Душевная, трогательная атмосфера датской глубинки немного диссонирует с чопорным королевским Копенгагеном. Но бесспорным символом абсолютной монархии и хранителем истории Дании выступает дворец Фредериксборг, расположенный неподалеку от Копенгагена, в Хиллероде. Замок воздвигнут при королях Фредерике II и его сыне Кристиане IV. Стиль голландского Ренессанса и сегодняшний вид он приобрел при Кристиане IV, отстроившем заново в этом стиле добрую половину Копенгагена. На протяжении последних 129 лет здесь размещается Музей национальной истории.
В истории музея огромную роль сыграл датский филантроп и по совместительству пивовар Якоб Якобсен, основатель империи Carlsberg (его сын подарил Копенгагену и знаменитую Русалочку, и художественный музей – Глиптотеку). После сильнейшего пожара в середине XIX века восстановление замка шло не только за счет казны и пожертвований, но и за его деньги. Якобсен, считавший, что в Дании должен быть свой объект, сравнимый с Версалем, поставил условие, чтобы в восстановленном замке был исторический музей. В результате отделением фонда Carlsberg в замке Фредериксборг и был основан национальный исторический музей.
Это уже не совсем крепость (мост не убирается, ров чисто декоративный и ворота совсем не боевые), но еще и не легкомысленный загородный дворец – за аркой проход с обеих сторон обступают красноречивые здания с узкими окошками-бойницами.
Вокруг андерсеновский город.
И посетители замка с неменьшим любопытством бродят по его улочкам.
Но давайте заглянем в сам замок.
Статуя Алексадра Македонского, гордо реет национальный флаг.
Вид на замковый двор с фонтаном «Нептун» в центре.
В тронном зале новинка тех времен, лифт короля Кристиана IV, известного своими экстравагантными выходками: он любил удрать из своих покоев, заставляя долгие часы томиться в ожидании пришедших к нему на прием дипломатов или подданных, пребывающих в это время в полной уверенности, что правитель занят «делами государевыми».
И еще, как мы сделали вывод, Кристиан IV не больно жаловал людей, всячески над ними подтрунивал. Например, зал приемов оканчивался высокой ступенькой, а, как известно, к монарху нельзя было поворачиваться спиной. Пятясь из покоев, посетители не могли удержаться на ногах и непременно падали…
Здесь, удивляясь небольшим размерам монаршего ложа, я узнала удивительную вещь: в старинные времена в королевстве было принято спать полусидя.
Дескать, смерть увидит сидящего, а не лежащего человека, и подумает, что ошиблась адресом. Тогда здесь еще надеялись, что смерть можно обмануть, хотя принц датский давно уже произнес в адрес своего призрака классическое:
Да чего бояться?
Булавка мне ценней, чем жизнь моя,
А что моей душе он сделать может?
Она – предмет бессмертный, как и он.
Любопытно глянуть на костюмы тех времен и на астрологический макет.
Церковь дворца Фредериксборг – место, где венчаются и коронуются монаршие особы, и где по сей день проходит обряд посвящения в рыцари. Убранство церкви производит сильнейшее впечатление.
Витражи и фрески великолепны.
Говорят, на одном из стекол в церкви выцарапана бриллиантовым камешком надпись по-французски: «Великая княжна, в девичестве Ольга Романова, невеста короля Георга I. 1867 год», – «детская» шалость шестнадцатилетней девушки, будущей королевы. Ольга Константиновна, внучка Николая I и кузина Александра III, стала королевой Греции, а ее муж за год до Первой мировой войны погиб в Салониках от руки убийцы. Датская принцесса Дагмар, которая после принятия православия получила имя Мария Федоровна, была обвенчана с Александром, двоюродным братом Ольги.
В часовне находится самый старый орган Европы начала XVII века.
Кавалеры высшего знака отличия Дании – Ордена Слона – представлены в церкви фамильными гербами. Ордена удостаивались члены королевского дома либо действующие главы государств, но в истории существовали и исключения. Таким, например, стал великий датский физик, простолюдин Нильс Бор.
Фамильными гербами местной знати завешаны все лестницы в замке. Было бы немного больше времени, можно было бы заняться поиском гербов, связанных с Беларусью.
Похоже, что бабушка на фото вверху обнаружила свой герб. А внизу еще поле непаханное!
Заслуживает внимания и богатейшая коллекция живописи, хранимая в музее.
На стенах изображение батальных сцен. Дания, как известно, во времена Кристиана IV не выиграла ни одной битвы. В картинах, скажем так, воплощены призрачные мечты о победах на поле брани.
Лепнина и убранство огромных залов вызывают вздохи искреннего восхищения!
Здесь Кристиан IV, не покидая ложа, принимал посетителей.
А на этой картине изображен грустный эпизод из жизни монаршего семейства. Восточная красавица принцесса Александра Кристина Мэнли и принц Иоахим, младший сын современной королевы Дании Маргрет II, обвенчались в 1995 году в церкви дворца Фредериксборг. Брак был недолгим, и они достаточно скоро расстались, успев родить двоих детей. Королева, ставшая на сторону невестки, спустя восемь дней после развода четы даровала Александре титул графини Фредериксборга.
Замок обрамлен в барочные сады. Выход во внутренний дворик к парковому ансамблю.
Глядя на нахальных местных ворон, я почему-то вспоминала гордых тауэрских воронов…
А вот утки с многочисленным потомством чрезвычайно милы и очень трогательны!
«Прощай, прощай и помни обо мне!» – словами Гамлета расстается со мной Фредериксборг.
Еще не вечер, мы возвращаемся в Копенгаген, где назначена встреча с бывшей соотечественницей и коллегой Натальей Андреевой. Госпожа Натали Нилен живет в Швеции, в двух часах езды от Копенгагена. Кстати, Натали клятвенно пообещала нам вести блог на нашем сайте. Заявляю это во всеуслышание и с нетерпением жду рассказов о скандинавской жизни!
…Город тем не менее ускользал, занавесив свою душу. Он рисковал остаться так и не понятым и не постигнутым мной, всего лишь очередной точкой маршрута. Прощальная прогулка по вечерней пешеходной улочке Строгет неожиданно все расставила по местам.
Время уже неурочное, предзакатное, магазины, чем так славится эта улочка, давно уже закрыты. Глаз скользит по витринам и вдруг цепляется за одно яркое пятно, потом еще и еще. Подхожу поближе: это объявления, прикрепленные к стенам скотчем.
«Девушка в синей шапочке ищет парня со Строгет. Привет! Если ты тот юноша, с которым мы дважды встречались во время шопинга на Строгет в конце марта (28-29), и тебе, возможно, все еще интересно, где купить такую синюю шапочку, или ты хочешь выпить пива у Rosie McGee’s, напиши мне на адрес: christina.muetze@gmx.de».
И все вдруг стало на свои места. Холодную готику наконец растопили человеческие эмоции. Я прониклась трогательной романтичной атмосферой Копенгагена. Город принял меня. Здесь, как и в сказках Андерсена, любят, расстаются, страдают, грустят и надеются на встречу. И мне бы так хотелось, чтобы у сказки о синей шапочке был счастливый финал!
P.S. Авторы выражают огромную благодарность за организацию путешествия авиакомпании airBaltic и Официальной туристической организации Дании VisitDenmark.