https://www.traditionrolex.com/8
Не только в Беларуси, но и в странах ЕС существуют проекты, исполнители которых получают гранты, у себя внутри «копошатся», проект заканчивается – и не остается никаких результатов. С другой стороны есть множество маленьких проектов с бюджетом 20–50 тысяч евро, когда невозможно сделать что-то такое, что прогремело бы на всю страну, и все сказали «вау!». Нужно соизмерять затраченные ресурсы и эффект от проекта

В 2012 году в Беларуси при поддержке Европейского Союза стартует продолжение белорусско-латвийского проекта в сфере трансграничного туризма «Белла Двина». О том, как туристическим организациям получить финансовую помощь европейских структур, TIO.BY рассказал директор фонда «Интеракция», который является одним из партнеров проекта с белорусской стороны, Иван Щедренок.

– Иван, кто может рассчитывать на финансовую поддержку Европейского Союза?

– Как правило, в первую очередь на такую помощь могут рассчитывать местные и региональные органы государственного управления, общественные и некоммерческие организации: ассоциации, фонды, деятельность которых не направлена на извлечение выгоды, хотя существуют программы, которые позволяют участвовать и коммерческим предприятиям.

Информацию о программах, открытых для белорусских организаций, и условия участия можно найти в соответствующем разделе сайта представительства Европейского Союза в Беларуси.

– Как правильно подготовить заявку?

– У Европейского Союза, который чаще всего выступает донором для Беларуси, существуют различные механизмы и программы поддержки. В рамках таких программ объявляются конкурсы проектов, и вместе с информацией о начале конкурса публикуются условия участия, форма заявки и руководство по ее заполнению. Иногда проводятся семинары, во время которых рассказывают, как правильно оформить документы. Довольно часто оформлением заявки занимается партнер, который уже умеет соответствующий опыт.

– С какими трудностями может столкнуться неопытный заявитель?

– В целом проект не должен быть сырым: неинтересная и плохо проработанная идея не пройдет по конкурсу, поэтому в заявке проект нужно рассмотреть со всех сторон, убедительно обосновать, почему он нужен, и представить, каким будет результат.

Существуют и чисто «технические» нюансы. Как правило, в проектах задействовано много организаций, и от каждого партнера, кроме согласия, нужно получить информацию, на основе которой составляется заявка. Также обычно к заявке необходимо приложить официальные документы: уставы, регламенты и так далее. Другой пример. Проект «Белла Двина–2» будет осуществляться в рамках программы Европейского Союза по трансграничному сотрудничеству региона Латвия – Литва – Беларусь, и заявка в рамках этой программы подается на английском языке, что также является сложностью для белорусских заявителей. Впрочем, точно такая же программа сотрудничества для региона Польша – Украина – Беларусь допускает заполнение документов на русском языке, но и в таком случае часто возникают трудности.

Одним словом, это трудоемкий и продолжительный процесс: для подготовки качественного проекта требуется, уже при наличии партнеров, в среднем от 3 до 6 месяцев, хотя чем больше времени есть на подготовку, тем лучше.

– Много ли возможностей для туристических организаций в рамках программ ЕС?

– В принципе, все европейские программы поддержки направлены на устойчивое развитие стран и регионов. Устойчивое развитие всегда включает такой компонент как устойчивое экономическое развитие. В свою очередь устойчивое экономическое развитие не исключает развитие туризма как такового, потому что туристы приезжают и оставляют в стране деньги, развивается сфера услуг, в регионах появляются рабочие места – много разных моментов. Поэтому даже если в программе поддержки туризм прямо не назван, он практически всегда присутствует как элемент устойчивого экономического развития.

Больше всего заявок приходится как раз на туризм и экологию – эти темы лежат на поверхности, для них легко привести обоснование, так что это два излюбленных направления, и конкуренция в этих сферах весьма существенна. Не только в Витебском регионе, но и в Гродненской, и в Брестской области много трансграничных проектов, которые направлены как раз на развитие туризма и реализуются при поддержке ЕС. Возможно, они более мелкие, поэтому о них на республиканском уровне известно не много.

– Каким должен быть туристический проект, чтобы победить в конкурсе?

– Безусловно, проект должен быть качественным, хотя составляющие качества сложно описать по пунктам – каждый проект индивидуален. Если говорить в общем, то в первую очередь проект должен ориентироваться на реальные нужды тех регионов, где предполагается его реализовывать. Грубо говоря, он не должен быть высосанным из пальца. Обучение, стратегическое планирование, анализ ситуации – это все замечательно, но после проекта всегда должны оставаться видимые итоги и осязаемые вещи. В случае с проектом «Белла Двина» это карты, компьютеры, лодки – все, что работает после завершения проекта. К примеру, мы были приятно поражены, когда в полоцком информационном центре появились туристы из США, которые были в Латвии и у латвийских партнеров проекта узнали, что можно еще съездить в Полоцк. Вот это реальные итоги реализации проекта, которые к тому же востребованы туристами.

Кстати, нормальный партнерский состав имеет немаловажное значение. У всех партнеров должны быть похожие проблемы, которые призван решить проект, и участники должны быть одинаково заинтересованы проработать тематику проекта от и до.

– Участие в качестве партнера местных органов власти придает проекту солидности в глазах чиновников ЕС?

– С одной стороны в белорусских реалиях без госорганов, конечно, сложно обойтись при всем желании. С другой стороны, местные неправительственные организации в белорусских регионах – тема для отдельного разговора. Если коротко, то таких организаций крайне мало и в основном они находятся не в лучшей форме, мягко говоря. По крайней мере нам было сложно найти партнеров на местном уровне, с которыми можно было бы продуктивно работать. Чаще всего партнерами в европейских проектах выступают крупные республиканские общественные организации, которые активно работают в регионах. Яркий пример – объединение «Отдых в деревне», у которого везде есть региональные структуры.

В проектах «Белла Двина–2» и «Bella Cuisine», к примеру, местные органы власти участвуют и с белорусской, и с латышской, и с литовской сторон. Это объясняется тем, что общими вопросами развития туристической отрасли и инфраструктуры, на что, собственно, и направлены проекты, все равно занимаются местные органы власти – так происходит во всех странах.

– Как контролируется выполнение проектов и распределение бюджета со стороны ЕС?

– Контролируется все до последнего цента, причем не только со стороны Евросоюза. Условно можно говорить о трех «уровнях» контроля, не считая контроля со стороны самих участников проекта. Первый «уровень» – контроль аудитора, без подписи которого Евросоюз не признает понесенные в рамках проекта расходы. На втором «уровне» контроль осуществляется белорусскими государственными органами. Каждый такой проект, который у нас в стране называется проектом международной технической помощи, должен пройти специальную процедуру одобрения и регистрации.  Это долгая, достаточно сложная процедура, финальным аккордом которой является регистрация проекта в Министерстве экономики. Затем каждые полгода главный партнер проекта в Беларуси отчитывается, как реализуется проект: какие цели были поставлены, каким образом осваивалось и распределялось финансирование, какие результаты были достигнуты. Иногда для проектов назначается комплексная экспертиза, которая проводится специально создаваемой для этого комиссией, состоящей из представителей заинтересованных государственных органов. Надо сказать, на этом уровне происходит контроль довольно жесткий. Третий «уровень» контроля заключается в том, что как минимум один раз в год необходимо представлять отчеты в органы Европейской комиссии, которые курируют программу: и финансовые, и тематические, то есть каким образом реализуется содержательная часть проекта. Если система управления проектом организована на должном уровне, ни с одним видом контроля проблем не возникает.

– Долгий процесс подготовки документов и сложная система контроля, не говоря уже о возможных трудностях в процессе реализации проекта, вызывают сомнения в том, стоит ли «ввязываться»…

– Конечно, «ввязываться» стоит, имея определенную долю авантюризма. Для маленьких проектов и инициатив этот объем документов при подготовке проекта, текущей отчетности и контроле несоизмерим с результатами. В то же время в Беларуси все чаще реализуются крупные проекты, когда ты выполняешь огромную сложную работу, но делаешь это, потому что получаешь соответствующую отдачу. При этом чтобы избежать дополнительных сложностей, ведущие или главные партнеры часто находятся за пределами Беларуси. Это немного облегчает жизнь белорусским участникам, которые отвечают только за свою часть и не распределяют финансы для зарубежных партнеров.

– Какие проекты считаются крупными?

– Бюджет первого проекта «Белла Двина» составлял более 500 тысяч евро с учетом финансирования Евросоюза и софинансирования местных партнеров. Второй проект – около 2 миллионов. Это достаточно крупные проекты. Условно, проекты до 1 миллиона евро считаются средними, все, что выше, соответственно, крупными и достаточно серьезными.

– Как вы относитесь к заявлениям, что многие организации в Беларуси получают финансирование от ЕС и этим ограничиваются?

– Надо признать, что подобные высказывания возникают не на пустом месте. Не только в Беларуси, но и в странах ЕС существуют проекты, исполнители которых получают гранты, у себя внутри «копошатся», проект заканчивается – и не остается никаких результатов. С другой стороны есть множество маленьких проектов с бюджетом 20–50 тысяч евро, когда невозможно сделать что-то такое, что прогремело бы на всю страну, и все сказали «вау!». Нужно соизмерять затраченные ресурсы и эффект от проекта.

Однако необязательно, чтобы проект гремел на всю страну, мелкие инициативы также находят поддержку ЕС и имеют важное значение. В Беларуси на местном уровне реализуется масса различных мелких инициатив, и невозможно одним большим проектом охватить все полностью, поэтому должны быть и средние, и мелкие инициативы. У них есть конкретная цель, скажем, один или два определенных объекта, на которых ведутся работы, или туристический продукт, который требует продвижения. И даже если о них мало кто знает, результат все равно есть. Я не думаю, что в Беларуси сельский туризм развивался бы такими темпами, не вовлекайся владельцы усадеб в различные трансграничные мелкие проекты с Польшей, Литвой и Латвией, где все это начало развиваться раньше. В частности, в Брестской и Гродненской областях было реализовано много небольших проектов в рамках еврорегионов «Буг» и «Неман» соответственно. Мы мало знаем об этих проектах и инициативах, но можем оценить качество услуг, которые предоставляют хозяева усадеб, участвующих теперь в данных проектах или уже перенявших опыт своих коллег из приграничных регионов ЕС.

При этом, конечно, желательно не работать в одиночку, а объединять усилия с такими же людьми или организациями, которые работают в этой отрасли. Один голос никогда не будет услышан, и это особенно актуально, когда имеешь дело с европейскими программами поддержки.

– Выгода белорусских организаций более или менее понятна, а какие цели преследует ЕС?

– У Евросоюза есть определенная политика развития, которая среди прочего направлена на то, чтобы вокруг него находились дружественные и хорошо развитые государства. Простая аналогия. Ты живешь в хорошей обустроенной квартире, а у тебя сосед – пьяница и дебошир, и у него в квартире притон, так что ты постоянно чувствуешь опасность. Совсем другое дело, когда твой сосед, может быть, и беднее, чем ты, но ты можешь с ним нормально общаться, а когда это необходимо, еще и предпринять что-то совместное на общее благо. Чтобы страны, окружающие Евросоюз, развивались и шли в ногу со странами ЕС, открываются программы, устраиваются конкурсы на различные проекты и выделяется финансирование – такой практичный подход по сути во благо себе. Другой момент связан с тем, что, участвуя в программах трансграничного сотрудничества, европейские приграничные регионы получают существенную, а часто и более значительную часть финансирования, чем страны, которые не входят в ЕС. Таким образом  дополнительно поддерживаются периферийные регионы Европейского Союза.

https://www.traditionrolex.com/8