Анатолий ВАРАВВА, фото Сергея ПЛЫТКЕВИЧА
Поезд медленно подходит к новенькой белой станции в новом немецком стиле. Это Столбцы. Белый одноглавый орел, похожий на гуся, украшает мезонин станции. Тут опять таможенный осмотр. Не считая того, что у путешественников ласково отбирают паюсную икру, все кончается как нельзя благополучно. Наш расстроенный герой, волоча за рукав подавленную супругу, выходит на перрон и в изумлении открывает рот. Несколько блистательных поездов стоит на путях. С суеверным ужасом он читает по складам французские и немецкие таблички на вагонах. «Столбцы - Берлин». «Столбцы - Париж». «Столбцы - Остенде».
Так писал в своем рассказе «Наши за границей» острый на язык 30-летний Валентин Катаев - писатель, поэт, драматург, публицист, которому судьба сулила не раз и не два проезжать через пограничное местечко Столбцы прямиком в. Европу. Ведь «межвоенная», то есть зажатая между двумя мировыми войнами Европа - в облике Второй Речи Посполитой - и впрямь начиналась для «человека с Востока» именно тут. Ну а советским районным центром Столбцы стали только в 1940 году и сегодня насчитывают более 15 тысяч жителей.
Во время оно.
Письменная история города начинается, по некоторым сведениям, с 1511 года. На протяжении столетия (1728-1831) Столбцами владели могущественные магнаты Чарторыйские, превратившие местечко в центр своего графства. При них Столбцы получили даже право на самоуправление (1729).
Можно ли себе представить, что у городка, расположенного теперь на сильно обмелевшем Немане, еще полторы сотни лет тому назад останавливались витины (речные торговые суда, баржи), которыми доставляли сюда из Крулевца (Кёнигсберга-Калининграда) «разные вина и красивую полированную (поливаную) посуду», о чем сообщал известный этнограф и краевед Х1Х столетия Павел Шпилевский?
А вот Владислав Сырокомля, тоже не обойдя вниманием Столбцы, утверждал в середине того же века, что «славятся тут подземные ходы и лавки с напитками, это как бы второй, подземный город, подобно римским катакомбам. Пара таких лавок, принадлежащих состоятель- нейшим купцам, процветает до сих пор».
Но по-настоящему большую известность Столбцам принес доминиканский монастырь, который в 1621 году заложил минский каштелян Александр Слушка. Выстроенный в обители полвека спустя каменный костел Св. Казимира хранил в своих стенах мощи настоятеля монастыря отца Фабиана (Малишевского), прославившиеся многочисленными чу- дотворениями и исцелениями. Сюда толпами стекались паломники, и, пройдя в святыню, где в особой каплице покоились останки благословенного Фабиана (дело до его окончательной канонизации, к сожалению, так и не дошло), они могли одновременно лицезреть потрясающей красоты интерьер, изукрашенный виртуозной лепниной в стиле рококо. В 60-х годах ХХ века храм безжалостно разрушили.
Сегодня архитектурных памятников в Столбцах почти не осталось - только церковь Св. Анны возвышается на горе рядом с бывшей торговой площадью. Построили ее в стиле классицизма в 1825 году Чарторыйские, у которых царские власти отняли Столбцы в 1831 году за участие в «Листопадовском» восстании.
Сегодня архитектурных памятников в Столбцах почти не осталось - только церковь Св. Анны возвышается на горе рядом с бывшей торговой площадью. Построили ее в стиле классицизма в 1825 году Чарторыйские, у которых царские власти отняли Столбцы в 1831 году за участие в «Листопадовском» восстании.
«Вось кончан лес, i Стоубцы блiзка»
Этой строкой в поэме «Новая зямля» ее автор начинает свое неторопливое и трепетное повествование о родных ему и его героям местах на Столбцовщине. Еще бы! Здесь, в бывшем застенке (хуторе) Окинчицы, включенном в 1977 году в состав Столбцов, в семье лесника Ми- хала Мицкевича в 1882 году родился третий сын - Кастусь, будущий классик белорусской литературы, народный поэт Якуб Колас (Константин Мицкевич, 1882-1956). В мемориальном музее реконструирована атмосфера жизни семьи Мицкевичей, которые пробыли тут совсем недолго (1881-1883), а затем переезжали с места на место. Некоторые из этих мест включены в Коласовский заказник (Ласток, Альбуть, Смольня, Миколаевщина), а путеводителем по заказнику и - шире - по жизни песняра могут послужить его лучшие стихотворные произведения - поэмы «Новая зямля» и «Сымон-музыка», написанные Коласом в пору его творческой зрелости...
Окрестности Столбцов славятся также интересными памятниками зодчества. В Вишневце, бывшем местечке Говезна, которое в 1588 году Миколай Крыштоф Радзивилл Сиротка купил у слуцкого князя Яна Олельковича, а затем отдал несвижскому монастырю бенедиктинок, монахини основали в 1640 году униатскую церковь, которая век спустя была перестроена. Ее непобеленные «готические» стены были живо памятны В.Сырокомле, когда он писал «Странствия по моим былым околицам». Внутри этот почти квадратный, но все же тяготеющий к базиликальному плану храм частично сохранил свой изначальный барочный облик.
Заглянув в Деревную (или, иначе, Деревное), можно увидеть Вознесенский костел с трехъярусной башней (вторая половина xVlI столетия). Памятник сохранил готические контрфорсы на боковых фасадах. Пластика его экстерьера очень сдержанна, графична и представляется ренессансной архаикой в барочную пору.
А сложенный из хорошо обтесанных квадров известняка и горделиво поставленный на пригорке в деревне Рубежевичи двухбашенный костел Св. Юзефа (1911) является примером удачной готической реминисценции. Храм имеет прекрасный силуэт и словно маяк парит над окрестностями.
Наконец, под Столбцами есть два Сверженя. Новый и Старый.
Новый Свержень когда-то был богатым местечком - как-никак первая пристань на Немане. Отсюда сплавляли лес, отсюда уходили баржи, груженные зерном и другими сельскохозяйственными товарами. В историческом центре местечка на былой торговой площади возвышается готико-ренессансный ПетроПавловский костел конца XVI века. Прежде его башня была выше, но ураган в 1818 году снес верхние ярусы. Рядом с костелом стоит его почти сверстница - Успенская церковь. Перейдя в униатство и обзаведясь базилианским монастырем, она затем вновь вернулась в православие. Строгий облик этих однобашенных построек тотчас и надолго врезается в память. Кроме того, здесь еще можно увидеть заброшенную водяную мельницу.
Что же касается Старого Сверженя, то, казалось бы, оттого он и Старый, что постарше Нового Сверженя. Ан нет: исследователи полагают, что с поселения Свержно, упомянутого в грамоте великого князя Витов- та в 1428 году, началась письменная история Нового Сверженя, а не Старого, возникшего в конце ХVI столетия, а может, и гораздо позже.
Можно ли себе представить, что у городка, расположенного теперь на сильно обмелевшем Немане, еще полторы сотни лет тому назад останавливались витины (речные торговые суда, баржи), которыми доставляли сюда из Крулевца (Кёнигсберга-Калининграда) «разные вина и красивую полированную (поливаную) посуду», о чем сообщал известный этнограф и краевед XIX столетия Павел Шпилевский?
Деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, срубленная тут в 1770 году, не уцелела - на ее месте и с ее именем стоит небольшой компактный кирпичный храм, сооруженный в последние годы. Достопримечательностью Старого Сверженя является памятный камень с якорями и надписью «1482». Хотя в дате, взятой из грамоты Витовта, последние цифры явно перепутаны, зато якоря напоминают нам о том, что некогда Неман в здешних местах был судоходен. Правда, на реке располагается как раз Новый, а вовсе не Старый Свержень!