интересного. Но когда мы готовили программу «На госці да Зюзі Паазерскага», то не ожидали, что будет такой отклик: изначально тур задумывался для детей, а не для широкого круга туристов. Тем не менее разбросали предложение по фирмам в Минске, Полоцке, Витебске, Борисове – в городах, откуда туристы уже ездили по нашему экскурсионному маршруту «Край озер, костелов, парков…» Неожиданно коллеги отозвались: им было интересно, кто этот загадочный Зюзя и что это за программа, поэтому в первый же год этого нашего проекта к нам приехали гости из столицы и других городов Беларуси.

Тогда мы сообразили, что находимся на верном пути, и глубже окунулись в белорусскую мифологию и фольклор. По сути, это наша очень-очень древняя история, которая оказалась интересной и разнообразной. Со временем появился фольклорно-мифологический комплекс «Озерки», где мы в некотором смысле «материализуем» древнюю мифологию белорусов. Многие наши коллеги, которые отправляют к нам свои группы, совершенно спокойны за обслуживание, будь то экскурсия, питание или что-то еще. Всем не угодишь и всякое случается, но туристы уезжают, как правило, довольными.

Между тем иногда приходилось слышать в свой адрес и такое: «Это в чистом виде пропаганда язычества!» Но, помилуйте, это же мифы, легенды и предания, которые создавали наши предки. Почему мы не должны об этом знать и помнить? Почему мы не можем использовать это сегодня в своей жизни, в своей работе? Мифология вполне может стать туристической «фишкой» Беларуси.

Это мог бы быть крупный качественный проект, продуманный и с точки зрения инфраструктуры, и технически. Если рассуждать гипотетически, можно представить некий «Диснейленд», только не с придуманным американцем и навязанным всему миру Микки Маусом, а с исконно белорусскими мифологическими персонажами. Это тоже может быть интересным. Тот же Зюзя – уникален, потому что такой герой не встречается больше ни в одной мифологии славян. Если мы будем базироваться на аутентичных традициях, которые присущи той или иной местности, можно создавать любопытные программы, и ведь любая местность по-своему оригинальна и интересна. Но пока получается, что Микки Маус – это нормально, а Зюзя – это уже «ересь».

В наших программах мы используем определенные традиции, свойственные только нашему краю, чтобы придать элемент анимации, как сейчас модно говорить. Каждый создает анимацию по-разному: кто-то в духе XIX столетия, кто-то – XVI или XIV. Любая анимация имеет право на существование и, может быть, чем больше будет анимационных программ, тем будет интереснее. Естественно, анимация не должна становиться самоцелью. Как правило, прежде чем отвезти туристов в гости к Зюзе, на пасхальную либо масленичную анимацию, мы проводим экскурсию по нашему району. Сама анимация в нашем комплексе – это, скорее, достойный финал поездки по Поставщине: гости что-то посмотрели, о чем-то узнали и только потом, в завершении экскурсионного дня, они могут расслабиться, отдохнуть за чашкой травяного чая или поиграть, покататься на лошадях.

Наверняка в Беларуси остались еще пустынные места, не заполненные экскурсиями и анимацией, но в то же время и не надо «тужиться». Не всё и не везде можно превратить в одинаково интересные туристические объекты. Можно нарисовать великое множество экскурсионных маршрутов, но чем их наполнить? Если мы будем возить по городам и весям туристов, останавливаться возле каждого столба и придумывать ему историю, экскурсии не станут «живыми». На сегодняшний момент, я думаю, есть около ста действующих маршрутов по Беларуси. Куда же едут туристы? Наверное, максимум по 10 маршрутам: Мир – Несвиж, которые у всех на слуху, Могилев с Буйничским полем, Витебск с Шагалом и «Славянским базаром», Полоцк, Брест и Беловежская пуща, Гродно и окрестности – буквально по пальцам можно пересчитать программы, которые по-настоящему востребованы. А где еще 90 экскурсий? Остались за кадром, хотя наверняка среди них есть и очень интересные маршруты.

Прежде всего в экскурсию, как и в любое другое дело, нужно вложить душу, ведь никогда не обманешь ни одного гостя, ни целую группу туристов. Если ты не искренен, не относишься к делу с любовью, туристы всегда очень чувствуют. Кроме того, всегда надо что-то новенькое привносить и корректировать программу, даже если она обкатана. Для программы «На госці да Зюзі Паазерскага» мы каждый год готовим представление по абсолютно другому сценарию, стараемся искать свежий подход и вводить новых персонажей. В этом году у нас состоялось открытие памятника пасхальному яйцу, но это событие больше не актуально, и к следующей Пасхе мы будем думать, какой будет очередная «изюминка», чтобы мы могли ее органично «вкрапить» в тур «Велікодныя традыцыі Пастаўскага Паазер’я». Каждый год мы пытаемся привносить новые элементы  во все наши программы, чтобы и самим держаться в тонусе и  нашим гостям было интересно.

https://www.traditionrolex.com/8